Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах.
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Ахтямова Наталья Александровна

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_sh_v_slogah_i_slovah.docx578.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения индивидуального занятия

Тема: Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах.

Конспект индивидуального занятия составила учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской области Ахтямова Наталья Александровна.

Цель: автоматизировать звук  [ш] в слогах и словах.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать учить правильно, произносить звук [ш] в слогах и словах.
  • Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш]. 
  • Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.
  •  Учить определять наличие звука в словах.
  • Закреплять умение находить место звука в слове. 
  • Упражнять в образовании множественного числа имен существительных.
  • Активизировать словарь ребенка прилагательными (колючий, круглый, высокий, пушистая, голосистый, душистый, цветной, зеленая).

Развивающие:

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к занятиям через игровую форму.
  •  Воспитывать навыки самоконтроля.
  • Воспитание любознательности, творческого воображения.

Предварительная работа:

  • Разучивание артикуляционных упражнений для звука [ш].
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Мышка мылом лапки мыла».
  • Работа над общими речевыми навыками.

Оборудование:

Карта «Путешествие маленькой мышки»; карточки для проведения артикуляционной гимнастики; трафаретные изображения листьев с нарисованными на них картинками; картинка «Гусь в камыше» (наложенные изображения); корзинка; предметные картинки для упражнения «Яблоневый сад»; карандаш; картинки веселой и грустной мышки.

Ход занятия.

Логопед предлагает ребенку рассмотреть картину.

- Посмотри на полянке стоит домик. Как ты думаешь, кто же в нем живет? (ответ ребенка).  Ты узнаешь это, когда отгадаешь загадку.

В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка,

Кто же это? (мышка)

- Правильно, это мышка. Зовут ее Шуша.

- Какой звук я выделяю голосом? МыШка. (Звук [ш]).

- Давай вспомним, что делают губы и язык, когда мы произносим этот звук. Какой выходит воздух: теплый или холодный?  

Логопед: Шуша решила отправиться в небольшое путешествие и приглашает нас с собой. Она составила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть.  КАРТА.bmp

- Посмотри, здесь на карте все нарисовано.

Что ты видишь в самом начале?

 (Домик.)

Рано утором Шуша проснулась, умылась.

И мы умоемся вместе с ней.

Пальчиковая гимнастика.

Мышка мылом мыла лапку
(Одной рукой «мыть» другую)
Каждый пальчик по порядку.
(указательным пальчиком коснуться каждого пальца)
Вот намылила Большой,
(«намыливаем»)
Сполоснув потом водой.
Не забыла и Указку,
Смыв с него и грязь и краску.
Средний мылила усердно

Самый грязный был, наверно.
Безымянный терла пастой -
Кожа сразу стала красной.
А Мизинчик быстро мыла:
Очень он боялся мыла!
(быстро и осторожно «намылить» мизинцы)

(Карельская Е.)

 И стала делать зарядку. И мы сделаем зарядку вместе с ней. Потому что для путешествия нам понадобится много сил.

Артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Бублик», «Чашечка»

Упражнение «Лопата».

Язык широкий, гладкий.

Получается лопатка. 

Упражнение «Бублик».

Губы бубликом сложу,

Зубы всем я покажу.

Упражнение «Чашечка».

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

Упражнение «Фокус».

Дую, дую, подуваю

И на нос я попадаю.

Логопед: Посмотри, подул ветерок, ветки деревьев закачались, листья зашелестели. Давай и мы с тобой покажем, как шелестят листья (длительно

произносит звук [ш]). Ш-ш-ш-ш-ш.

Сделала Шуша зарядку и вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться:

 С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш.

 ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ.

 ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА.

Логопед: Поиграла Шуша с шариком и пошла на прогулку.

- Посмотри, что нарисовано возле домика? (На карте изображение листьев.) 

Шуша побежала по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш. Давай пойдем за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить: мы…        ду…         камы…        малы…      каранда…

(Показываю и называю листочек с нарисованной на нем картинкой, а ребенок договаривает последний звук.)

- Посмотри, куда дальше ведет дорожка? (ответ ребенка)

- Да, к пруду. Здесь камыши. Шуша любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они (ребенок качает поднятыми над головой руками и проговаривает слоговые цепочки):

ша-шу-ша;            ши-шо-ши;

ше-ша-шу;             ша-ши-шо.

- А кто же тут прячется в камышах? Это гусь. Испугался гусь, захлопал крыльями. Покажи, как он это делает (ребенок проговаривает слоги, имитируя руками хлопанье крыльев):

аш-аш;          ош-ош;   

ыш-ыш;        уш-уш.

Логопед: Шла, шла Мышка по дорожке и подошла к реке, а на мосту нет нескольких досок. Нам нужно его почить. Слева положим те картинки, в названии которых звук «Ш» встречается вначале слова, в центре - если звук встречается в середине, а справа те картинки, в названии которых звук «Ш» в конце слова. К каждому слову будем подбирать признак. Шиповник какой? (колючий)

Шар какой? (круглый)

Шкаф какой? (высокий)

Кошка какая? (пушистая)

Петушок какой? (голосистый)

Ландыш какой? (душистый)

Карандаш какой? (цветной)

Лягушка какая? (зеленая)

- Кто это повстречался нам на пути? Черный кот. Хочет мышку поймать.

Динамическая пауза.

Вот идет черный кот,

Притаился, мышку ждет.

Мышка норку обойдет

И к коту не попадет.

Логопед: Убежала мышка от кота и побежала дальше по дорожке. Мышка привела нас в яблоневый сад. Стала Шуша собирать яблочки в корзинку, но только те, на обратной стороне которых, нарисована картинка со звуком [ш]. (Перед ребенком картинки: шуба, яйцо, машина, тарелка, утка, ботинки, шкаф, подушка, кровать, каштан, карандаш, лягушка, окошко). Давай поможем Мышке. Вместе мы собрали много яблок. 

А теперь, давай поиграем в  игру «Один - много». (Играем со словами, которые положили в корзинку).  

Логопед: А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. А дальше пойдем по короткому пути. На карте он обозначен еле заметной линией. Возьми карандаш и проведи линии, чтобы был хорошо виден наш путь. (Ребенок проводит карандашом по пунктирным линиям).

- Вот и домик Шуши. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал!

-Какой мы сегодня звук учились произносить?

- Наша прогулка подошла к концу. И если тебе было интересно, возьми с собой весёлую мышку, ну, а если нет, то – грустную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука (р) в слогах, словах, прдложениях"

Конспект занятия предназначен для ребенка 6 - 7 лет, на этапе автоматизации звука (р)....

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Л в слогах и словах".

В данном занятии показаны способы автоматизации звука Л закрытых в слогах,  даны упражнения на развитие мелкой и общей моторики, грамматических категорий....

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука [С] в слогах и словах"

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] Цель: автоматизация звука [С] Задачи:Коррекционно - обучающие: автоматизировать звук [С] в слогах и словах; упражнять в выде...

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука «С» в слогах и словах"

Цели·                 Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].·...