Обобщение опыта по теме: "Обучение детей связному рассказыванию по серии сюжетных картинок"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Романова Елена Валерьевна

Материал раскравыет этапы работы обучения детей составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Представлены три занятия по теме "Незнайкин подарок", отражающие цели, задачи, приёмы и методы, с помощью которых у детей формируется представление об основных принципах построения связного рассказа по серии сюжетных картинок. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие № 1. Тема: Подготовительные лексические и игровые упражнения по серии сюжетных картинок «Незнайкин подарок»

Цель: формирование лексико – семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи:

  1. расширить, уточнить и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков у детей по сюжетным картинкам;
  2. развить интерес, произвольное внимание, зрительную и словесно – логическую память, логическое мышление;
  3. стимулировать мыслительную и речевую активность, упражнять в выборе правильных вариантов ответов;

Оборудование: серия сюжетных картинок «Незнайкин подарок», мяч, флажок.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям назвать основные признаки зимы и самый главный зимний праздник, а затем просит детей отгадать загадки:

Почему снежок идёт?
Почему на речке лёд?
Это к нам зима пришла –
Много снега намела.
Почему у нас в гостях
Ёлка в ярких огоньках?
Потому что к нам идёт
Зимний праздник – (
Новый Год!)

С неба звёзды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется чёрная земля.
Много, много звёздочек, тонких, как стекло.
Звёздочки холодные, а земле тепло (
Снежинки).

Логопед спрашивает: почему вы так решили; назовите слова, которыми по-другому называют снежинки.

II. Основная часть занятия

Сегодня вы узнаете интересную новогоднюю историю, нарисованную на трёх картинках. Но сначала вы сами расставите картинки правильно, в нужно порядке.
Игра «Путаница»: картинки перемешиваются, ребёнок выходит к доске, рассматривает картинки и выставляет их в определённой последовательности. Затем он объясняет ход своих мыслей, почему он расставил картинки именно так, а не иначе. Другой ребёнок может ему возразить и расставить картинки по-своему, также объясняя ход своих мыслей. Так продолжается до тех пор, пока картинки не будут расставлены в правильной последовательности.

Лексические игры

Игра «Назови, что ты видишь»: дети сначала называют все слова, про которые можно спросить «Кто это?», затем называют все предметы, про которые можно спросить «Что это?». Так дети последовательно называют все слова – предметы, изображённые на сюжетных картинках. Дифференцируются живые и неживые предметы, определяются главные действующие лица в данном сюжете.
Игра с флажком «Подбери действие»: дети, передавая друг другу флажок, называют слова – действия, логопед стимулирует ответы наводящими вопросами.
Снежинки – что делают? (падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают, покрывают землю)
Незнайка –  что делает? (стоит, смотрит, любуется, радуется, удивляется, собирает снежинки)
Игрушки – что делают? (висят, светятся, блестят, украшают ёлку)
Дюймовочка –  что делает? (стоит, ждёт, смотрит, радуется, смеётся, хлопает в ладоши)
Вода – что делает? (выливается, брызгается)


Физминутка
Игра «Поймай снежинку».

Дети под музыку свободно двигаются по группе и «ловят снежинки»; то левой, то правой рукой. Когда музыка заканчивается, они сдувают снежинки с ладошек.


Игра с мячом «Выбери правильный признак»: логопед бросает ребёнку мяч и предлагает два варианта ответов, ребёнок называет правильный вариант.
Незнайка:        весёлый – грустный,
        умный – глупый,
        щедрый – жадный.
Дюймовочка:        красивая – уродливая,
        добрая – злая,
        счастливая – несчастная,
        радостная – печальная,
        одежда у неё нарядная – повседневная.
Снег:         холодный – тёплый,
        белый – серый,
        твёрдый – мягкий.
Снежинки:        блестящие – тусклые,
        красивые – некрасивые,
        крупные – мелкие,
        лёгкие – тяжелые,
        тонкие – толстые.

III. Подведение итогов занятия

Чем занимались? Кого запомнили на картинках? Какие главные действующие лица на картинках? Какой праздник изображён на картинках? Незнайка какой? Дюймовочка какая? Снежинки что делают? А Незнайка что делает? И т.д.


Занятие № 2. Тема: Составление предложений по серии сюжетных картинок «Незнайкин подарок»

Цель: Обучение детей составлению предложений по картинкам различными способами.

Задачи: развивать словесно – логическое мышление и произвольное внимание; обучать детей составлению предложений по вопросам; упражнять в преобразовании деформированных фраз; придумывать названия к рассказу; стимулировать положительные эмоции.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Повторение игры «Путаница» с произвольно расположенными картинками. Уточняется, где начало рассказа, середина и конец. Кто является главными действующими лицами.

II. Основная часть

  1. Составление предложений по вопросам.
    Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть картинки и ответить на вопросы полной фразой:
  • Когда это было: зимой или летом?
  • Куда вышел Незнайка?
  • Что падало с неба?
  • Что собрал Незнайка в свою шляпу?
  • Куда Незнайка понёс снежинки?
  • В комнате было тепло или холодно?
  • Кому Незнайка показал снежинки?
  • Какой праздник приближался?
  • Что люди дарят друг другу в Новый год?
  • Что Незнайка хотел подарить Дюймовочке?
  • Какие были снежинки?
  • Почему Дюймовочка засмеялась?
  • Откуда в шляпе взялась вода?
  • Почему Незнайка так расстроился?
    Один – два ребёнка повторяют каждое составленное предложение.
  1. Придумывание названия к рассказу или подбор из предложенных логопедом вариантов (предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их детьми).
  • Как Незнайка всех удивил.
  • Ёлочка нарядная.
  • Незнайкин подарок.
  • Как Незнайка ёлку наряжал.
  • Дюймовочка и ёлочка.
  • Падал новогодний снег.
  1. Физминутка
    Сейчас мы будем танцевать танец снежинок. Внимательно слушайте и выполняйте все действия снежинок.
    Тихо падают снежинки
    Лёгкий ветер гонит их.
    То построит хороводы,
    То, как в вальсе закружит.
    Ветер стих, снежинки плавно
    Ниже опускаются.
    Собрались в комок пушистый,
    На ветру качаются.
    Лишь земли коснулась вата
    И снежинки разлетелись
    По замёрзшему асфальту
    Закружил, понёс их ветер.
    Кувыркаются снежинки,
    Поворачивают спинки,
    Веселятся и резвятся
    Землю всю покрыть стремятся.
  2. Игра «Исправь Незнайкины ошибки» (преобразования деформированных фраз). Появляется кукла «Незнайка». Дети становятся в круг, передают друг другу Незнайку и исправляют предложения, адресуя их Незнайке.
    Логопед: «Незнайка, как всегда всё напутал. Нужно исправить его ошибки и правильно составить предложения».
  • Это было летом.
  • Приближался праздник «Первое мая».
  • Никто не дарил друг другу подарков.
  • Незнайка тоже решил не дарить Дюймовочке подарок.
  • Улица вышла на Незнайку.
  • С неба падали крупные красивые звёзды.
  • Шляпа сняла Незнайку и долго – долго стояла на морозе.
  • Снежинки набрали много красивых Незнаек.
  • Ёлка стояла около Дюймовочки и ждала подарка от Незнайки.
  • Радостная шляпа перевернула Незнайку.
  • Но вместо воды из шляпы полились снежинки.
  • Забыл Незнайка, что снежинки в комнате замерзают.

III. Подведение итогов занятия

Чем занимались? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как зовут главных героев рассказа? Почему Дюймовочка смеялась? Почему Незнайка расстроился? Что происходит со снегом в тепле? И т.д.


Занятие № 3. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Незнайкин подарок»

Цель: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картинок.

Задачи: развивать долговременную память; словесно – логическое мышление и произвольное внимание; составлять рассказ с опорой на картинки и с помощью слова – подсказки логопеда; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать внимательное, заботливое отношение к окружающим.

Ход занятия

I. Интеллектуальная разминка

Логопед предлагает детям расставить картинки в правильной логической последовательности. Припомнить название рассказа и главных действующих лиц.

II. Основная часть занятия

  1. Игра «Закончи предложение».
    Придумать подходящий конец к каждому предложению. Определить, к какой из трёх картинок относится предложение.
  • Приближался праздник…
  • Все дарили…
  • Незнайка тоже решил…
  • Незнайка вышел…
  • С неба падали…
  • Незнайка снял шляпу…
  • Незнайка набрал много…
  • Он понёс их…
  • Дюймовочка стояла около ёлки…
  • Радостный Незнайка…
  • Но вместо снежинок…
  • Забыл Незнайка, что…
  1. Составление плана рассказа.
    Дети определяют, где начало, середина и конец рассказа, опираясь на сюжетные картинки. Обозначают маркерами с помощью цифр пункты плана рассказа.
  2. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа.
    Затем три ребёнка из сильной группы по очереди выходят к доске и пересказывают рассказ по частям, опираясь на данный план и картинки.
  3. Физминутка.
    Выпал беленький снежок.
    Соберёмся мы в кружок (дети становятся в круг).
    Снег, снег, белый снег.
    Засыпает он нас всех (машут руками перед собой).
    Не боимся мы пороши, ловим снег – хлопок в ладоши.
    Руки в стороны, по швам –
    Снега хватит нам и вам.
  4. «Рассказ для Незнайки». Рассказывание детьми по цепочке (принимают участие все дети). В центре круга располагают куклу Незнайку. Дети садятся на ковёр по кругу. Ребёнок говорит своё предложение и гладит по плечу своего товарища, передавая ему право ответа. Логопед даёт детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.

III. Подведение итогов

Чем занимались на трёх занятиях? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как зовут главных героев рассказа? Почему Незнайкин подарок не удался? Что забыл Незнайка, чего он не знал? Почему он этого не знал? Как люди должны относиться друг к другу? И т.д.

Список использованной литературы:

  1. Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи». М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005г.
  2. Ильякова Н.Е. «Демонстрационный материал и конспекты по развитию связной речи у детей 5 – 7 лет». М. 2007г.
  3. Анисимова Г.И. «Музыкальные игры для дошкольников 5 – 7 лет». Журнал «Логопед» 2010г № 3.
  4. Глухов В.П. «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». М «АРКТИ», 2004г.
  5. Лапп Е.А. «Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения» М «Сфера» 2006 г.
  6. Метельская Н.Г. «100 физминуток на логопедических занятиях».


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме: «Обучение детей связному рассказыванию по серии сюжетных картинок»

Логопед: Романова Е.В.


Формирование связной устной речи у детей с ОНР вызывает трудности у логопедов. Именно поэтому развитие связной речи – одна из основных задач в системе логопедических занятий. В связных высказываниях этих детей отражаются все недостатки комплексного речевого нарушения:

  • бедный, в основном общеупотребительный словарь;
  • плохое понимание оттенков значений слов;
  • аграмматизм, проявляющийся сложностями согласования слов в предложении, при словообразовании, словоизменении и употреблении предлогов;
  • предложения простые, чаще нераспространённые, состоящие из существительных и глаголов; редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки;
  • сложности с подбором и использованием в речи синонимов и антонимов.

В связи с этими недостатками связная речь детей с ОНР развита крайне слабо. Пересказы бедны, схематичны, примитивны. Рассказы по сюжетным картинкам представляют собой перечисление предметов. Дети не устанавливают причинно – следственные связи в сюжете и взаимоотношения между действующими лицами, а ограничиваются поверхностными впечатлениями. Очень трудно даются таким детям рассказывание по памяти и описательные рассказы: в них нет чёткости, последовательности; предложения грамматически не оформлены; не передают основного смысла.

Помимо этого у детей с ОНР имеет место вязкость психических процессов, мышления; отсутствие интереса к занятиям; недостаточно устойчивое внимание, плохая память и очень слабое воображение. Всё это также тормозит развитие связной речи и требует поиска новых решений и методов обучения. К тому же, детям с ОНР требуется гораздо больше времени на усвоение речевого материала. Поэтому количество занятий по обучению рассказыванию и пересказу может увеличиваться в зависимости от уровня подготовки детей в группе.

Одним из видов работы по развитию связной речи является обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок. Занятие по составлению рассказа по серии картинок я провожу в три этапа (делю на три занятия). Первое занятие подгрупповое. На этом занятии необходимо активизировать психические процессы: интерес, внимание, память, воображение, логическое мышление. Необходимо нацелить ребёнка на анализ сюжета. Научить выделять главные действующие лица и второстепенные предметы, а также отношения между ними (субъект – объектные отношения). Также на этом занятии необходимо подготовить лексическую базу для составления полных развёрнутых предложений. Уточнить значения известных ребёнку слов и усвоить новые. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе активного использования. Продолжать учить детей выделять основные признаки и действия главных действующих лиц и исходя из этого строить свои предложения. Поэтому это занятие проводится, в основном, в игровой форме.

Основная цель первого занятия: формирование лексико – семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картинок.

Второе занятие проводится с целой группой. Целью второго занятия является обучение детей составлению предложений по картинкам с помощью вопросов логопеда. Дети учатся отвечать развёрнутой, полной фразой. Вопрос логопеда даёт детям необходимые речевые средства и является как-бы планом высказывания. Дети учатся устанавливать причинно – следственные связи и строить основную линию сюжета (на субъект – объектных отношениях). Задания на преобразование деформированных фраз и придумывание названия к рассказу способствуют развитию словесно – логического мышления, смысловых ассоциаций; включению операций отбора, анализа и синтеза языка. Способствуют развитию чувства языка.

Третье занятие проводится со всей группой. Основной целью этого занятия является обучение детей связному, последовательному изложению событий. Дети учатся строить план рассказа, определять начало, середину и конец рассказа, опираясь на картинки и подсказки логопеда. Предварительно проводится работа: упражнения в договаривании предложений с опорой на картинки. Дети придумывают подходящий конец к каждому предложению и определяют, к какой из трёх картинок оно относится. Тем самым достигается задача подготовки повествовательного плана рассказа, который позволяет объединить отработанные предложения в связные фрагменты рассказа. А рассказывание детьми по цепочке даёт возможность всем детям включиться в работу и следить за сюжетом, способствует улучшению слухового внимания и памяти.

Чтобы поддержать интерес детей к данному виду работы, логопед должен проводить занятия очень эмоционально. Также нужно добиваться интонационной выразительности и от детей. Учить детей при помощи голоса передавать внутреннее состояние героев и своё отношение к событиям на картинках.

При проведении занятий логопед может использовать различные средства обучения: фланелеграф, магнитофон, магнитно – маркерную доску, которая позволяет быстро перемещать в пространстве картинки и графически изображать маркерами разных цветов пункты плана рассказа.

В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развёрнутых рассказов. У детей формируется представление об основных принципах построения связного рассказа: выделение главных действующих лиц и их взаимоотношения; установление причинно – следственных связей; последовательное изложение событий; определение основной мысли рассказа.

Всё это подготовит ребёнка с ОНР к связному изложению любых событий и творческому рассказыванию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по обучению старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с №8 "Ёлочка" по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок...

Опыт работы по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с №8"Ёлочка" по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картинок...

Обобщение опыта на тему «Обучение связной речи детей старшего возраста»

Развитие связной монологической речи детей является актуальной проблемой нашего общества и одна из главных образовательных задач в ДОУ.Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускн...

«Обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картинок»

Рассказывание является одним из важнейших аспектов развития связной речи детей дошкольного возраста. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется...

Комплексное подгрупповое занятие по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок

Конспект предназначен для детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет). Тема "Составление рассказов по серии сюжетных картинок "День рождения цыпленка". Формировать умение внимательно рассматрив...

Сообщение к семинару по теме: «Методика обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок»

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности,  в том числе и чере...

Методы и приемы обучения рассказыванию по серии сюжетных картинок детей старшего дошкольного возраста.

В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по серии сюжетных  картин: рассказ-описание и рассказ-повествование.А.А. Алексеева отмечает, что обучение составлению рассказа-...