Статья "ДЭНАС-терапия в логопедии" ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")
статья по логопедии

Абрамова Светлана Александровна

Чтобы сократить сроки коррекции многие логопеды пользуются методом (ДЭНС), которая активизирует работу мышц речевого аппарата и мимических, а также улучшает зрительно-моторную коорди­нацию. Кроме того, этот метод безопасен и удобен в применении, не вызывает ал­лергических реакций и позволяет решать любые, подчас самые сложные задачи логопедии.

Многолетняя практика логопедов, осво­ивших технологию ДЭНС, показывает, что, как правило, уже после первых сеансов и тем более после полных курсов улучша­ется звукопроизношение, увеличивается словарный запас, речь становится фразо­вой. Отмечается улучшение памяти, концен­трации внимания. Кроме этого, нормализу­ется сон и уменьшается возбудимость. Дети лучше вступают в контакт со сверстниками, охотнее выполняют обучающие программы. Кроме того, в группе детей, проходивших ДЭНС-лечение, снизилось число простуд­ных заболеваний.

ДЭНС дает возможность целенаправлен­но воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dens.docx987.95 КБ

Предварительный просмотр:

ДЭНС-ТЕРАПИЯ

(ДИНАМИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОНЕЙРОСТИМУЛЯЦИЯ)

В ЛОГОПЕДИИ

СОДЕРЖАНИЕ

  • Причины использования ДЭНС-терапии в логопедии;

  • История появления метода динамической электронейростимуляции;

  • Законность использования ДЭНС-терапии в образовательных учреждениях;

  • Что такое динамическая электронейростимуляция?

  • Принцип работы аппарата;

  • Традиционный точечный массаж;

  • Методика воздействия на речевые центры с помощью аппарата ДЭНАС;

  • Отличие ДЭНС-терапии от других методов физиотерапии;

  • Преимущества ДЭНС-терапии;

  • Результаты после проведения ДЭНС-терапии.


Причины использования ДЭНС – терапии в логопедии

 К сожалению, приходится отмечать, что в последние годы детей с речевыми нарушениями становится все больше. И это в первую очередь вызвано участившимися случаями рождения детей с диагнозом «перинатальная патология центральной нервной системы».

  Алалия, дизартрия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи (ОНР) — речевые нарушения, которые требуют упорной, длительной коррекции. Несмотря на существующий арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений. Чтобы сократить сроки коррекции многие логопеды  пользуются методом (ДЭНС), которая активизирует работу мышц речевого аппарата и мимических, а также улучшает зрительно-моторную координацию. Кроме того, этот метод безопасен и удобен в применении, не вызывает аллергических реакций и позволяет решать любые, подчас самые сложные задачи логопедии.

Многолетняя практика логопедов, освоивших технологию ДЭНС, показывает, что, как правило, уже после первых сеансов и тем более после полных курсов улучшается звукопроизношение, увеличивается словарный запас, речь становится фразовой. Отмечается улучшение памяти, концентрации внимания. Кроме этого, нормализуется сон и уменьшается возбудимость. Дети лучше вступают в контакт со сверстниками, охотнее выполняют обучающие программы. Кроме того, в группе детей, проходивших ДЭНС-лечение, снизилось число простудных заболеваний.

ДЭНС дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность.

История появления метода ДЭНС

Инициатором применения точечного массажа при заболеваниях центральной нервной системы в нашей стране стала школа Э.Д.Тыкочинской 1969г.

Детально разработана методика сочетания точечного массажа с лечебной гимнастикой при центральных спастических параличах М.Я. Леонтьевой 1975г.

Разработала метод точечной электростимуляции мышц «Синусоидальные модулированные токи», применяемая при дизартрии у детей с ДЦП врач-невролог Л.А. Щербакова 1982г.

 Описала методику проведения массажа мягкого неба с помощью тренажера (электрические импульсы) у детей с тяжелыми нарушениями речи З.А.Репина 1992г.

В 2001 г. Для широкого применения выпущен аппарат ДЭНАС. Внесен в реестр медицинской техники и разрешен Министерством здравоохранения России к применению (регистрационное удостоверение №29/23020701/2051-01 от 06.12.2001г.)

Законность использования ДЭНС - терапии

в образовательных учреждениях

Аппарат ДЭНАС внесен в реестр медицинской техники и разрешен Министерством здравоохранения России к применению в медицинской практике (регистрационное удостоверение №29/23020701/2051-01 от 06.12.2001г.).

В настоящее время метод динамической электронейростимуляции одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (РУ № ФС-2005/004 от 04 марта 2005 г.).

ДЭНС разрешен к использованию врачами, педагогами, прошедшими курс обучения, интегрирован в систему практической логопедии в условиях лечебных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений.

Что такое динамическая электронейростимуляция?

Динамическая: аппараты вырабатывают лечебные импульсы, которые способны меняться в зависимости от потребителей каждого человека, т.е. индивидуально (динамический - значит меняющийся). Благодаря этому нет привыкания к процедуре. Аппараты автоматически подстраивают форму своих импульсов под изменения, которые происходят в зоне воздействия электрода, это приводит к быстрому и гарантированному эффекту.

Электро: в качестве лечебного фактора используется очень слабый, не проникающий в ткани кожи электрический ток. Такой же электрический ток вырабатывается самим организмом и предназначен для проведения информации и обеспечения нормальной деятельности абсолютно всех органов.

Нейро: или нейроадаптивный. Человеческий организм – это не набор здоровых или больных органов, а единое целое, в котором связывающего звена выполняет нервная система. Информация обо всем, что происходит в клетках, органах и тканях передается в спиной и головной мозг по нервным волокнам в виде электрических импульсов. После того как мозг принимает решение, формируется уже «лечебный» нервный импульс, который направляется обратно для ликвидации неполадок в пораженном органе. Аппараты вырабатывают импульсы, которые по своим частотным характеристикам повторяют «лечебный» импульс и поэтому воспринимается организмом, как свой собственный, а не чужеродный сигнал, что помогает справиться с болезнью.

Стимуляция: чрезкожное лечебное воздействие. В данном случае – на определенную зону-проекцию органа или проекцию боли, рефлексогенную зону. Речь идет о стимуляции проведения нервного импульса и передачи информации по нервному волокну (в ту и другую сторону). Это называется энергоинформационным воздействием и нейростимуляцией.

Принцип работы аппарата

При низкочастотном коротко импульсном высокоамплитудном раздражении экстерорецепторов кожи возникает местная реакция.

Поток импульсов передается по восходящим нервным путям в сегменты спинного мозга и вышележащие отделы центральной нервной системы и инициируется общая реакция.

Благодаря этому вызываются рефлекторные эффекты в иннервируемых органах, участках тела и системные реакции, запускаемые с данной зоны воздействия.

В результате достигается эффект восстановления нарушенной ранее способности, а в ряде случаев – и к восстановлению целостности элемента любой ткани, любого органа организма.

Традиционный точечный массаж

В логопедической литературе можно найти схемы точечного массажа для коррекции с целью нормализации различных функций.

Рассмотрим схемы, предложенные Еленой Александровной Дьяковой в книге «Логопедический массаж» 2003 год.

Л.А. Щербаковой «Синусоидальные модулированные токи для лечения больных дизартрией при ДЦП» 1982 год.

И сравним с методом ДЭНС-терапии.

Схема расположения точек по Л.А. Щербаковой

Комплексы БАТ по Е.А. Дьяковой

Методика воздействия с помощью аппарата ДЭНАС

  • Зона «6 точек» в режиме «тест».
  • Схема обработки проекции выхода ветвей троичного нерва. Являются энергоинформационными с универсальным системным действием. Обрабатываются при курсовом лечении.

  • Зона проекции речевых мышц вокруг рта – методика креста в режиме «терапия».

               

  • Подчелюстная зона в режиме «терапия».

       

  • Язык в режиме «терапия» - главная речевая зона.

       

  • Зона срединного меридиана и зона «точек согласия» -

            ШОП (шейный отдел позвоночника) в режиме «тест».

         

            (Является зоной прямой проекции выхода корешков спинного мозга).

  • Зоны микросоответсвия по Су-Джок (правую и левую руку чередовать через день) в режиме «терапия».

            http://handmassage.ru/images/378.jpg

Дополнительные зоны

  • Зона «косынки» на лице (от уха до уха) в режиме «терапия».

  • Зона за ушами.

         

Правила выбора зон для воздействия

Первая зона: прямая проекция Жалобы (речевая зона) и/или Су-Джок. 2/3 времени сеанса. Режим ТЕРАПИЯ.

Вторая зона: зона СЕГМЕНТА жалобы (ШОП). Режим ТЕСТ и/или ТЕРЕПИЯ.

Третья зона: общая универсальная зона (6 точек на лице).

Отличие ДЭНС-терапии от других методов физиотерапии

1. Прибор настраивается индивидуально на тот участок кожи, где в данный момент находятся электроды.

2. Наличие обратной биологической связи между прибором и организмом, позволяет  последнему быстро реагировать на ДЭНС воздействие, в результате чего, выздоровление происходит быстрее.

3. Организм включает механизм саморегуляции.

4. Происходит снятие информационного и энергетического блоков, восстановление нарушенных связей между управляющими системами организма.

5. Отсутствие постоянной составляющей импульсов, меняющиеся «пачки» импульсов способствуют тому, что нет привыкания к ДЭНС воздействию.

6. Отсутствие побочных эффектов и отдаленных отрицательных последствий.

7. Не имеет возрастных ограничений.

8. Аппарат – портативен, автономен и прост в применении.

9. Не требуется медицинского образования для использования аппарата.

Преимущества ДЭНС-терапии:

1. Из всех физиотерапевтических методов лечения наиболее широкие показания к применению.

2. Не обладает тепловым воздействием.

3. Импульсы, вырабатываемые подэлектродном пространстве по своим характеристикам близки к электрическим сигналам в нервной ткани.

4. ДЭНС-это неинвазивный метод воздействия, т.е. без повреждения кожных покровов.

5. ДЭНС- это безмедикаментозный метод лечения.

6. Результат проявляется быстрым эффектом.

7. ДЭНС позволяет снизить дозы и количество принимаемых препаратов, сокращает сроки лечения и реабилитации.

8. Снижает вероятность развития осложнений.

9. Возможно применение, как самостоятельного метода, так и в комплексной те6рапии.

10. Отсутствуют отрицательные побочные эффекты.

Результаты индивидуальной коррекционной работы

Фамилия, имя

ребёнка

Логопедический диагноз

Результат

работы

1

Денис А.

ОНР 1 уровня у ребенка с алалией моторной, дизартрией тяжелой степени.

Повышение речевой активности.

2

Александр А.

ОНР1-2 уровня, дизартрический компонент.

Повышение речевой активности; улучшения чёткости речи.

3

Михаил С.

ОНР 1 уровня у ребенка с алалией моторной, дизартрия.

Повышение речевой активности.

4

Виктория С.

ОНР1-2 уровня, дизартрический компонент.

Повышение речевой активности; улучшения чёткости речи.

5

Василиса М.

ОНР1-2 уровня, дизартрический компонент.

Повышение речевой активности; улучшения чёткости речи.

Уже после первого курса ДЭНС-терапии у детей с общим недоразвитием речи улучшилось звукопроизношение, увеличился словарный запас, началась фразовая речь, было отмечено улучшение памяти, внимания, а также нормализовался сон и уменьшилась возбудимость.

 Дети стали лучше вступать в контакт со сверстниками охотнее выполнять обучающие программы. Кроме того, дети стали реже болеть простудными заболеваниями.

 У детей с дизартрией первые результаты появились в процессе проведения курса лечения. Общие изменения у всех детей: изменяется в лучшую сторону подвижность артикуляционного аппарата, уменьшается тремор языка, появляется возможность постановки звуков. У всех детей по - разному. В среднем у большинства после нескольких сеансов появляются первые звуки. У некоторых это может быть и на первом сеансе. В более сложных случаях в конце курса. Либо через небольшой промежуток времени после курса.  


Список литературы

  1. В.Ф. Базарный.  Здоровье и развитие ребенка. М., 2005.
  2. И.В. Блыскина. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб: «Детство-Пресс», 2008.
  3. Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет / Под ред. М.М. Безруких. М., 2006.
  4. Н.А.Коршунова, Л.В.Порицкая. Применение динамической электростимуляции в логопедической практике / Логопед. 2007. №4.
  5. Ю. В. Микляева. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. — М.: Айрис-пресс, 2010. — (Популярная логопедия).
  6. А.Н.Павлов. Воздействие электромагнитных излучений на жизнедеятельность: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ.
  7. А.В.Перцев, В.В. Малахов. ДЭНАС и новая философия медицины // Журнал «Академический вестник». Международная академия фундаментального образования. – СПб-Екатеринбург: «МАФО-ДЭНАС МС», 2004.
  8. О.Г. Приходько Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб: КАРО.
  1. Применение динамической электронейростимуляции в логопедической работе с дошкольниками, 2011.  Исследование, Мастер-класс, Тирская Н.В., учитель-логопед, Шаманаева Ю.Б. главный врач ВДОУ ПТВС АК «АЛРОСА» (ЗАО), г. Мирный, Республика Саха (Якутия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЭНАС-терапия в логопедии ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")

Динамическая электронейростимуляция, или сокращенно ДЭНАС-терапия – это новый метод воздействия на рефлексогенные зоны, как открытые, так и скрытые, на кожную проекцию, акупунктурные точки...

Игры для дидактического пособия ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")

Дидактическая юбка, как пособие, направленное на развитие детей дошкольного возраста....

Бинарное занятие - игра на развитие детей раннего возраста, с использованием дидактической юбки "Весна" ("ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА - 2019")

Методическая разработка «Дидактическая юбка», предназначенная для педагогов,работающих с детьми дошкольного возраста и с детьми ОВЗ.Привлекательная внешне юбка притягивала к себе ребенка, ...