КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ
план-конспект занятия по логопедии

Ольхова Дарья Андреевна

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ

Тема

Автоматизация звука  [р] в слогах и словах

Цель

Автоматизация звука  [р] в слогах и словах

Задачи

  1. Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [р];
  2. Учить правильно произносить звук [р]  в прямых слогах и в словах с этими слогами;
  3. Развивать мышление, память, внимание, фонематическое восприятие;
  4. Воспитывать положительный интерес к логопедическим занятиям, стремление овладеть правильной речью.

Организация  среды

1.зеркало;

2.круги синего цвета;

3.письмо;

4.листья с картинками;

5.картинки с ошибками;

6.игрушка инопланетянин;

7.счетные палочки.

Форма организации

Индивидуальная

ХОД ЗАНЯТИЯ

Структурные

части

Содержание

заданий

Деятельность

Результат

логопеда

ребенка

Вводная

часть.

Организационный момент

Загадывание загадки

Сообщение темы занятия

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

 Здравствуй! Сегодня у нас необычная встреча – путешествие. А ты любишь путешествовать? Я планировала сегодня  отправиться в путешествие и если у тебя есть желание, то можешь присоединиться ко мне.  А для того чтобы узнать на чем мы будем путешествовать нужно отгадать загадку:

Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

Только выпустит хвост-

Понесется до звезд. (Ракета)

Какой первый звук в слове ракета?

Ракета, на которой мы полетим  волшебная и она взлетит в том случае, если  мы с тобой будем  правильно произносить этот звук. А отправимся мы с тобой в страну Рычалию. Все жители этой страны очень любят звук [р], поэтому попасть в эту страну могут те, кто правильно произносит этот звук.

Подготовку к полету начнем с подготовке языка, чтобы он был крепким и сильным, выполним упражнения.

1.«Заборчик» - улыбнуться (зубы сомкнуты и видны).

Удерживать губы в таком положении.

2.«Лопаточка» - рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

3.«Грибок» - улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Широко открыть рот, присосав широкий язык всей плоскостью к небу.

4.«Лошадка» - присасывать язык к небу, растягивая подъязычную уздечку. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.

5.«Барабанщик» - рот приоткрыть. Кончик языка за верхними зубами. Быстро произносить ряд звуков и стучать языком: Д-Д-Д…

Молодец, язычок к полёту готов. Для того, чтобы верно и четко говорить  во время путешествия, нужно сделать дыхательную гимнастику:                                                                   

А теперь мы не спеша
Будем правильно дышать.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать, 
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.

(Вдох через нос, долгий выдох через рот.)

Отвечает на вопросы

Отгадывает загадку

Выполняет артикуляционную гимнастику

Выполняет дыхательную гимнастику

Создание мотивации.

Подготовить  артикуляционный аппарат  к  четкому произнесению звука [р].

Развивать речевое дыхание.

Основная

часть.

Изолированное произнесение звука [р]

Анализ артикуляции

Игра «внимательные ушки»

Характеристика звука [р]

Физкультминутка «Ракета»

Автоматизация звука [р] в слогах

Игра «Закончи слово»

Игра «Собери листья»

Игра «Один – много»

Игра «что не так?»

Ты знаешь, как работает мотор у ракеты? Изобрази работу мотора ракеты. Теперь  изобразите, как он работает: тихо, громко, очень громко, громко, тихо. Но для этого давай возьмем зеркало и вспомним, что нужно делать, чтобы правильно произносить этот звук. Произнеси звук [р].

- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]?

- А где находится кончик языка?

- Какая воздушная струя?

(Ребенок повторяет перед зеркалом.)

- Правильно.

Ротик свой мы открываем,

Язычок приподнимаем,

В бугорочки упираем,

Краешки к зубам прижмём,

Да и сильно дуть начнём.

Язычок наш задрожит

Никуда не убежит.

Всем он так и говорит:

«Эта сильная струя

Дрожать заставила меня.

Не от страха я дрожу,

Лишь мотор свой завожу».

А сейчас я хочу узнать, как внимательно ты умеешь слушать, потому что в путешествии всякое может случиться, я буду называть разные звуки, если ты услышишь звук [р] положи синий кружок. В конце мы посчитаем, сколько звуков   [р] ты услышал.

Звуки: М Н Р В Р Г П Л Р Р (4 звука)

Слоги:ТА-ЛО-РУ-МЫ-РЫ-РА-СЫ-ШО-РО-РУ (5 звуков)

Слова: БУКВА, РУКА, РАБОТА, НОС, РАКЕТА, ВОРОНА, СУМКА, КРУПА, КОВЕР (6 звуков).

Почему, когда ты слышал звук Р ты клал синий кружок? Потому что он твердый. А что ты еще знаешь про этот звук, какой он?

- Звук [Р] какой, гласный или согласный звук?

- Почему согласный?

- Звонкий или глухой звук?

- Почему звонкий?

- Давай теперь обобщим наши знания о звуке [р]. Звук [р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

Ну что ж пора отправляться в путь. А для того, чтобы ракета взлетела, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слоги: ра-ро-ру, ры-ро-ра, ро-ры-ра. А теперь – взлетаем!

На ракете мы летим (руки вверх, домиком)

В невесомости парим. (наклоны в стороны)

Смотрим мы в иллюминатор, (руки ко лбу)

Ищем для посадки кратер. (повороты влево, вправо)

Вдруг пошел метеоритный

Дождь космический, магнитный. ( резко машем кулаками в стороны)

Мы на кнопку нажимаем (имитация нажимания пальцами на кнопки)

И ракету опускаем. ( присели)

Повреждений вроде нету, (руки на пояс, повороты туловища)

Мы выходим на планету! (маршируем)

Вот и прибыли мы в страну Рычалию.

Посмотри, для нас здесь оставлено письмо, давай прочитаем, что там написано.

«Доргой, землянин! Если ты хочешь найти себе друзей на нашей планете Рычалии, тебе нужно выполнить задания.

Ра-ра-ра начинается игра. Я прошу со слогом ра мне помочь назвать слова. Я начинаю слово, а ты добавь слог ра.

Ко - ра, но - ра, иг - ра, у – ра.

Ро-ро-ро ты закончи слогом ро.

Вед - ро, пе – ро, доб - ро, сереб – ро.

А теперь договори ты слова со слогом ры.

Вет - ры,  го - ры,  кома - ры, топо – ры.

Молодец, посмотри для тебя подготовили листочки, но они не обычные. На каждом листочке есть картинка, вот тебе 3 корзинки, в первую корзинку мы соберем листочки со звуком [р] в начале слова, во втором в середине слова, в третью с конце слова.  Посмотри, какие листочки ты собрал в первую корзинку? Во вторую? В третью? (Ракушка, баран, комар, жираф, ветер, рысь, грач, рыжик, норка, рыба).

Я тебе буду называть один предмет, а ты много. (Рак, куртка,  ракета, огурец, радуга, помидор, робот, роза.)

Последним заданием будет для тебя сказать,  что на этих картинках не так?

-Дед Мороз (без бороды),

-корова (без рогов),

-самовар (без крана),

-Буратино (без рта),

-занавеска (без гардины),

-куртка (без рукава).  

Молодец со всеми заданиями ты справился. И теперь я тебя познакомлю с хозяином этой планеты это инопланетянин Рыка. Он хочет побывать на планете Земля, давай возьмем его с собой. Чтобы попасть домой повторяй слова. Ра-ра-ра вот закончилась игра.

Ра-ра-ра возвращаться нам пора.

Ну, вот и прибыли обратно.

Изолированно произносит звук [р]

Берёт зеркало и произносит звук [р]

Губы полураскрыты, зубы разомкнуты

Кончик языка поднят вверх и дрожит, слегка касается бугорков за верхними зубами

Сильная, тёплая

Выполняет задание логопеда

Характеризует звук [р]

Повторяет за логопедом

Выполняют физкультминутку

Добавляет слоги со звуком [р]

Образует множественное число существительных

Выполняет задание, называет допущенные ошибки

Закрепление артикуляции звука [р]

Развитие фонематического слуха.

Ослабить утомление.

Автоматизация звука в слогах.

Заключительная

часть.

Итог занятия

(Связь звука с буквой)

На какой планете мы сегодня побывали? Какой звук мы сегодня произносили больше всего? Какое задание тебе понравилось больше всего? Молодец, ты сегодня очень старалась, поэтому чётко и правильно произносила звук [Р]. И ты нашел себе нового друга Рыка. Давай сделаем нашему новому другу подарок, выложим букву с которой начинается имя Рыка.

Отвечает на вопросы

Выкладывает букву Р

Подведение итога занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука (р) в слогах, словах, прдложениях"

Конспект занятия предназначен для ребенка 6 - 7 лет, на этапе автоматизации звука (р)....

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Л в слогах и словах".

В данном занятии показаны способы автоматизации звука Л закрытых в слогах,  даны упражнения на развитие мелкой и общей моторики, грамматических категорий....

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука [С] в слогах и словах"

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] Цель: автоматизация звука [С] Задачи:Коррекционно - обучающие: автоматизировать звук [С] в слогах и словах; упражнять в выде...

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука «С» в слогах и словах"

Цели·                 Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].·...

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах.

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука «Ш» в слогах и словах....