Рекомендации
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Монгуш Азияна Амыр-ооловна

Рекомендации логопеда к воспитателю

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_vospitatelyu.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное дошкольное  учреждение

Детский сад «Салгал» села Чыраа-Бажы

Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Рекомендации логопеда к воспитателю

Подготовила: учитель – логопед

Монгуш А.А.

Чыраа-Бажы, 2019

Рекомендации логопеда воспитателю.

Наиболее тесно учитель - логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В логопедических группах взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей. В условиях логопункта такой совместной деятельности не наблюдается.

Однако как в первом, так и во втором случае эффективно проведение интегрированных занятий, если каждый из педагогов поставит перед собой свои задачи:

Работа воспитателя в рамках интеграции может заключаться в следующем:

• Обогащение знаний и представлений об окружающем мире.

• Формирование и развитие словарного запаса.

• Закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи.

• Формирование познавательного интереса, любознательности.

• Развитие связной речи.

• Развитие слухового восприятия, внимания, и памяти.

• Формирование учебных знаний, умений и навыков.

Работа учителя - логопеда в рамках интеграции решает следующие задачи:

• Развитие всех компонентов речи с учетом программного материала воспитателейНапример:

• развитие грамматических категорий посредством решения математических задач;

• развитие связной речи на материале занятий по изодеятельности путем составления рассказов о выполненной (предстоящей) работе;

В качестве интегративных занятий могут проводиться занятия по ИЗО, математике, развитию речи и окружающему миру. Самым удобным для интеграции являются занятия по развитию речи, т. к. здесь задачи учителя - логопеда и воспитателяперекликаются наиболее полно.

1. Речевое развитие детей (5-6 лет)

в старшей группе

Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.

Звукопроизношение. К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детейнаблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. Внимание родителям! Срочно обращайтесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину неправильного звукопроизношения и составили программу исправления нарушенных звуков.

Интонация, высота, сила голоса. Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении.

Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова, но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут, в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.

Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Рекомендации по формированию правильного произношения.

Подражание звукам

• Как едет машина или жужжит жук? «ж-ж-ж-ж».

• Как шумит море? «ш-ш-ш-ш».

• Как рычит тигр или собака? «р-р-р-р».

• Как пищит комарик? «з-з-з-з».

• Как шумит водичка? «с-с-с-с».

Звуковой анализ слова:

• Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи начинается с произношения звука в слогах и начале слова. Лучше давать этот материал в форме шуток - чистоговорок, т. к. рифма и ритм облегчают произношение и запоминание звуков.

• От шуток - чистоговорок переходим к произношению звука в словах и предложениях (начало слова, середина, конец, сочетание с другими согласными). Дидактическим материалом служит набор картинок на этот звук. Картинки лежат на столе, изображением вниз, ребёнок берёт любую называет её и составляет с этим словом предложение.

• Для дальнейшего закрепления звуков в речи можно предложить использование пересказов специально составленных текстов и речевых игр.

Обучение звуковому анализу

Основной задачей обучения грамоте является формирование у детей умения проводить звуковой анализ слов. Под звуковым анализом нужно понимать умение устанавливать порядок следования звуков в слове. Обучение проводится с использованием определенных средств: интонационного выделения звука в слове; схемы звукового слова; фишек.

Интонационное выделение звука – это особое произнесение слова, когда один звук в нем произносится длиннее и громче, чем другие,в зависимости от звуковой характеристики. Например, в слове рак звук [р] можно выделить, если произнести его дольше других звуков (ррак, а в слове дом, чтобы выделить звук [д], нужно произнести его громче всех звуков (Дом).

Интонационным выделением звука в слове дети овладевают только на основе образца, данного воспитателем. Поэтому важно, чтобы воспитатель сам овладел этим умением.

При обучении детей нужно знать и строго следовать следующему правилу: выделение любого звука, независимо от места нахождения его в слове, должно осуществляться на фоне слитного проговаривания слова. Например: ссани, массло, носс или Кот, муКа, луК.

Подобное произнесение слова нередко вызывает у детей затруднения. Это связано с тем, что ребенок должен переключить внимание со смысловой стороны слова на звуковую, и научиться управлять своей артикуляцией. Поэтому ему необходимо неоднократно слышать образец произнесения, вслушиваться в него и вслед за воспитателем повторять его. Только после этого ребенок сможет самостоятельно интонационно выделять звук в слове. Иногда дети ошибочно называют звуки обощенно (эл, эм, эн и т. д.) и в этот момент важно обратить внимание на конкретное звучание звука в слове.

Например, воспитатель выставляет игрушки: машинка, лиса, волк, матрёшка, мячик.

Воспитатель: Послушайте, как я назову эту игрушку - ммашинка. Кто также скажет слово – ммашинка?

Ребёнок: Ммашинка (слово повторяют 2-3 детей)

Воспитатель: Какой звук я произнесла дольше других?

Ребёнок: м (произносит без призвука гласного)

Воспитатель: А теперь я назову другую игрушку – маТрёшка. Скажите слово также – маТрёшка

Ребёнок: маТрёшка (слово повторяют 2-3 детей)

Воспитатель: Какой звук мы произносили громче всех остальных звуков: маТрёшка?

Ребёнок: Т (звук называется без призвука гласного).

И так со всеми игрушками.

С первых же занятий воспитатель должен обращать внимание на использование терминов «слово»«звук» и учить детей правильно употреблять их в ответах.

Звуковой, а затем и звуко- буквенный анализ словпроводится попутно с ознакомлением с буквами алфавита. В работе с детьми не используется термин «схема»Воспитатель говорит,что дети будут работать с фишками, которыми будут обозначать звуки и выкладывать их по клеточкам или на столах слева на право, или же проговаривать данный материал устно.

Обучение умению вычленять словесное ударение

Обучение умению вычленять словесное ударение включается в работу по проведению звукового анализа. Ведущая роль в обучении умению вычленять ударный гласный звук отводится воспитателю. Он показывает и объясняет детям, как надо произносить слово, чтобы найти в нём ударение.

Как впервые на занятии нужно знакомить детей с ударением?

Воспитатель предлагает проанализировать слово шуба.

Воспитатель: Назовите гласные звуки этого слова.

Дети: у, а.

Воспитатель: Послушайте, как я произнесу слово шууба. Какой звук я произнесла протяжно?

Дети: Звук [ у ]

Воспитатель : Теперь послушайте, какой звук я выделю голосом:шубаа? Дети: Звук [ а ]

Воспитатель : А как правильно говорить – шууба или шубаа?

Дети: Шууба.

Воспитатель: Попробуйте сказать слово так как я – шууба. А теперь попробуйте сказать – шубаа. Гласный звук, который в слове можно произнести протяжно, долго и при этом слово не меняется, называется ударным гласным звуком. Послушайте – шууба. Какой в этом слове ударный звук?

Дети: У.

Здесь очень важно обратить внимание на то, чтобы выделение ударного гласного звука обязательно происходило на фоне слитного произнесения слова с одновременным движением указки под выложенным словом. Иногда дети прибегают к послоговому произнесению слова – шуу-баа. Такое произнесение слова исключает правильное вычленение словесного ударения. Послоговое деление приводит к тому, что в слове получается столько ударений, сколько в нём слогов. Поэтому необходимо учить детей произносить слова только целиком, выделяя ударный звук.

Мелкая моторика рук:

Очень полезны для развития пальцев рук ребенка рисование и раскрашивание. Не рисуйте фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышц пальцев руки. Отдавайте предпочтение цветным карандашам и восковым мелкам.

Рисуйте или распечатывайте лабиринты, и пусть каждый ребенок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом. Пусть ребенок сам нарисует лабиринт.

Бывают картинки с пронумерованными точками, которые нужно соединять по порядку. Или просто точки без номеров, которые стоят достаточно близко, - некоторым детям нравится их соединять и потом раскрашивать и дорисовывать картинку.

Используйте разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки очень интересно дорисовывать и заштриховывать.

Обогащение словарного запаса:

Животные и их детеныши, обращая внимание детей на то, какие животные бывают? (Домашние и дикие, где они обитают, чем они питаются? и т. д)

Предложите детям поиграть игру «Профессии», кем работают их родители, кем они сами хотели бы стать, когда вырастут?

«Овощи и фрукты»

«Дни недели и время суток»

«Мебель» и т. д….

Играем и развиваем грамматический строй речи

Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игр, ребенок в игровой форме научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения.

Из чего сделано? (С мячом.) Воспитатель, бросая мяч, говорит«Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает«кожаные».

Чей хвост? Ребенку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке. Например«У зайца какой хвост? Заячий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...

Рекомендации по использованию массажных приемов в пальчиковых играх и игровых упражнениях. Рекомендации к проведению пальчиковых игр с детьми от 2 до 3 лет.

Массажные движения благоприятно воздействуют на организм малышей и создают необходимые условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. Рекомендаци...

Рекомендации по проведению физкультминуток (рекомендации для воспитателей)

Предлагаемые рекомендации помогут сделать более интересными и эмоционально насыщенными развивающие занятия с дошкольниками, а также с пользой организовать их досуг....

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Советы рекомендации по воспитанию и обучению детей

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙСоветы рекомендации по воспитанию и обучению детей: -   с «синдромом дефицита внимания с гиперактивность» (СДВГ)эмоциональной неустойчивостью;аг...