"Звук З и Зь"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Крылова Галина Николаевна

Занятие по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_raspechatat.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе онр .

Звуки з и зь и буква З.

Программное содержание: закреплять правильное произношение звуков з и зь в речи, продолжать учить определять позицию этих звуков в словах, совершенствовать навыки детей в проведении звукобуквенного анализа слова ,продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связанную речь, закреплять понятие звук, слог ,слово, предложение.

Коррекционно-образовательные задачи:

-Учить давать характеристику З,Зь в сравнительном аспекте;

Коррекционно-воспитательные:

- учить дифференцировать звуки в слогах, словах, предложения

- уточнять и развивать словарь; учить составлению предложений

Коррекционно-воспитательные: воспитывать самоконтроль за речью

Оборудование :предметные картинки зонт, зебра, заяц ,буква З, кассы, тетради,  карандаши,  символические ромашки для чтения, пеналы для составления схем, зеркала

Организационный момент:

Ребята ,  вспомним главное правило :

Каждый день всегда, везде, на занятиях в игре

Верно, четко говорим ,никогда мы не спешим

Вспомним с каким звуком и буквой мы познакомились на последнем занятии

Звук и буква С

Предлагаю  вам поиграть «а что вчера» С каждым ответом  повесить снежинку на нашу березку .Ответ должен быть полным.

Даю образец:

Сегодня снег блестит ,а вчера снег блестел( и вешаю снежинку).

1Сегодня снег падает – а вчера снег…

2Сегодня снег сверкает_ а вчера…

3Сегодня снег хрустит – а вчера  снег..

4Сегодня снег идет а вчера – снег..

Слова родственники к слову снег-

Дети : Снегурочка , снежинка, снегопад, снеговик ,снегирь, снежный ( ком)

Под нашим снежным покрывалом березке будет тепло  зимой.

Молодцы.

1.Массаж лица

Умываясь, кот лохматый

гладит лоб пушистой лапой

от  середины к ушкам, живущим на макушках.

А теперь  мохнатой лапой он стучит в другом порядке

от ушек к середине лба туда сюда, туда сюда .

Вновь упрятав коготки, гладит лобик и виски.

Озорной лохматый пес

 потирает лапой нос, после утренней прогулки песий нос совсем замерз.

Трет по кругу пятачок, а потом потрет бочек

отогрелся песий нос не смотря на злой мороз

Жук усатый усики разглаживает,

ровно и старательно их приглаживает

С середины губ он ведет игриво,

что б лежали усики ровно и красиво.

Козлик бородатый , с бородой играя

 подбородок весело растирая

по бородке ласково проводит

 и к концу уха бороду выводит.

2. Упражнение на развитие мелкой моторики

1,2,3,4,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый

Крепкий,

Очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий.

3.

Развитие мимических мышц

Мы умеем улыбаться ,мы умеем удивляться ,мы умеем огорчаться и умеем злиться мы

4.Упражнение на развитие правильного дыхания.

Если по свежему снегу гулять ,нужно правильно дышать.

5. Упражнения на развитие артикуляции

«Денискина зарядка»  

Наш Дениска озорник

Тянет губки к ушкам

Посмотрите говорит

Я теперь лягушка!

Трубочка

 Кто играет на трубе

 А Денис на дудочке

Губки вытянул вперед

 Узкой ,узкой трубочкой

Часики

У Дениса Есть часы

Удивительной красы

Ходят  стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга

Вкусное варенье

Если у Дениса плохое настроенье

 Ест наш Денис вкусное варенье

Надо верхнюю губу вареньицем намазать

 И широким язычком облизнуть все сразу.

Качели

Язычок вверх вниз

На качельки сел Денис

Вот качельки далеко

Вот качельки  близко

До чего же хорошо,

Весело Дениске

.Грибок

Наш Дениска в лес пошел

Под сосною гриб нашел

Подними вверх язычок

Покажи как рос грибок.

Барабанщик

Недавно бабушка Анфиса

Купила барабан Денису

И теперь он делом занят громко громко  барабанит

Вот мы с вами и готовы заниматься  с вами в стране красивой и правильной речи у Феи Грамматики

Сейчас будь те внимательны, посмотрите на доску и выделите первый звук в этих словах

ЗОНТ, ЗЕБРА, ЗАМОК З и Зь

Акустико-артикуляционный образ звука

Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в верхние зубки .По середине языка идет холодная плавная воздушная струя

З- согласный ,твердый, з вонкий ,обозначается синим цветом,

ЗЬ – согласный мягкий, ,звонкий, обозначается зеленым цветом..

Как мы определяем ,что звуки согласные (когда мы их произносим воздушная струя встречает преграду – зубы и язык)

Как вы  определили что эти звуки звонкие (если приложить ладошку к горлышку ,то оно будет дрожать)

Что общего между звуками з и зь (согласные и звонкие)

Чем отличаются (з –твердый ,зь – мягкий)

Возьмите флажки  в правую руку синий, в левую зеленый. Игра «Какой звук»

Если услышите твердый поднимаем синий флажок,

Если услышите  мягкий ЗЬ то поднимаем зеленый флажок.

З,М.О,П.ЗЬ, ЗЬ, З, Ы, Й, Л, ЛЬ, З,ЗЬ,З.ЗЬ.

АЗ,УЗ,АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ,ЗЯ, АВЬ,ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА.ЗЕ.

ЗЕБРА, ЗОНТ, КОЗЕЛ, МАМА,МАШИНА, ЗОЯ, ЗИМА, ЗАБОР.

Поиграем в игру «Дом, замок, избушка»

Молодцы

А сейчас предлагаю  соберем ромашку. Одна ромашка с мягкими лепестками ,а другая с твердыми лепестками. Нужно собрать и прочитать слоги

(Вызываю 2 детей)

Отдых наш физкультминутка, занимай свой места:

Рано утром на полянке

Веселятся все снежинки

Левой ножкой топ, топ

Правой ножкой топ, топ

Руки вверх ,вверх, вверх

Кто поднимет выше всех.

Мы с вами сравнили два звука З и ЗЬ Скажите дети как называется домик для двух братцев

 Это буква З

Скажите а чем отличается звук от буквы?

Открываем тетради (буква з)

Открываем кассы и составим слова со звуком з и зь

Коза и зима  сколько слогов в этих словах а сколько звуков

Под каждым словом составьте звуковую схему.

Кто даст характеристику каждого звука в слове коза?

В слове зима?

  Запишите эти слова в тетрадь  и начертите схему под каждым словом

 Молодцы

Кассы убрали ,нам нужны только тетради и пеналы

 Мы с вами сегодня читали слоги,писали слова.

Предлагаю игру «Собери предложение»

И белый идет  пушистый снег.

 Первое слово ,, второе слово ,,

Зима,суровая,и,пришла,,снежная

Первое слов,,,

Итог занятия:

  1. Какие звуки мы сегодня с вами сравнивали?
  2. С какой буквой познакомились?
  3. Повторили что слог это 2 звука,слово это много звуков ,а предложение это много слов,которые между собой связная
  4. Молодцы Были все очень активный и получаете каждый по медальке .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...