Игры с мячом в работе педагога-психолога и учителя-логопеда для детей с ОВЗ
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме

Есенкова Ирина Юрьевна

Актуальность игр с мячом в работе специалистов в ДОУ для детей с ОВЗ, примеры игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры с мячом для детей с ОВЗ

в работе педагога-психолога и учителя-логопеда.

       По ФГОС ДО все участники образовательного процесса должны соблюдать интересы ребёнка. Пункт1.5:Каждый ребенок независимо от того, есть ли у него статус ОВЗ или инвалидность имеет право на получение качественного  дошкольного образования.[ФГОС ДО, 1.5.]

     В соответствии с ФГОС ДО  игра является основным видом деятельности дошкольников, т.о. воспитание, развитие и обучение осуществляется посредством, именно, игры.

     Подвижные игры входят в большую группу «игр с правилами». Это игры на развитие разных движений (бега, прыжков, метания, лазанья, ходьбы), разной двигательной активности (большой подвижности, средней, умеренной, малой подвижности). Это игры с предметами и без предметов (с лентами, обручами, флажками, султанчиками), со словами и без слов.

     Сегодня мы поговорим об играх с мячом. Мяч-это упругий предмет сферической или сфероидной формы, сплошной или полый внутри. Используется в разнообразных играх. Это одна из самых древних и любимых игрушек мира. Раньше изготавливали и шили из подручных материалов.(Картинки на слайд). Игра в мяч высоко адаптируется под разные возможности: интеллектуальные и моторные. Могут играть не только дети в норме, но и дети с проблемами в развитии. Высоко вариабельна: сложность правил, продолжительность, в одиночку и парами, группами и подгруппами. От простых правил к более сложным. Многообразие форм : в одиночку, парами, подгруппами. Развивает различные функции и навыки. Мяч позволяет развивать психические функции и речь. Мяч недорог и безопасен.

Мяч – это одно из важнейших средств, чтобы удерживать и инициировать контакт.

Что можно делать с мячом?

  1. Подкатывать, бросать, передавать, гладить, метать, катать, бросать, пинать, ударять, сжимать, играть, забивать.
  2. Чего делать нельзя: бросать в лицо, протыкать, портить, пачкать, отбирать у других, играть у дороги и у зданий с окнами, класть на стол, нарушать правила игры.                                      В чём польза от игры с мячом?

-Игра с мячом развивает мышечную силу

-активизирует работу сердца и легких

-улучшает обмен веществ

-развиваются глазомер, координацию, смекалку

-через игру накапливается информация

-развивается интеллект

      В головном мозге проекция кисти руки расположена рядом с речевой зоной. Когда в игре ребенок манипулирует мячом, нервные импульсы от рук попадают в кору и стабилизируют её.

Движения пальцев и кистей влияют на развитие функций мозга ребенка. Чем больше разных движений он выполняет, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг. Игры с мячом способствуют развитию речи ребенка.

Дети с ОВЗ  нуждаются в особом подходе. Им трудно учиться.   Для детей с ОВЗ подбираются  игры с  умеренной нагрузкой. Игры с мячом в коррекционной работе  используются, чтобы научить детей взаимодействовать друг с другом,  помогают ребенку отреагировать переживания и высказать чувства к себе и другим в безопасной ситуации игры.
         Использование мяча на логопедических занятиях для детей с ОВЗ

Снимает напряжение и страхи

способствует социальным взаимодействиям

улучшает настроение

повышает активность

мобилизирует все психические процессы

формирует межполушарное взаимодействие

стабилизирует верхние и нижние конечности

 Мяч в психологической работе

Положительные эмоции

релаксация

поддержание контакта

обучение коммуникации

символизация

Игры с мячом решают психологические и речевые задачи.

 Примеры игр:

 1. Игра- перекличка «Фрукты».

Цель:развитие крупной моторики: памяти, закрепление понятия «фрукты» (овощи, игрушки, музыкальные инструменты),

Описание. Дети стоят по кругу. Мяч передают по кругу со словами: «Я – Дима. Я люблю фрукт - Яблоко». Передает мяч в руки рядом стоящему и т.д. Остальные слушают внимательно, запоминают фрукт, чтобы не назвать его дважды. Когда мяч окажется у педагога, он объявляет, что мяч пойдет в другую сторону и теперь называть следует «любимую игрушку».

Правила: 1)называть каждый раз новый - другой фрукт.

                 2) мяч в руки передавать.

Психологический мяч” из копилки психодрамы, которая полезна при ухудшении психологического климата в группе, позволяет снять эмоциональную блокаду в неэмоциональной группе ценность этого упражнения я вижу в том, что данное психологическое упражнение-игра может проводиться БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОДИН РАЗ, никак не теряя своей новизны и актуальности

 Игра «Горячий мяч»

Цель:развитие крупной моторики, быстроты

Организация: дети стоят по кругу на близком расстоянии друг от друга.

Правила: 1) под музыку быстро передавать мяч  в руки по кругу (не бросать, не кидать); 2) как только  мелодия заканчивается, мяч замирает; 3) тот игрок, в чьих руках мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок – победитель.

Игра «Футболист»

В шести шагах от игрока волейбольный мяч. Водящему завязывают платком глаза. Затем после поворота на 360 градусов, он должен забить гол.

Правило: забить гол с закрытыми глазами

Дать пробный ход: пройти с открытыми глазами, чтобы запомнить длину шага.

 Сидящие – смотрящие хором считают шаги.

*«Закончи предложение»  * С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

Цель

Содержание: Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения должны касаться ребенка. Одни и те же «начала» могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им «окончания» должны различаться. Начинайте бросать ребенку мяч со словами: «Я УМЕЮ», «Я МОГУ», «Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ».

Правила игры: педагог будет кидать ребенку мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум.

 Источники:

1. ФГОС ДО [1.5.; 2.6.;2.7.;3.2.5.;4.6.]

2. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Айрис-пресс, 2004.

3.Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е издание.-М.: Просвещение, Владос 1995.

4. https://www.live-and-learn.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в реабилитационном центре.

Статья посвящена основным формам и методам работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье подробно описываются задачи, принципы и направления работы специалистов по взаимод...

Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»

 На сегодняшний день в педагогике все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Современные ученые, психологи и педагоги считают, что этому вопросу не всегда удел...

Работа педагога-психолога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении.

В статье описан алгоритм работы педагога-психолога по формированию толерантного отношения детей к детям с ОВЗ....

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий педагога-психолога совместно с учителем-логопедом «Путешествие ко дну морскому».

Цель: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1. Образовательные:расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;активизировать словарь...

Работа педагога-психолога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении.

В современном мире стремительно растет количество детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), и ограничения эти по самым различным критериям. У кого- то это нарушения речи, слуха, зрения, опорно-...

Применение техники sand-tray (игры в песочнице) в работе педагога-психолога.

Песочница – замечательно универсальный рабочий инструмент психолога. В ней можно работать индивидуально, парами и группами, практически без возрастных ограничений. В песочницу можно переносить р...

Интегрированное занятие педагога-психолога ДОУ и учителя-логопеда "Путешествие в зимний лес"

Задачи:Коррекционно-образовательные.Закреплять знания о временах года, о характерных признаках зимы, сезонных изменениях в природе.Расширять представление детей о внешнем виде и образе жизни лесныхзве...