«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР через сказки»
статья по логопедии на тему

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР через сказки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ г. Иркутск детский сад № 72

Учитель – логопед Андреева Светлана Витальевна, стаж работы 27 лет

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР через сказки»

Данная тема связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.  

Поэтому для углубленной работы я выбрала тему по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР через сказки»

Цель:

    Развивать связную речь детей старшего дошкольного  возраста с ТНР            

    через сказки.

Задачи:

  • Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, грамматического строя, связной, выразительной речи; обогащать словарь
  • Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности;
  • Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость
  • Воспитывать любовь к художественной литературе.

Более 10 лет, я использую в своей работе жанры русского народного фольклора. Малый фольклор (потешки, прибаутки, чистоговорки, скороговорки, стишки, загадки) я использую на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях по

Сказки, выделяю в отдельное занятие, которое проходит по четвергам, и называется «Сказочный четверг»

Этапы работы:

1 этап   Организационно – подготовительный

2 этап   Путешествие по сказке

3 этап  Развитие самостоятельности в словесно-творческих проявлениях

4 этап  Активизация собственной исполнительской деятельности

1. Этап «Организационно - подготовительный»

Цель: организовать соответствующую предметно-развивающую и естественную речевую среду, способствующую развитию эстетического восприятия сказки и раскрытию творческого потенциала личности дошкольника в процессе работы с русскими сказками.

2 Этап «Путешествие по сказке»

Цель: воспитывать устойчивую потребность в общении со сказкой, постигать ребенком выразительности, красоты и точности родной речи, насыщать её речевыми оборотами и образными выражениями; вводить в связную речь языковые средства для самостоятельного творчества детей.

                 Ознакомление с художественной литературой

  • Вопросы – обсуждение
  • Загадки, пословицы, поговорки
  • Домашнее задание: рисунок – поделка

В ходе «сказочного занятия», дети с удовольствием прослушивают сказку. Хочется обратить внимание на то, что сказку нужно не читать, а рассказывать. Этим у детей воспитывается умение слушать и понимать монологическую речь. Чтобы первое знакомство со сказкой не только заинтересовало детей, но и нашло отражение в их чувствах и эмоциях, нужно выразительно преподнести текст. Эмоциональную окраску речи дети начинают ощущать с усвоением речи вообще. Особенно доступна им выразительность интонации.

       После рассказывания сказки необходимо рассмотреть вместе с детьми иллюстрации, провести беседу, которая поможет ребятам лучше понять содержание, правильно оценить некоторые эпизоды сказочной истории. Желательно задавать вопросы, помогающие формированию лексико–грамматических представлений детей, а также побуждающие их анализировать, рассуждать, делать выводы. Одни вопросы помогают выяснить, насколько дети поняли сюжет, другие помогают точнее охарактеризовать героев сказки, третьи - обратить внимание на отдельные слова, поступки, эпизоды, почувствовать главную идею произведения.

Во время беседы с детьми по содержанию сказки следует обратить их внимание на то, какими средствами достигается соответствующее впечатление (например, постоянство характеров персонажей, описание героев и их поступков, образность и напевность языка, повторы, картины природы, юмористические моменты, драматические повороты сюжета и т.д.)

3 Этап «Развитие самостоятельности в словесно-творческих проявлениях»

Цель: развивать у детей самостоятельность в словесно – творческих проявлениях: продумывать собственный замысел сказки, выбор темы, сюжета, героев; обучать детей связно, последовательно, выразительно строить предложения.

  • Рассказы – эпизоды по д/з
  • Мнемотехника (краткий пересказ сказки)
  • Обыгрывание сказки (шапочки, настольный театр, кукольный театр, биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с  движениями тела, рук)

4 Этап «Активизация собственной  исполнительской деятельности»

Цель: учить детей проявлять творчество в реализации замыслов при создании образа; передавать художественный образ с помощью движений, мимики, интонации; повышать уровень самоконтроля за собственной речью и стремление её улучшить; преодолевать застенчивость, робость, неуверенность при выступлении перед аудиторией.

  • Выставки творческих работ
  • Театрализованное выступление перед детьми младших групп

Образовательные задачи на старшую и подготовительную группу детей с ТНР:

Воспитательные – учить ребенка внимательно слушать сказку, дослушивать её до конца, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета; воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства, поражать им; вырабатывать учебные навыки: отвечать на вопросы взрослого, уметь слушать ответ другого ребенка.

Обучающие – продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас, понимать значение антонимов «тонкий - толстый» (голос), «весёлый - грустный», «злой - добрый», «маленький - большой», «громко - тихо», способствовать употреблению данных слов в самостоятельной речи; подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу; согласовывать существительные с числительными; использовать в активной речи предлоги «в», «на», «за», «около», «из», «под». Учить употреблять существительные мужского и женского рода в родительном, винительном падежах; знакомить с понятиями «по одному», «ни одного»; пересказывать сказку; проводить простейшую инсценировку.

Развивающие – продолжать развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, воображение, наблюдательность; двигательную и тактильную память; устанавливать причинно-следственные связи; развивать способность к замещению, умение читать графические рисунки (символы); вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки; узнавать изображения и силуэты.

Перспективный план по сказкам

Месяц

Название сказки

Старшая группа

Подготовительная группа

сентябрь

«Репка»

«Колосок»

октябрь

«Колобок»

«Три медведя»

«Иван царевич и серый волк»

ноябрь

«Теремок»

«Маша и медведь»

«По щучьему веленью»

декабрь

«Морозко»

Х.К. Андерсен «Снежная королева»

январь

«Заюшкина избушка»

«Журавль и цапля»

февраль

«Волк и лиса»

Х.К. Андерсен «Дюймовочка»

март

«Волк и козлята»

«Финист – ясный сокол»

апрель

«Гуси - лебеди»

Х.К. Андерсен «Гадкий утенок»

май

«Крошечка - хаврошечка»

Х.К. Андерсен «Дикие лебеди»

Взаимодействие с родителями

  • Анкетирование
  • Консультации
  • Творческие встречи
  • Выставки
  • Творческие проекты
  • Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.

Заключение

В результате работы по сказке:

у детей с ТНР повышается речевая активность, способствующая успешной коррекции недостатков речевого развития;

обогащается и актуализируется словарный запас ребёнка, развиваются навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания;

нормализуется произносительная сторона речи, что является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника;

формируется у детей совместная творческая деятельность, которая помогает преодолеть трудности в общении, воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

"Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний" К.Д.Ушинский...

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через придумывание рассказов и сказок».

Опыт работы по теме  «Развитие связной речи детей старшего дошкольного      возраста через придумывание рассказов и сказок»....

Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов с использованием метода моделирования.

Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте понаблюдаем за тем, как говорят наши до...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через совместную проектную деятельность учителя-логопеда и педагога по LEGO-конструированию

Анализируя различные формы и планируя организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, мы искали методы, которые позволили бы ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенн...

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»

Коррекционно-образовательные задачи. Актуализация словаря по теме "Сказочные герои". Формирование целостного впечатления об изображённом на серии картинок. Совершенствование навыка составлен...

« Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Исследования: выявить пути развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в специально организованной предметно-развивающей среде....