Статья на тему "Экологическая направленность в логопедических занятиях"
статья по логопедии (подготовительная группа)

Кунчий Марина Леонидовна

Учим детей старшего дошкольного возраста наблюдать и рассказывать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ekologiya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  

НАБЛЮДАТЬ И РАССКАЗЫВАТЬ

Кунчий М.Л, Санкт – Петербург

   Аннотация.  Рекомендации по развитию связной речи на основе материала экологической направленности в контексте образовательной области «Познание», адекватной требованиям ФГОС. 

Ключевые слова: Связная речь, познавательно-речевое развитие, дети - логопаты, фонетико-фонематическое недоразвитие, лексико-грамматическое недоразвитие.

    Практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе  с детьми-логопатами можно, если изменить, форму и содержание обучающих занятий и для этого мы предлагаем использовать материал экологической направленности. Дать дошкольникам знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать.

    Следуя содержанию образовательной области «Познание» наша работа направлена на развитие у детей познавательных интересов, интеллекту-ального развития, через расширение представлений детей о природе, решая проблему формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.  

    Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привле-кают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Наблюдения, увиденные и подсмотренные в природе дают дошкольникам знания о ней, создают положительную мотивацию к обучению  и,  совмещая ознакомле-ние с окружающей природой и работу над развитием связной речи мы оптимизируем учебный процесс.

    Связную речь определяют как совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой, как на слуховое, так и на зрительное восприятие.

     В работе с детьми-логопатами без тщательной отработки структуры предложения невозможно полноценное развитие связной речи. Дошколь-ники 5-6 лет уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в описательных рассказах, пересказах, рассказах по серии картин. Для их высказываний характерны: нарушения связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи.

   Работа по развитию связной речи (диалогической и монологической) проводится на специальных занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи логопедом. Воспитатели логопедической группы закрепляют навыки на своих занятиях по развитию речи и в свободной деятельности детей.

   Для реализации поставленных целей мы используем следующие методы: наблюдения, игры, упражнения, беседы, объяснения. Все занятия имеют традиционную структуру, наполняемую разным содержанием. Занятие состоит из нескольких частей.

  1. Часть I - организационный момент. Его цель – настроить детей на дальнейшую работу.
  2. Часть II – основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
  3. Часть III – заключительная. Предполагает оценку деятельности детей, подведение итогов занятия.

Обязательное использование иллюстративного материала (картинок), что помогает детям составлять рассказы и отвечать на вопросы без помощи взрослых.

Мы предлагаем фрагмент занятия по развитию связной речи по теме: «Описательные рассказы по плану-схеме»

Задачи: Учить составлять связное высказывание, ориентируясь на план-схему; уточнить признаки осени; развивать зрительное внимание;

Материал: карточки-схемы.

Содержание организационной деятельности детей.

I.Организационный момент.

Задание: Назвать приметы осени.

II Основная часть.

1.Актуализация полученных знаний. Вопросы:

- Какое сейчас время года? - Какие осенние месяцы вы знаете? -  Какой бывает осень?

2. Сообщение темы занятия.

Педагог. Сегодня на занятии мы будем составлять рассказы об осени. Чтобы легче было составить рассказ и ничего не пропустить, нам нужен план-схема.

3.Составление плана-схемы.

Педагог. Что такое план? Что такое план-схема? Вспомните признаки осени. К каждому признаку подбирается определенная схема.

4.Составление описательных рассказов по плану-схеме.

5.Динамическая пауза-игра с мячом.

Листья падают – листья какие? …(падающие).

Дождь моросит -..

Листья шуршат - ..

Грязь под ногами хлюпает -..

Листья шелестят - ..

Насекомые прячутся - …

Птицы улетают - …

Тучи хмурятся - ..

Люди одеваются - …

Лужи замерзают - …

К зиме звери готовятся -…

III Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей.  

   Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Развитие мелкой моторики у детей с ОНР на логопедических занятиях"

laquo;Ум ребенка – на кончиках его пальцев»В.А. Сухомлинский Развитие мелкой моторики у детей с ОНР на логопедических занятиях. Развитие речи ребенка очень тесно связано с разви...

Статья по теме Развитие связной и письменной речи на логопедических занятиях

Развитие связной письменной речи на логопедических занятияхПрактика работы на школьном логопедическом пункте показывает, что нарушения письменной речи у младших школьников зачастую представлены сложно...

Научно - методическая статья "Формирование положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях с помощью пальчикового театра".

Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционно – логопедической работы. Приведены варианты игр и упражнений с куклами ...

статья "ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НЕДОСТАТКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ."

С распространением цифровых технологий воспитание/обучение принимает формы непрерывного, индивидуально-ориентированного, гибкого и динамичного процесса. Закон об Образовании уделяет особое внимание ра...

Словообразовательные игры на логопедических занятиях. Статья опубликованная в журнале "Логопед"№2/2012

В статье представлен перспективный план использования словообразовательных игр в средней логопедической группе на учебный год....

Игры с Крошем. Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с ОНР I уровня.Статья опубликованная в журнале "Логопед" №6/2016

В статье представлена индивидуальная логопедическая  работа с ребенком с общим недоразвитием  речи первого уровня по автоматизации звука (С) в слогах и словах. А также  демонстрир...