Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи. В группе старшего дошкольного возраста «Зима. Признаки зимы».
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

    Гольцева Оксана Валерьевна

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно учреждение

    « Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Теремок»

    с приорететным осуществлением физического развития воспитанников»

    города Невинномысска

     

     

     

     

     

     

    Конспект занятия по развитию речи

    В группе старшего дошкольного возраста

     «Зима. Признаки зимы».

     

    (Время проведения 26.12.2018 г.  10.00 - 10.25)

     

     

    Автор: Гольцева О.В.

                                                                                 Учитель -логопед

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    г. Невинномысск 2018г.   

     

     

    Цель: развитие связной речи детей.

    Коррекционно – образовательные задачи: закрепление представлений о зиме и её приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, метель, вьюга, снегопад, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный; замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать). Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов ; образование притяжательных прилагательных). Совершенствование слогового анализа и синтеза слов (трёхсложные слова с одним закрытым слогом). Закрепление знаний о предложении.

    Коррекционно – развивающие задачи: развитие диалогической речи, связной речи, зрительного внимания,  мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

    Оборудование: Предметные картинки по теме «зима»; сюжетная картина «Зимние забавы»; запись звуков вьюги; волшебный мешочек с сюрпризом; клей, ватные диски.

    Предварительная работа: наблюдение за зимними изменениями в природе, подготовка деталей к созданию аппликации.

    Ход занятия

    1.Организационный момент: (Создание эмоционально положительного фона. Объявление темы занятия. Развитие диалогической речи ).

    Логопед приглашает детей в кабинет. В кабинете звучит запись звуков вьюги. Дети здороваются с логопедом и гостями и садятся на стульчики).

    Логопед. Ребята вы сейчас слышали звуки, как вы думаете, что это за звуки?

    Дети. Это звуки ветра, снега, бури, метели.

    Логопед. Правильно ребята. А в какое время года эти погодные явления бывают?

    Дети. Зимой

    Логопед. А. какие ещё признаки зимы вам знакомы?

    Дети. Мороз. Снегопад.

    Логопед: Молодцы ребята, вы уже много знаете о этом времени года, Скажите, вы, уже догадалась  о чём мы сегодня будем с  вами говорить?

    Дети. О зиме.

    Логопед. Правильно .Тема нашего сегодняшнего занятия  - Зима.

    Логопед.  Давайте вспомним  название зимних месяцев.

    Дети .Декабрь, январь, февраль.

    Логопед. Правильно ребята. Молодцы. Действительно зима длится три месяца. Сейчас у нас первый месяц  декабрь, после него январь и последний месяц зимы – февраль.

    2. Игра «Волшебный мешочек» (Развитие тактильных ощущений, мышления, грамматического строя речи (образование однокоренных слов)).

    Логопед. Достаньте из волшебного мешочка сюрприз, откройте его.

    Дети . Выполняют действие.

    Логопед. У каждого из вас  есть картинка с разными изображениями. Рассмотрите их и назовите.  Следите за своим произношением.

    Дети. Снежинка, снеговик, снегурочка, снежок.

    Логопед. Вы правильно назвали картинки.  Садитесь и подумайте, от какого слова образованы слова : Снежинка, снеговик, снегурочка, снежок.

    Дети . Снег.

    Логопед. Вспомните ещё несколько слов , образованных от слова снег. Я дам вам подсказку: как называются первые цветы, появляющиеся  из-под снега?

    Дети. Подснежники.

    Логопед. Какую бабу слепили из снега?

    Дети. Снежную.

    Логопед. Когда идёт сильный снег, как мы называем это погодное явление?

    Дети. Снегопад.

    Логопед. Молодцы ребята!

    Ребята скажите мне пожалуйста,  как мы определяем сколько в слове слогов?

    Дети. Мы отхлопываем слово, делим его по слогам.

    Логопед. Правильно, а теперь скажите сколько слогов в слове снег, снежинка, снеговик, снегопад.

    Вы выполнили очень сложное задание, я вами очень довольна.

    3. Рассматривание картины «На зимней прогулке» Составление рассказа с использованием мнемотаблицы. (Развитие связной речи, внимания).

    Логопед. Ребята, посмотрите внимательно на картину.  Расскажите, что вы видите? Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

    Дети. На картине нарисована зима.

    Логопед. Расскажите о улице, как она выглядит?

    Дети. Она покрыта снегом. На улице во дворе есть горка.

    Логопед. А Какая она? Если она из снега, значит она…

    Дети. Снежная.

    Логопед. Расскажите про снег, который лежит на земле. Какой он? Подберите, как можно больше слов , отвечающих на вопрос «Какой?» .

    Ребёнок. Снег белый, пушистый, холодный, блестящий.

    Логопед. Что делают в парке дети?                                                          

    Дети. Они гуляют, катаются с горки  на санках и лыжах.

    Логопед. Как они одеты? Почему?

    Дети. Они одеты тепло. На улице холодно, мороз.

    Логопед. А кто ещё гуляет вместе с детьми?

    Дети. Собака – Шарик.

    Логопед. Что на делает?

    Дети. Тащит санки.

    Логопед. Как вы думаете, детям нравится гулять на улице?

    Детям нравится гулять на улице. Им весело.

    3. Упражнение «Снеговик» (координация речи с движением, развитие общих речевых навыков).

    Предлагаем детям пройти на ковёр и сделать уже знакомое упражнение.

    Давай, дружок, смелей дружок,

    Кати по снегу свой снежок.

    Он превратится в толстый ком, И станет ком снеговиком.

    Его улыбка так светла!

    Два глаза, шея, нос, метла.

    Но, солнце припечёт слегка –

    Увы! – и нет снеговика.

    Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.

    «Рисуют» руками большой круг.

    «Рисуют» снеговика из трёх комков.

    Широко улыбаются.

    Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.

     Логопед. Давайте вернёмся к нашей картине. Посмотрите на схему, она поможет нам составить рассказ (разбор мнемотаблицы).

    4. Самостоятельный рассказ детьми (развитие связной речи).

    Логопед. Молодцы ребята. Вы замечательно составили рассказ.

    5. Логопед: Ребята мы все готовимся к волшебному зимнему празднику -«Новому году». Украшаем наши дома, группы в детском саду, и мне очень хочется, чтобы и наш кабинет был украшен. Давайте доделаем нашу работу, и украсим наш кабинет своими аппликациями.

    Дети выполняют работу.

    6. Логопед предлагает сосчитать количество получившихся снеговиков (закрепление умений сопоставлять числительные с существительными).

    -один снего…

    - два-снего…(и т.д)

    7. Окончание занятия. (Оценка работы детей)

    Логопед предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались, какие задания выполняли.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно учреждение

    « Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Теремок»

    с приорететным осуществлением физического развития воспитанников»

    города Невинномысска

    Конспект занятия по развитию речи

    В группе старшего дошкольного возраста

     «Зима. Признаки зимы».

    (Время проведения 26.12.2018 г.  10.00 - 10.25)

    Автор: Гольцева О.В.

                                                                                 Учитель -логопед

    г. Невинномысск 2018г.   

    Цель: развитие связной речи детей.

    Коррекционно – образовательные задачи: закрепление представлений о зиме и её приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, метель, вьюга, снегопад, сугроб, узор; холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный; замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать). Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов ; образование притяжательных прилагательных). Совершенствование слогового анализа и синтеза слов (трёхсложные слова с одним закрытым слогом). Закрепление знаний о предложении.

    Коррекционно – развивающие задачи: развитие диалогической речи, связной речи, зрительного внимания,  мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

    Оборудование: Предметные картинки по теме «зима»; сюжетная картина «Зимние забавы»; запись звуков вьюги; волшебный мешочек с сюрпризом; клей, ватные диски.

    Предварительная работа: наблюдение за зимними изменениями в природе, подготовка деталей к созданию аппликации.

    Ход занятия

    1.Организационный момент: (Создание эмоционально положительного фона. Объявление темы занятия. Развитие диалогической речи ).

    Логопед приглашает детей в кабинет. В кабинете звучит запись звуков вьюги. Дети здороваются с логопедом и гостями и садятся на стульчики).

    Логопед. Ребята вы сейчас слышали звуки, как вы думаете, что это за звуки?

    Дети. Это звуки ветра, снега, бури, метели.

    Логопед. Правильно ребята. А в какое время года эти погодные явления бывают?

    Дети. Зимой

    Логопед. А. какие ещё признаки зимы вам знакомы?

    Дети. Мороз. Снегопад.

    Логопед: Молодцы ребята, вы уже много знаете о этом времени года, Скажите, вы, уже догадалась  о чём мы сегодня будем с  вами говорить?

    Дети. О зиме.

    Логопед. Правильно .Тема нашего сегодняшнего занятия  - Зима.

    Логопед.  Давайте вспомним  название зимних месяцев.

    Дети .Декабрь, январь, февраль.

    Логопед. Правильно ребята. Молодцы. Действительно зима длится три месяца. Сейчас у нас первый месяц  декабрь, после него январь и последний месяц зимы – февраль.

    2. Игра «Волшебный мешочек» (Развитие тактильных ощущений, мышления, грамматического строя речи (образование однокоренных слов)).

    Логопед. Достаньте из волшебного мешочка сюрприз, откройте его.

    Дети . Выполняют действие.

    Логопед. У каждого из вас  есть картинка с разными изображениями. Рассмотрите их и назовите.  Следите за своим произношением.

    Дети. Снежинка, снеговик, снегурочка, снежок.

    Логопед. Вы правильно назвали картинки.  Садитесь и подумайте, от какого слова образованы слова : Снежинка, снеговик, снегурочка, снежок.

    Дети . Снег.

    Логопед. Вспомните ещё несколько слов , образованных от слова снег. Я дам вам подсказку: как называются первые цветы, появляющиеся  из-под снега?

    Дети. Подснежники.

    Логопед. Какую бабу слепили из снега?

    Дети. Снежную.

    Логопед. Когда идёт сильный снег, как мы называем это погодное явление?

    Дети. Снегопад.

    Логопед. Молодцы ребята!

    Ребята скажите мне пожалуйста,  как мы определяем сколько в слове слогов?

    Дети. Мы отхлопываем слово, делим его по слогам.

    Логопед. Правильно, а теперь скажите сколько слогов в слове снег, снежинка, снеговик, снегопад.

    Вы выполнили очень сложное задание, я вами очень довольна.

    3. Рассматривание картины «На зимней прогулке» Составление рассказа с использованием мнемотаблицы. (Развитие связной речи, внимания).

    Логопед. Ребята, посмотрите внимательно на картину.  Расскажите, что вы видите? Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

    Дети. На картине нарисована зима.

    Логопед. Расскажите о улице, как она выглядит?

    Дети. Она покрыта снегом. На улице во дворе есть горка.

    Логопед. А Какая она? Если она из снега, значит она…

    Дети. Снежная.

    Логопед. Расскажите про снег, который лежит на земле. Какой он? Подберите, как можно больше слов , отвечающих на вопрос «Какой?» .

    Ребёнок. Снег белый, пушистый, холодный, блестящий.

    Логопед. Что делают в парке дети?                                

    Дети. Они гуляют, катаются с горки  на санках и лыжах.

    Логопед. Как они одеты? Почему?

    Дети. Они одеты тепло. На улице холодно, мороз.

    Логопед. А кто ещё гуляет вместе с детьми?

    Дети. Собака – Шарик.

    Логопед. Что на делает?

    Дети. Тащит санки.

    Логопед. Как вы думаете, детям нравится гулять на улице?

    Детям нравится гулять на улице. Им весело.

    3. Упражнение «Снеговик» (координация речи с движением, развитие общих речевых навыков).

    Предлагаем детям пройти на ковёр и сделать уже знакомое упражнение.

    Давай, дружок, смелей дружок,

    Кати по снегу свой снежок.

    Он превратится в толстый ком, И станет ком снеговиком.

    Его улыбка так светла!

    Два глаза, шея, нос, метла.

    Но, солнце припечёт слегка –

    Увы! – и нет снеговика.

    Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.

    «Рисуют» руками большой круг.

    «Рисуют» снеговика из трёх комков.

    Широко улыбаются.

    Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.

     Логопед. Давайте вернёмся к нашей картине. Посмотрите на схему, она поможет нам составить рассказ (разбор мнемотаблицы).

    4. Самостоятельный рассказ детьми (развитие связной речи).

    Логопед. Молодцы ребята. Вы замечательно составили рассказ.

    5. Логопед: Ребята мы все готовимся к волшебному зимнему празднику -«Новому году». Украшаем наши дома, группы в детском саду, и мне очень хочется, чтобы и наш кабинет был украшен. Давайте доделаем нашу работу, и украсим наш кабинет своими аппликациями.

    Дети выполняют работу.

    6. Логопед предлагает сосчитать количество получившихся снеговиков (закрепление умений сопоставлять числительные с существительными).

    -один снего…

    - два-снего…(и т.д)

    7. Окончание занятия. (Оценка работы детей)

    Логопед предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались, какие задания выполняли.

    C:\Users\dns\Pictures\2019-01\20190117_090526.jpgC:\Users\dns\Pictures\2019-02-13\252.jpg

    C:\Users\dns\Pictures\2019-02-13\253.jpg           

    C:\Users\dns\Pictures\2019-02-13\263.jpg

    C:\Users\dns\Pictures\2019-02-13\255.jpg    C:\Users\dns\Pictures\2019-02-13\263.jpg



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по развитию речи в группе старшего дошкольного возраста "Осенние путешествии"

    Цель занятия: упражнять дошкольников в умении формулировать оценочное высказывание и аргументировать своё мнение....

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»....

    Конспект НОД по развитию речи в группе старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Красивой речи»

    Программное содержание:1. обобщить и закрепить знания детей по разделам: формирование словаря, грамматический строй речи, связная речь;2. продолжать развивать фонематический слух (выделять слова с зад...

    Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией. Тема: «Зима. Зимующие птицы»

    Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Зима. Зимующие птицы».               Это занят...

    Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Тема занятия: «Игры зимой»

    Тема занятия: «Игры зимой»Цель: научить детей составлять рассказы о событиях из личного опыта.Задачи:Образовательная:Связная речь:  Формировать умение логично, четко, последовате...

    Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшем дошкольном возрасте «Зимующие и перелётные птицы»

    В данном конспекте раскрывается работа по обобщению представлений о зимующих и перелётных птицах....

    Конспект занятия ​ по развитию речи с детьми​ старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, ​ «Мишины игрушки»​

    Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) ​ ​Задачи:​ Образовательные:​ закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные;​ упражнять в образовании притяжательных и относительн...