Речедвигательная ритмика. Конкурс "Педагог года города Ялуторовска - 2019".
консультация по логопедии

Демкова Ирина Анатольевна

Комплекс упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reched.docx14.83 КБ

Предварительный просмотр:

Речедвигательная ритмика в системе коррекционной  работы.

Речедвигательная  ритмика  –  специфический  метод  формирования  и

коррекции  произносительной  стороны  устной  речи,  включающий

систему  физиологически  обусловленных  двигательных  упражнений,  в

выполнении  которых  участвуют  общая  и  мелкая  моторика,  мимическая

мускулатура, органы артикуляции.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь направлены на:

   нормализацию речевого дыхания и связанную с ним слитность речи;

   формирование  умений  изменять  силу  и  высоту  голоса,  сохраняя

нормальный тембр;

   правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в

слогах и слогосочетаниях, словах, фразах;

 воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

  восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

  умение выражать свои эмоции разными интонационными средствами.

В  системе  упражнений,  обеспечивающих  нормализацию

произносительной  стороны  речи,  используются  разнообразные  движения,

как без музыкального сопровождения, так и с ним:

  движения корпуса тела -  наклоны вперёд, в стороны, повороты на 90,

180, 360 градусов;

  движения головы – повороты вправо, влево, вперёд, назад;

 движения  рук  –  поднятие   вверх,  в  стороны,  вперёд,  поднимание  и

опускание плеч, вращательные движения кистей;

  сгибание и разгибание ног в коленях, прыжки, разнообразные движения

стоп.

Характер движений различен  –  от плавных и медленных до отрывистых и

резких.

Все  упражнения  проводятся  по  подражанию.  Речевой  материал

предварительно не выучивается.

Наглядный  показ  и  многократные  повторения  стимулируют  детей  к

правильному естественному подражанию.

Музыкальное  сопровождение  является  стимулятором  развития  слухового

восприятия.

В  соответствии  с  аналитико-синтетическим  принципом  обучения

произношению  в  упражнениях  сочетается  работа  над  целым  словом  и  его элементами (слогами и отдельными звуками).

Материалом  упражнений  служат  отдельные  звуки,  слоги,  слова,

словосочетания, а также скороговорки, считалки, тексты, стихотворения.

Гласные звуки.

А  –  и.п. руки  вперёд  ладошками  вверх.  Произнося  звук  «а»  с  напряжением разводим руки в стороны.

О  –  и.п. руки впереди, внизу, округло соединены. Произнося звук «о» руки

через  стороны разводим  (без  мышечного напряжения) и  округло  соединяем над головой.

У  –  и.п. руки перед грудью. Произнося звук «у» с напряжением вытягиваем

руки вперёд.

Э  -  и.п. руки перед грудью ладошками вверх. Произнося звук «э» разводим

руки  в  стороны  и  опускаем  на  плечи.  При  этом  локти  слегка  прижимаем  к бокам ( без мышечного напряжения).

Ы –  руки согнуты в локтях, локти прижаты к бокам, кисти сжаты в кулаки и

повёрнуты  к  себе.  При  произнесении  «ы»  воспроизвести  полукруглые

движения кулаками от себя, слегка подогнув колени. Подбородок опускается.

И  –  и.п.  руки  перед  грудью.  Произнося  звук  «и»  с  незначительным

мышечным  напряжением  вытягиваем  руки  вверх,  при  этом  вытягиваем

указательный палец и приподнимаемся на носки.

Согласные звуки.

Взрывные согласные звуки:

«П», «Т», «К», «Б», «Д», «Г»,

П -  и.п. руки перед грудью сжаты в кулаки. Произнося

«па-па-па»  попеременно  опускаем  то  правый,  то  левый  кулаки,

одновременно  разжимая  пальцы  и  топая  соответствующей  ногой  (с

значительным мышечным напряжением).

Т - и.п. руки перед грудью сжаты в кулаки. Произнося

« та-та-та» попеременно опускаем то правый, то левый кулаки.

К  –  и.п.  руки  согнуты  в  локтях,  кисти  сжаты  в  кулаки,  локти  подняты  на

уровне плеч. Произнося звук «к» локти отводим далеко назад.

Б  -  и.п. руки перед грудью, согнуты в локтях. Локти смотрят вниз, ладошки

вверх.  Произнося  звуки  «ба-ба-ба»  встряхиваем  кистями  рук,  чуть

наклоняясь вперёд.

Д  -  и.п. руки перед грудью согнуты в локтях, локти смотрят вниз, ладошки

вниз.  Произнося  «да-да-да»  делаем  согласительные  движения  руками  и

головой (с мышечным напряжением).

Г  -  и  .п.  руки  перед  грудью  согнуты  в  локтях,  кисти  рук  на  уровне  груди.

Произнося  «  га-га-га»  соединяем  большой  палец  и  указательный,  либо  все пальцы приближаем к большому пальцу.

Звуки «М», «Н», «Л», «Р».

М  -  и.п. руки перед грудью, локти  согнуты и разведены в разные стороны

ладошками от себя. Произнося звук «м» вытягиваем руки вперёд.

Н  -  и.п. руки перед грудью, локти согнуты и разведены в разные стороны

ладошками к себе. Произнося «на» делаем естественные движения

(раздаём всё от себя).

Л  –  и.п.  руки  на  уровне  шеи,  локтями  вниз.  Произнося  звуки  «ла-ла-ла»

делаем с напряжением вращательные движения кистями рук (фонарики без

напряжения «ля-ля-ля»).

Р –  И.П. руки перед грудью, локти развести в разные стороны кисти сжаты в

кулаки. Вращать один кулак вокруг второго (мотор), , начинаем медленно.

Фрикативные  звонкие  и  глухие  согласные  звуки  «С»,  «З»,  «Ш»,  «Ж»,  «В»,

«Ф», «Х».

С  -  и.п.  руки  перед  грудью,  ладонями  от  себя,  локти  вниз  –  отталкиваем воздух от себя («насос»).

З  –  руки  зажаты  в  кулаки  на  уровне  груди,  локти  смотрят  вниз  –  делаем  дрожащие движения, замёрз.

Ш  -  и.п. руки перед грудью, ладонями от себя. Произнося звук «ш» делаем

волнообразные движения руками.

Ж – и.п. как на звук «з», движения как на звук «ш».

В  –  руки  вытянуты в разные стороны  –  делаем покачивание туловища и рук (самолёт).

Ф  -  и .п. руки перед грудью, руки в стороны, ладоши от себя  –  вытягивают

руки вперёд, опускаем подбородок к груди

(со значительным мышечным напряжением).

Х  - «чебурашки». Ладошки развёрнуты, руки разводятся в стороны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЭНАС-терапия в логопедии ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")

Динамическая электронейростимуляция, или сокращенно ДЭНАС-терапия – это новый метод воздействия на рефлексогенные зоны, как открытые, так и скрытые, на кожную проекцию, акупунктурные точки...

Игры для дидактического пособия ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")

Дидактическая юбка, как пособие, направленное на развитие детей дошкольного возраста....

Бинарное занятие - игра на развитие детей раннего возраста, с использованием дидактической юбки "Весна" ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")

Методическая разработка «Дидактическая юбка», предназначенная для педагогов,работающих с детьми дошкольного возраста и с детьми ОВЗ.Привлекательная внешне юбка притягивала к себе ребенка, ...

Статья "ДЭНАС-терапия в логопедии" ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")

Чтобы сократить сроки коррекции многие логопеды пользуются методом (ДЭНС), которая активизирует работу мышц речевого аппарата и мимических, а также улучшает зрительно-моторную коорди­нацию. Кроме ...