Главные вкладки

    Закрепление твёрдости-мягкости согласных звуков.
    методическая разработка по логопедии (старшая группа)

    Осипенко Светлана Александровна

    Методические рекомендации по логопедии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zakreplenie_tvyorosti-myagkosti_sogl.doc72.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                            .                                

    Использование наглядных пособий в процессе организации занятий с детьми с ЗПР по закреплению твердости – мягкости согласных звуков

     

    В программе «Развитие» говорится: «До сих пор недостаточно учитывалось, что действия, которые выполняет ребёнок в ходе обучения, имеют двоякое значение: с одной стороны, они обеспечивают усвоение предлагаемых в обучении содержаний, что особенно важно для старших дошкольников в связи с подготовкой их к школе, а с другой стороны, и это главное – развивают умственные способности». Эта проблема очень актуальна в коррекционных группах для детей с ЗПР.

            Для детей старшего, подготовительного дошкольного возраста это прежде всего действия по построению и использованию наглядных моделей, различных типов и содержаний.

            Под наглядными моделями понимают такие виды изображения различных предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в более или менее обобщённом и схематизированном виде основные отношения их компонентов, причём сами эти компоненты обозначены при помощи условных заместителей.

            Программа по обучению грамоте предполагает широкую ориентировку ребёнка в звуковой стороне нашей речи и строится на своеобразном введении его в эту действительность. Это своеобразие заключается в переключении внимания ребёнка со смысловой стороны речи на звуковую. Дети учатся проводить звуковой анализ слов, моделируя на картинах – схемах звуковой состав слов различной конструкции с помощью фишек определённых цветов, выполняющих роль заместителей звуков. Это даёт ребёнку особую чуткость к звучанию и написанию слов, даст ему неоценимые преимущества при дальнейших орфографических занятиях. Звуковой анализ включает прежде всего умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Школьники учат соответствующее правило о гласных, которые влияют на мягкость согласных звуков. Начинают обращать на это внимание и в логогруппах для детей с сохранным интеллектом.

            Но для ребёнка с ЗПР, как, впрочем, для любого дошкольника, работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна. Поэтому звуковой анализ – добуквенный период обучения грамоте – занимает много времени  и сил. Не следует стремиться его сократить – ведь от добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыков чтения.         Различение мягкости – твёрдости согласных звуков чрезвычайно важно для последующего овладения техникой чтения. Устойчивые ассоциации облика буквы с каким – то одним звуком могут сильно затруднить для ребёнка первые шаги в обучении чтению.

            В самом деле, практически все согласные буквы обозначают два звука – мягкий и твёрдый. Видя букву «ЭЛЬ», мы не знаем, какой звук следует произносить – твёрдый (Л), с которого начинается слово «лось», или мягкий (ЛЬ), с которого начинается слово «лес». Итак, глядя на согласную букву, нельзя однозначно назвать звук, который она обозначает ( исключение составляют Й, Ч, Щ, Ш, Ц, обозначающие согласные звуки, непарные по мягкости – твёрдости)

    Работа читающего не сводится к простому узнаванию и называнию каждой буквы. Поэтому русскому чтению невозможно научить путём заучивания букв и их звуковых соответствий, сами эти соответствия непросты и неоднозначны. В чём же состоит тайна отношений звуков и букв, открыть которые предстоит каждому исходно безграмотному ребёнку? Это тайна, а точнее – лингвистический закон буквенного обозначения звуков в русской письменности , - заключается в следующем: на мягкость или твёрдость согласного звука указывает следующая за ней гласная. Для того, чтобы прочесть, «озвучить» согласную, мы забегаем глазами вперёд и смотрим на следующую за ней гласную.

    Когда человек читает русское слово, его глаза непрерывно совершают челночные движения – забегая вперёд к гласной и возвращаясь назад к согласной, произнесение которой зависит от последующей гласной. Овладеть секретом русской письменности ребёнку тем легче, чем свободнее он умеет манипулировать звуками родной речи.

    Если ещё в добуквенный период ребёнок научится свободно переходить от твёрдого согласного звука к его мягкой паре (и обратно), то у него позже не вызовет затруднений самый сложный шаг начального обучения чтению – слияние двух букв в слог. На такую чувственную основу позднее – в школе – легко лягут и соответствующие фонетические понятия и термины. Если же ребёнок приходит в школу без всякого чувственного опыта игр и упражнений со звуками, то даже знания букв не помогут ему справиться с программой 1 класса. Знание букв без чувства звуков – это то же самое, что знание цветов при дальтонизме.

    Отсюда напрашивается ещё одно утверждение: работая в этом направлении, мы предупреждаем дисграфию. Дошкольники (а тем более с ЗПР) не умеют различать гласные по их основным признакам, не знакомы со способами обозначения мягкости на письме. Дети часто смешивают согласные звуки, близкие по своим артикуляционным характеристикам. Отсюда ожидаемые ошибки на письме:

    - обозначение мягкости на письме;

    - употребление букв Е, Ё, Ю, Я;

    - использование буквы Й.

    Исследования подтвердили предположение о том, что на первых порах освоения грамоты для ребёнка произношение и письмо тождественны, т.е. дети выражают на письме звуки языка и их сочетания независимо от того, как пишутся те или иные слова.

             Различение согласных звуков по твёрдости – мягкости, (как и по глухости – звонкости) оказывает  огромное влияние на формирование фонематического слуха у дошкольников. Исследования показывают, что в возрасте 4 – 5 лет дети наиболее чувствительны к развитию фонематического слуха, звукового анализа.

            Задача звукового анализа слов будет решаться с большей охотой, если ей придать игровую форму. Задания, в которых взрослый произносит слова, а ребёнок на слух определяет их звуковые характеристики, следует сочетать с играми, требующими от ребёнка самостоятельного, активного поиска слов по заданной звуковой характеристике.

            Начиная играть в звуки, мы строим игровое обучение как полноценную игру, в которой есть игровая ситуация, условный воображаемый мир, в котором действуют герои игры, и игровые действия этих героев. Если эти герои играют со звуками, то и наши дети освоят звуковой анализ играючи.

    Зачастую бывает достаточно интонационного выделения нужного звука в словах, чтобы подчеркнуть его твёрдость или мягкость.  Детям с нормальным интеллектом и без нарушений речи бывает достаточно нескольких игровых занятий, чтобы закрепить это понятие (например, введение героев  Тима и Тома у Эльконина). Но детям с нарушениями речи, с ЗПР чрезвычайно сложно ориентироваться в загадочном мире звуков. Приходится вновь и вновь возвращаться к осмыслению этой звуковой характеристики. В одном из исследований встречается утверждение, что детям с ЗПР требуется до 50 повторений нового понятия до его стойкого закрепления.

    В различении твёрдых и мягких согласных должна участвовать прежде всего языковая интуиция, чутьё, которое можно и нужно упражнять. Чем больше вначале игр с опорой на предметы с материальной фиксацией звуков, тем легче будет ребёнку впоследствии оперировать со звуками в воображении (а, следовательно, писать)        

    Мы знаем, что наглядность – основополагающий принцип дидактики. Ещё всем известно, что вариативность переходит в качество. Поэтому я приготовила систему наглядных пособий по закреплению твёрдости – мягкости согласных звуков, и которые успешно использую уже многие годы. В них, естественно, присутствуют два цвета – синий и зелёный.

    Самое важное то, что работа эта не выпадает из контекста единого игрового сюжета на занятии, а является составной частью разворачиваемого  там путешествия, приключения, соревнования, экскурсии и т.д.

    Организация обучения продумана таким образом, что обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания, даёт возможность каждому ребёнку участвовать в процессе выполнения заданий.

    В процессе выполнения самостоятельных работ, сравнивая собственные результаты с заданным образцом, дети продолжают овладевать навыками самоконтроля и самооценки. В это время решается ещё ряд задач:

     - Обогащение зрительно – пространственных  представлений;

     - развитие зрительно – двигательной координации:

     - развитие зрительного внимания с ориентировкой на звуковые свойства предмета;

     - стимуляция зрительно – познавательной активности;

     - включение в предметно – практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, мягких и твёрдых согласных, звуко–буквенный анализ слов);

     - развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций – внимания, памяти, речи и  мышления;

     - развитие орфографической зоркости, предупреждение дисграфии.

            Многие логопеды сталкиваются в своей работе с трудностью запоминания детьми с ЗПР цвета, обозначающего твёрдость и мягкость согласных звуков при составлении схемы слов. Многие из детей  просто не знают основные цвета и оттенки. Опора только на слух, на интонацию, делает эту работу и скучной, и малопродуктивной.

            Начальный этап работы по дифференциации оппозиционных звуков предполагает усвоение каждого звука в отдельности. Затем детям предлагается сравнить пару звуков между собой. При сравнении согласных звуков по твёрдости – мягкости обращается внимание на дополнительный подъём спинки языка при произнесении мягких согласных.  

    На первых занятиях я также иду от тактильных ощущений. Первое занятие – звуки «П-Пь». Дети отправляются в «Путешествие на пиратском паруснике». Они находят в зелёном сундуке мягкие пёрышки из заморских стран, а в синем сундуке – разноцветные «драгоценные» камни. Свои находки дети с удовольствием рассматривают и сжимают в руке, поглаживают кожу, стучат ими  по столу. Затем придумываем слова с новыми звуками, те, что можно встретить на корабле  («палуба», «пушка», «парус», «пираты», «порох», «пистолеты» и т. д.) и раскладываем свои находки по сундукам. За ходом работы следят синий и зелёный попугаи. Каждый сидит возле своего сундука и кричит, оценивая действия детей: «пррррравильно» и «непррррравильно». Игра проходит живо и эмоционально.

     Аналогично проходит работа над звуками «Б-Бь». Вносятся мягкая игрушка «Бяка» и твёрдая – «Бука». Обыгрываются эти их качества на протяжении всего занятия: - и живут они в синей и зелёной башнях, и построили эти герои заборы, каждый своего цвета. Дети убирают по доске из синего и зелёного заборов, придумывая при этом нужные слова на новый звук. Придумываем весёлые «страшилки» для новых друзей, и т д.  

    Помогают и выполненные из разного материала буквы.

             Звуки «Т-Ть» мы дифференцируем на занятии «Осенняя прогулка под дождём». Вносятся большой синий зонт и маленький зелёный зонтик. Детям предлагается решить, под каким зонтом, или зонтиком, будут гулять Таня, Толя, Тамара, Виталик, Тина, Петя, Витя, Митя, Катя, Кристина и т. д.

            Различать звуки «Д-Дь» нам помогает двухголовый дракон , одна голова которого «питается» словами с твёрдым звуком, а другая – с мягким. На другом занятии с этими же звуками  мы «плаваем» под водой с дельфинами Диной и Даней, где дети склеивают синие и зелёные «водоросли» (цепочки из цветной бумаги), встречаем синего и зелёного осьминогов, храброго водолаза и т. д.

     Фокусник на одном из занятий превращает предметы  с «Ф – Фь» в синие и зелёные.

    Альпинисты Гера и Гоша («Г– Гь») поднимаются на гору, один склон которой покрыт мягкой зелёной травой, а другой склон  покрыт синим твёрдым льдом и синими облаками. На пути им встречаются разные звери и птицы, в названии которых есть эти звуки.

            Во время занимательного занятия про лестницы дети «шагают» по лестнице с зелёным колпачком, деля слова с мягким «Ль» на слоги.

            Закрепление твёрдости - мягкости согласных звуков стараюсь «совместить» со словарной темой недели. Так, если проходим тему «Посуда», значит появляются синие и зелёные кастрюли. В одних варится суп, рассольник, борщ, каши, в других – рис, щи и т. д.  Каждую кастрюлю ещё нужно поставить на своё место на плите (тоже синее или зелёное). Из синей чашки «пьём» кофе, сок, какао, компот, молоко. Из зелёной чашки – чай, кисель, кефир.         

    На занятии про Новый год дети вырезают простые флажки синего и зелёного цветов, составляя праздничную гирлянду. Для этого каждый должен выбрать с ёлки украшение, которое начинается соответственно с твёрдого и мягкого звуков. По аналогии раскладываем подарки Деду Морозу в синий и зелёный мешки.

            По этому же принципу проводится работа над словарём по темам «Одежда», «Транспорт», «Мебель» и т.д.  

            Часто игра проводится в форме соревнования. Например, во время «Циркового представления» нужно забросить в раскрытые «рты» клоунов  снаряды, придумывая «цирковые»  слова на «К – Кь»: купол, канат, акробат, клоун, фокусник, дрессировщик и т.д.. В синие ворота нужно забить «шайбы», на которых написаны слоги «ша», «ши», «шо», «шу». Также в зти же ворота , на другом занятии можно забросить только мешочки с всегда твёрдыми буквами, а, следовательно, только синие.    Часто в виде призов выступают предметы синего и зелёного цветов.

    Закрепляются звуки и во время «физминуток». Это может быть подвижная игра «Мышки и ёжики», в которой мышки пищат «пи-пи-пи» и бегут по команде в зелёный обруч, а ёжики пыхтят «пых-пых-пых» и бегут соответственно в синий обруч, лежащий на полу.

            Если звук не имеет пару по твёрдости – мягкости, то это тоже обыгрывается в цвете. Так, работая со звуком «Ш», проводится занятие «Путешествие на воздушном шаре». Вносится макет синего воздушного шара, обговаривается, почему. При подведении итога занятия раздаются маленькие синие шарики.

            При изучении непарного звука «Ч» тема недели – «Насекомые». Вношу связанную паутину с «мамой – паучихой», на которую по ходу занятия садятся вязанные (мягкие) зелёные паучки с  «ножками» из мягкой проволоки. Параллельно идёт и словарная работа, и автоматизация нового звука, и работа над мелкой моторикой пальцев рук (нужно очень постараться, чтобы прицепить такого паучка на паутину).

     При дифференциации «Ч – Щ» часто приходится использовать слово «чаща». Детям с ЗПР приходится разъяснять значение, так появилась игра «В чаще». На мозаичное поле вставляются зелёные деревья, по ходу нужно придумать слова с «Ч» и «Щ».  

            Аналогично проводится работа с твёрдым согласным «Ц»: на занятии «Спор совы с цаплей» выносятся синие колечки, которые дети собирают  в цепь, придумывая для неё слова. На занятии также закрепляется словарная тема «Птицы», и также развивается мелкая моторика пальцев рук.

            Похожая работа проводится и с прищепками двух цветов, со скрепками, с бусинками и пробками от бутылок. Нравится детям  игра «Рыболов», где ловятся синие и зелёные рыбки. В игре «Телефон» по синему телефону можно передовать слова только с твёрдым «дежурным» звуком, а по зелёному – с мягким.  

            Любят наши дети, как и все дошкольники, играть в «Живые звуки».

            Детям с ЗПР трудно даётся сравнение малоконтрастных величин и предметов. Требуется проведение большой поэтапной работы. В начале работы предметы полностью окрашены в нужный цвет.

    Например, на занятии по закреплению звуков «С-СЬ» «Гости» угощенье раскладывается на синюю и зелёную салфетки. С двумя сумками этих же цветов идём в магазин за продуктами. С двумя корзинками ходим в лес за лесными дарами. На синем и зелёном самосвалах перевозим вещи на новую квартиру. Мама – снежинка посылает своих «деток» на Землю и те падают на синюю и зелёную крыши, придумывая на лету «зимние» слова, почтальон Печкин («Ч») приходит в зелёном плаще и т.д.

     Затем используются незначительные, малозаметные  различия.  Это полоски на парашютах, горошины на шторах, окна в автобусах, фартуки у матрёшек, косынки у девочек, кольца пирамидок, колёса машин, цветы в вазе, пунктирные точки разных цветов и т. д. В данном случае требуется более тщательный сравнительный анализ, более кропотливая мыслительная деятельность.

     Когда будет тщательно продумываться каждый игровой момент, то на занятии не появятся случайные, отстранённые от развития сюжета и поставленных обучающих задач, пособия, игры.

            Идёт время, меняется наша жизнь. Появляются новые герои, которые зовут нас с детьми в новые увлекательные путешествия, появляются новые методики, новые информационные технологии.

            В настоящее время создаётся новая система закрепления твёрдости – мягкости с использованием компьютера.

            Трудность заключается в психофизических особенностях детей с ЗПР. Техническое обеспечение педпроцессом тоже недостаточное. Приходится использовать только один компьютер на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но всё же я надеюсь, что дети смогут выполнить самые простейшие действия и нанизят кольца пирамидки, посадят снежинки на крышу, проведут дорожки и т.д.

                                            

    Заключение

    Исследователи мыслительной деятельности детей с ЗПР неоднократно подчёркивали, что увеличение объёма любого материала ухудшает продуктивность деятельности ребёнка (А.О.Дробинская, В.И.Лубовский, Т.В.Егорова, Н.Г.Лутонян и др.). Эта же закономерность выявлена и при последовательном вычленении звуков из слов. Но игровая деятельность, системность в работе, заинтересованность и терпение педагога дают хорошие результаты.

            К концу подготовительного периода обучения большинство детей с ЗПР правильно выделяют и обозначают мягкие и твёрдые согласные в словах. Аудит фонетико-фонематических знаний   и умений убедительно показал эффективность системы подготовки детей с ЗПР к обучению грамоте.

            Лингвистами, психологами, педагогами доказано, что звуковой анализ представляет собой сложную и тонкую систему умственной деятельности. Его состояние свидетельствует не только об объёме знаний в определённой области, но и об уровне мыслительных операций (Р.Е.Левина, Д.Б.Эльконин, И.Я.Зимняя и др.).

            Успехи, достигнутые детьми в области последовательного выделения звуков из слова, являются косвенным доказательством общего развития ребёнка.

            На вопрос «Что проще – формировать или исправлять?» любой ответит: «Конечно, формировать!» Но самопроизвольно навыки не формируются. Без целенаправленного обучающего воздействия дети новыми знаниями, умениями не овладеют.

    Логопедам на занятии приходится решать несколько задач, прибегать к разным видам деятельности. Это и развитие фонематического слуха, и звуковой анализ, и уточнение, автоматизация и дифференциация звуков, формирование грамматического строя речи, пополнение и активизация словаря и т. д.

    В логопедической работе с детьми с ЗПР нужно всегда учитывать необходимость переноса умений и навыков, выработанных на одном материале, в одной форме речи, на другой материал, на другую форму речи.

    Поэтому основное внимание в своей работе я перенесла с содержания на его средства. Вспомним, что содержание – это знания, конкретные навыки и умения, усваиваемые детьми из разных видов занятий и деятельности. Но для развития способностей важны не столько сами по себе эти знания и навыки (каковы бы они ни были), сколько то, каким образом они преподносятся детям, и, соответственно, усваиваются детьми.

    Для этого и необходимо введение единой игровой ситуации.

    Обучая в игре, трудно установить равновесие между игровой свободой и жёсткой обязательностью обучения, т. е. одновременно сполна удовлетворять игровые интересы детей и полностью выполнять программу намеченного занятия.

    Успешность занятий с детьми зависит не только от самого игрового сюжета, - насколько он увлекателен, отвечает интересам и склонностям детей, - но и от уровня сложности заданий, длительности игры, игровой инициативы ребёнка.

    Переизбыток сложных заданий может вызвать у детей утомление, потерю интереса даже к игре.

            Поэтому принципы моей работы:

    1. Все занятия ориентированы на психофизическую защищённость детей;
    2. Соответствие индивидуальным и возрастным особенностям детей;
    3. Использование как можно больше анализаторов: тактильного, вкусового, обонятельного, зрительного, слухового, двигательного. Это даёт более высокую результативность, материал запоминается надолго и вызывает стойкий интерес.

    В своём сообщении я хотела показать, как можно использовать ближайшее окружение детей на занятии, и тогда окружающая среда действительно станет развивающей.

                                    Список литературы:

    1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. Москва. 1993.

    2. Жедек П.С. Усвоение фонематического принципа письма и формирование орфографического действия. Москва. 1975.

    3. Каше Т.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. Москва. Просвещение.

    4. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Москва 2002.

    5. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной  логогруппы. Москва. 2008.

    6. Фомина Т.Г. Фонематический и фонетический анализ слова.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Закрепление понятий "гласные и согласные звуки".Слоги.

    Занятие по обучению грамоте.Авторские игры ....

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по закреплению знаний о гласных и согласных звуках по теме "Гномы".

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по закреплению знаний  о гласных и согласных звуках  по теме " Гномы"....

    Открытое занятие для родителей и педагогов ГБОУ№ 297. в группе компенсирующей направленности для детей старшего возраста. Тема занятия: «Автоматизация звука «С» в словах и фразах закрепление изученного согласного звука «Н»

    Открытое занятие для родителей и педагогов ГБОУ№ 297. в группе компенсирующей направленности для детей старшего возраста.Тема занятия: «Автоматизация звука «С» в словах и фразах закрепление изученного...

    Конспект логопедического занятия по теме: «Согласные звуки М и Мь. Твердые и мягкие согласные звуки».

    Конспект логопедического занятия по формированию фонетико-фонематических представлений для детей седьмого года жизни (подготовительная к школе группа) по теме: «Согласные звуки М и Мь. Твер...

    Речевой материал, направленный на уточнение и закрепление произношения согласных звуков (д-т, б-п, в-ф, к-г-х)

    Материал размещён в таблице для возможности последующего изготовления картотеки в речевом уголке. На каждый звук подобраны слова, фразы (предложения и стихотворения), чистоговорки, которые помогут не ...

    «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук» Цель: повторение и закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук»Цель: повторение и закрепление понятий «п...