Итоговый отчет " Камушки Марблс "
статья по логопедии

Итоговый отчет " Камушки Марблс "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchkt_o_kamnya_marbls.docx46.57 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШКОВ «МАРБЛС» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП 

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А.Сухомлинский 

Целью моей работы является: познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование инновационного материала - камешков Марблс, декоративных камешков.

Задачи:

-обогащать чувственный познавательный опыт на основе формирования умения сопоставлять, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений  и отражать их в речи;

-развивать познавательную деятельность, закрепляя восприятия формы, величины, цвета, конструкции, их  положение в пространстве;

-формировать положительное отношение к деятельности;

-воспитывать эстетические чувства.

Свою работу по использованию камешков Марблс и декоративных камешков начала с изучения литературы: Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир.М- Мозаика-Синтез,2008; Ванерман С.М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. Сенсомоторное развитие дошкольников.-М. Владос, 2001; Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь.Методическое пособие – Н.Новгород, 1995. Калинина И. Л. Учим детей писать и читать-М. Просвещение,»2001; Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском саду-СПб.,1997;

Климова Г. Б. «Учебно- методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста».

Предметная среда, окружающая ребенка определяет направленность его деятельности, так как предметы побуждают детей исследовать их и действовать с ними. Поэтому предметно-развивающую среду своей группы постоянно пополняю и обновляю.  

Использование камушков помогает мне активизировать детей, сконцентрировать внимание, побудить детей к деятельности, а в итоге получить положительный результат. Формы организации на занятиях использую разные: путешествия, наблюдения. Методы: словесный, наглядный, практический. В современной образовательной  игровой технологии особую роль уделяю дидактическим играм, разные виды игр и игровые упражнения  представляют большие возможности. Создала картотеку дидактических игр с использованием камешек Марблс

Детям нравятся подвижные игры с камешками природными и искусственными, этих игр не так много, но картотека этих игр мною тоже создана.

При взаимодействии с семьями воспитанников использую такие формы:

-консультации « Камушки Марблс и их применение»

В основе ведущей идеи моей работы лежит формирование познавательной активности детей через применение камушков "Марблс" .. Качества и свойства используемого материала как объекта детской игровой деятельности являются основополагающими в данной технологии. Какое влияние на развитие детей оказывает применение этого нетрадиционного игрового приема?

Через игры на нахождения объектов на ощупь формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувствительность.

В ходе   упражнений решаются и сенсорные задачи и приобретаются новые знания и умения, которые дети могут использовать в других видах деятельности.

Закрепление и активизация в речи пространственной терминологии обеспечивает умение автоматически определять стороны пространства.                

   Развитие пространственных ориентировок осуществляется в играх  на расположение камешков в ближнем и дальнем окружении ребенка.

  Разные виды  игровых упражнений обогащают словарный запас детей.

 Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.

Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание  камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, снимает напряжение воспитывает любознательность.

Цветовое восприятие играет значительную роль в формировании познавательной деятельности. Работа с камешками представляет пространство для творчества и исследования.

Камешки Марблс вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей.

В процессе более глубокого изучения, выяснила, что исследование происхождения камешков марблс началось недавно. Лишь в течение нескольких прошедших лет появились первые серьезные монографии в этом направлении. Сейчас известно, что предшественники камешков марблс - шарики из обточенного камня и обожженной глины, были найдены при раскопках древних цивилизаций в Африке, Европе, Северной и Центральной Америке.

Сейчас стеклянные шарики марблс изготавливаются на фабриках, из силикатного песка, который расплавляется в печи при очень высокой температуре, потом в горячее стекло добавляются красящие вещества – кобальт, селений и т. д., придающие шарикам необыкновенные оттенки и разводы. Горячее стекло режут на кусочки, и придают ему ровную гладкую форму шарика с помощью специальных механизмов. http://www.marbles.ru/images/oval.jpg

На мой взгляд, камешки марблс являются настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.  Кроме того, что  они приятны на ощупь и позволяют ребенку получить тактильно удовольствие, этот материал универсален в работе с детьми разной возрастной категории, создает максимум возможностей для проявления творчества не только со стороны ребенка, но и со стороны взрослого.

Я предлагаю использовать камешки  марблс для организации следующих игр:

  • «Собери по образцу». Цель: Закрепление знаний по изучаемой лексической теме и их классификация.  Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку. Разновидности: Дается готовый  схематичный рисунок для наложения камешков, или просто картинка предмета для украшения её камешками. «Найди свой цвет» Цель: Закрепление названия цветов, упражнение в  согласовании прилагательных с существительными.
  • «Продолжи цепочку» Цель: Развитие логики, закрепление цвета и упражнение в согласовании существительных с прилагательными.
  • «Составь геометрическую фигуру» Цель: Закрепление названий геометрических тел.
  • «Смотри и говори» Цель: автоматизация поставленного звука. Картинки,  подобранные на определенный звук с чистоговоркой или стихотворением.
  •  «Выложи по контуру». Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.
  • «Заполни изображение» Произвольное выкладывание по готовой картинке. Цель: Закрепление изучаемой темы и работа над словарем, также задание для творчества.
  • Звуко-буквенный анализ слов. Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.  Фишки-камушки выкладывать под буквами или в пустые клеточки - звуков. Красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.  
  • «Гусеница - модница» (как вариант). Взрослый называет ряд слов, а ребёнок определяет первый (последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывает соответствующий камушек.  
  •  «Кривое Зеркало». Цель: Работа по коррекции дисграфии. Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.
  • «Знакомство с буквой». Цель: закрепление образа буквы. Дети выкладывают из камешков буквы.
  •  «Волшебный мешочек» (как вариант).

1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

2 вариант. Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камушек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камушек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

  •  «Найди место камешку» Цель: развитие пространственного восприятия. Педагог дает устные задания типа: Положите красный камушек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом. Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.  
  • Собери фигуру по инструкции Цель: развитие пространственного восприятия.  От точки 2 клеточки вправо и т.д.  
  • «Помоги двум друзьям найти свои домики» Цель: развитие пространственного восприятия. По инструкции выложи дорожки (2 клеточки вправо, одна влево….)
  •   «Лабиринт сказок». Цель: развитие связной речи. У игры съемный верх,  поэтому  имеется множество вариантов сказок. Пройди лабиринт и расскажи сказку. Также лабиринт предметов на заданный звук, развитие фонематического слуха и закрепление звука находящегося в автоматизации.  
  •  «Крестики - нолики». Цель: развитие внимания, мышления и речи.
  • «Собери эмоцию». Цель: развитие эмоциональной лексики.
  •  «Звуковые дорожки» Цель: автоматизация поставленного звука.
  • «Сладкая колбаска». «Великолепный торт». Цель: развитие эстетического восприятия; согласование числительных с существительным, обогащение словаря. Оказывает успокаивающий эффект на гиперактивных детей. Работа с другим материалом, пластичным песком.
  • «Веселый пейзаж». Цель: развитие эстетического восприятия; согласование числительных с существительным, обогащение словаря.  Оказывает эффект релаксации.  Работа с другим материалом, пластичным песком.
  • «Сад камней». «Цветущая полянка» Цель: развитие эстетического восприятия; обогащение словаря, работа над грамматическими категориями. Эффект релаксации. Работа с другим материалом, цветным песком.
  • «На море». «Пейзаж морское дно» (можно использовать с водой).  Цель: развития эстетического восприятия, творчества, обогащение словаря, работа над грамматическими категориями. Эффект релаксации.
  • «Золушка».  Цель: Закреплять название цветов. Согласование числительных с существительными. Варианты. Разбери по цвету. Разбери по форме. Разбери по размеру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование камушков "Марблс" для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения".

Красота "Марблс" завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Мы используем камушки "Марблс" в непосредственно-образовательной деят...

Использование камушков Марблс в коррекции развития речи

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения,  мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев р...

Развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия у детей младшего возраста с помощью камушков Марблс

Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Мои малыши называют их камушки – стекляшки. Они у нас есть в форме звёздочек, сердечек, овальные, ...

Использование стеклянных камушков "Марблс" для развития мелкой моторики и мыслительных операций

Камешками МАРБЛС можно не только украсить интерьер гостиной или наполнить аквариум, их с успехом можно применить в логопедической работе с детьми, т. к. они приятны на ощупь и малыши от них просто в в...

«Методическая разработка по использованию стеклянных камушков "Марблс" и камешков– кабошонов для развития мелкой моторики и мыслительных операций детей с ОВЗ дошкольного возраста»

Игры с камешками "Марблс" предназначены для детей  от 3-х лет и до 7 летнего возраста, а также для детей с отклонениями в развитии. Данная разработка адресована воспитателям, учителям-логопедам, ...

ИГРЫ С КАМУШКАМИ МАРБЛС и ПРОСТО КАМУШКАМИ ЛЕТОМ

Летом мы все стараемся провести время на природе, на свежем воздухе: на море, на озере, на даче или во дворе. Чтобы весело провести время - не обязательно брать с собой игры из магазина. ...