Главные вкладки

    Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах.
    план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

    Ахтямова Наталья Александровна

    Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл avtomatizatsiya_zvuka_sh_v_slogah_i_slovah.docx578.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект проведения индивидуального занятия

    Тема: Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах.

    Конспект индивидуального занятия составила учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской области Ахтямова Наталья Александровна.

    Цель: автоматизировать звук  [ш] в слогах и словах.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Продолжать учить правильно, произносить звук [ш] в слогах и словах.
    • Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш]. 
    • Продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю.
    •  Учить определять наличие звука в словах.
    • Закреплять умение находить место звука в слове. 
    • Упражнять в образовании множественного числа имен существительных.
    • Активизировать словарь ребенка прилагательными (колючий, круглый, высокий, пушистая, голосистый, душистый, цветной, зеленая).

    Развивающие:

    Воспитательные:

    • Воспитывать интерес к занятиям через игровую форму.
    •  Воспитывать навыки самоконтроля.
    • Воспитание любознательности, творческого воображения.

    Предварительная работа:

    • Разучивание артикуляционных упражнений для звука [ш].
    • Разучивание пальчиковой гимнастики «Мышка мылом лапки мыла».
    • Работа над общими речевыми навыками.

    Оборудование:

    Карта «Путешествие маленькой мышки»; карточки для проведения артикуляционной гимнастики; трафаретные изображения листьев с нарисованными на них картинками; картинка «Гусь в камыше» (наложенные изображения); корзинка; предметные картинки для упражнения «Яблоневый сад»; карандаш; картинки веселой и грустной мышки.

    Ход занятия.

    Логопед предлагает ребенку рассмотреть картину.

    - Посмотри на полянке стоит домик. Как ты думаешь, кто же в нем живет? (ответ ребенка).  Ты узнаешь это, когда отгадаешь загадку.

    В подполье, в каморке

    Живет она в норке.

    Серая малышка,

    Кто же это? (мышка)

    - Правильно, это мышка. Зовут ее Шуша.

    - Какой звук я выделяю голосом? МыШка. (Звук [ш]).

    - Давай вспомним, что делают губы и язык, когда мы произносим этот звук. Какой выходит воздух: теплый или холодный?  

    Логопед: Шуша решила отправиться в небольшое путешествие и приглашает нас с собой. Она составила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть.  КАРТА.bmp

    - Посмотри, здесь на карте все нарисовано.

    Что ты видишь в самом начале?

     (Домик.)

    Рано утором Шуша проснулась, умылась.

    И мы умоемся вместе с ней.

    Пальчиковая гимнастика.

    Мышка мылом мыла лапку
    (Одной рукой «мыть» другую)
    Каждый пальчик по порядку.
    (указательным пальчиком коснуться каждого пальца)
    Вот намылила Большой,
    («намыливаем»)
    Сполоснув потом водой.
    Не забыла и Указку,
    Смыв с него и грязь и краску.
    Средний мылила усердно

    Самый грязный был, наверно.
    Безымянный терла пастой -
    Кожа сразу стала красной.
    А Мизинчик быстро мыла:
    Очень он боялся мыла!
    (быстро и осторожно «намылить» мизинцы)

    (Карельская Е.)

     И стала делать зарядку. И мы сделаем зарядку вместе с ней. Потому что для путешествия нам понадобится много сил.

    Артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Бублик», «Чашечка»

    Упражнение «Лопата».

    Язык широкий, гладкий.

    Получается лопатка. 

    Упражнение «Бублик».

    Губы бубликом сложу,

    Зубы всем я покажу.

    Упражнение «Чашечка».

    Язычок наш поумнел.
    Чашку сделать он сумел.
    Можно чай туда налить.
    И с конфетами попить.

    Упражнение «Фокус».

    Дую, дую, подуваю

    И на нос я попадаю.

    Логопед: Посмотри, подул ветерок, ветки деревьев закачались, листья зашелестели. Давай и мы с тобой покажем, как шелестят листья (длительно

    произносит звук [ш]). Ш-ш-ш-ш-ш.

    Сделала Шуша зарядку и вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться:

     С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш.

     ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ.

     ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА.

    Логопед: Поиграла Шуша с шариком и пошла на прогулку.

    - Посмотри, что нарисовано возле домика? (На карте изображение листьев.) 

    Шуша побежала по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш. Давай пойдем за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить: мы…        ду…         камы…        малы…      каранда…

    (Показываю и называю листочек с нарисованной на нем картинкой, а ребенок договаривает последний звук.)

    - Посмотри, куда дальше ведет дорожка? (ответ ребенка)

    - Да, к пруду. Здесь камыши. Шуша любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они (ребенок качает поднятыми над головой руками и проговаривает слоговые цепочки):

    ша-шу-ша;            ши-шо-ши;

    ше-ша-шу;             ша-ши-шо.

    - А кто же тут прячется в камышах? Это гусь. Испугался гусь, захлопал крыльями. Покажи, как он это делает (ребенок проговаривает слоги, имитируя руками хлопанье крыльев):

    аш-аш;          ош-ош;   

    ыш-ыш;        уш-уш.

    Логопед: Шла, шла Мышка по дорожке и подошла к реке, а на мосту нет нескольких досок. Нам нужно его почить. Слева положим те картинки, в названии которых звук «Ш» встречается вначале слова, в центре - если звук встречается в середине, а справа те картинки, в названии которых звук «Ш» в конце слова. К каждому слову будем подбирать признак. Шиповник какой? (колючий)

    Шар какой? (круглый)

    Шкаф какой? (высокий)

    Кошка какая? (пушистая)

    Петушок какой? (голосистый)

    Ландыш какой? (душистый)

    Карандаш какой? (цветной)

    Лягушка какая? (зеленая)

    - Кто это повстречался нам на пути? Черный кот. Хочет мышку поймать.

    Динамическая пауза.

    Вот идет черный кот,

    Притаился, мышку ждет.

    Мышка норку обойдет

    И к коту не попадет.

    Логопед: Убежала мышка от кота и побежала дальше по дорожке. Мышка привела нас в яблоневый сад. Стала Шуша собирать яблочки в корзинку, но только те, на обратной стороне которых, нарисована картинка со звуком [ш]. (Перед ребенком картинки: шуба, яйцо, машина, тарелка, утка, ботинки, шкаф, подушка, кровать, каштан, карандаш, лягушка, окошко). Давай поможем Мышке. Вместе мы собрали много яблок. 

    А теперь, давай поиграем в  игру «Один - много». (Играем со словами, которые положили в корзинку).  

    Логопед: А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. А дальше пойдем по короткому пути. На карте он обозначен еле заметной линией. Возьми карандаш и проведи линии, чтобы был хорошо виден наш путь. (Ребенок проводит карандашом по пунктирным линиям).

    - Вот и домик Шуши. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал!

    -Какой мы сегодня звук учились произносить?

    - Наша прогулка подошла к концу. И если тебе было интересно, возьми с собой весёлую мышку, ну, а если нет, то – грустную.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука (р) в слогах, словах, прдложениях"

    Конспект занятия предназначен для ребенка 6 - 7 лет, на этапе автоматизации звука (р)....

    Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Л в слогах и словах".

    В данном занятии показаны способы автоматизации звука Л закрытых в слогах,  даны упражнения на развитие мелкой и общей моторики, грамматических категорий....

    Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука [С] в слогах и словах"

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] Цель: автоматизация звука [С] Задачи:Коррекционно - обучающие: автоматизировать звук [С] в слогах и словах; упражнять в выде...

    Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука «С» в слогах и словах"

    Цели·                 Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].·...