В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Мурманцева Ирина Петровна

Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда

 У истоков песочной терапии стоит Карл Густов Юнг, основатель аналитической психотерапии.

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию. Кто из нас не любил в детстве часами возиться с песком?

На мой взгляд использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

— развитие диафрагмального дыхания;

— развитие фонематических представлений;

— совершенствование грамматического строя речи;

— автоматизация поставленных звуков;

— обучение грамоте;

— развитие связной речи;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Я хочу поделиться несложными в организации логопедическими играми, которые можно использовать в песочнице.

 Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

 При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

 «Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

 «Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

 «Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

 

 Словарная работа

 «Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

 «Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

 Совершенствование грамматического строя речи

 «Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

 «Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

 «Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

 

Развитие фонематических представлений

Игра «Назови первый звук в слове» . Ребёнок находит предмет и называет первый звук в названии этого предмета. Например: дикие животные, овощи ,фрукты. Можно взять любую лексическую тему.

Игра «Прохлопай слова». Ребёнок находит предмет и делит на слоги. Вариантов игры великое множество. Можно,например, разделить  слова на три группы: 1,2 и 3 слога в словах.

«Автоматизация звуков» . Ребёнок строит горку, а какой-нибудь персонаж(можно по желанию ребёнка) поднимается на вершину и проговаривает нужный вам звук. Таким же образом мы поступаем, когда спускаемся с горки. Этот приём можно применять и при дифференциации звуков.

Развитие связной речи

 «Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

«Составь предложение»- ребёнок находит предмет и составляет с ним предложение. Далее говорит сколько слов в этом предложении.

Обучение грамоте

 «Найди буквы». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

 «Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

 «Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

 

Развитие мелкой моторики

 «Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Такая разная игра" использование игр с песком в работе с детьми дошкольного возраста

материал для консультаций и выступления на педагогическом совете...

Описание опыта работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Доказано, что игры с песком имеют большое значение для физического и психического здоровья, поэтому я решила использовать песок и в совместной деятельности с детьми в группе.В данном материале предста...

Опыт работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимоде...

Педагогический опыт по использованию игр с песком в работе с детьми раннего дошкольного возраста.

Песочная терапия – научно обоснованный метод креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии....

Использование игр с песком в работе с детьми с ОВЗ.

Большинство детей с ОВЗ имеют недостаточно развитую  эмоционально-волевую сферу, повышенную тревожность, нарушения мелкой моторики, внимания, памяти, мышления. Поэтому игры с песком необход...

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"

План по самообразованию педагога-психолога "Использование различных видов песка в работе педагога-психолога в процессе развития познавательных способностей с детьми дошкольного возраста"...

Мастер – класс для воспитателей по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми.

Цель: расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.Задачи:познакомить педагогов с ...