Конспект коррекционного логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: «Весна. Перелетные птицы».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Волкова Юлия Сергеевна

Конспект коррекционного логопедического занятия

по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.

Тема: «Весна. Перелетные птицы».                                             

Цель: закрепить знания детей о признаках весны и перелетных птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: — совершенствовать навык образованияпритяжательных прилагательных; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; обогащать активный словарь детей.

Коррекционно-развивающие: — развивать связную речь через составлене рассказа о весне с опорой на коллаж, составленный детьми;закреплять умене составлять сложноподчиненное предложение с союзом потому что; закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением; развивать зрительное восприятие, мышление;

Коррекционно-воспитательная: —воспитывать культуру коммуникации, умение слушать педагога и товарищей; давать адекватную оценку своей и деятельности детей;

Оборудование: макеты берез, изображения перелетных птиц и зимующих птиц, наглядный материал для коллажа, фланелеграф, звездочки для оценки деятельности детей,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya._volkova.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – логопед  Волкова Ю.С.

Конспект коррекционного логопедического занятия

по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

Тема: «Весна. Перелетные птицы».                                              

Цель: закрепить знания детей о признаках весны и перелетных птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: — совершенствовать навык образованияпритяжательных прилагательных; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; обогащать активный словарь детей.

Коррекционно-развивающие: — развивать связную речь через составлене рассказа о весне с опорой на коллаж, составленный детьми;закреплять умене составлять сложноподчиненное предложение с союзом потому что; закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением; развивать зрительное восприятие, мышление;

Коррекционно-воспитательная: —воспитывать культуру коммуникации, умение слушать педагога и товарищей; давать адекватную оценку своей и деятельности детей;

Оборудование: макеты берез, изображения перелетных птиц и зимующих птиц, наглядный материал для коллажа, фланелеграф, звездочки для оценки деятельности детей,

Ход занятия

I. Организационный момент.

(дети стоят в кругу)

- ребята давайте вспомним как нужно вести себя на занятиях.

(Дети хором отвечают)

1,2,3,4,5  Будем мы сейчас опять:

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать

Внятно, четко говорить, не вертеться, не шалить.

II. Основной этап.

Сообщение темы занятия.

- Ребята я приготовила загадки если вы их отгадаете то узнаете тему нашего занятия. (Загадка о весне и о перелетных птицах)

Тает снежок ожил лужок

День пребывает

Когда это бывает?(весной)

Гости прилетают из теплых краев весной,

А летают осенью… (перелетные птицы)

- Молодцы отгадали загадки.

- Ребята, Каких перелетных птиц вы знаете?(Грач, жаворонок, скворец, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, аист, дрозд, цапля, журавль,дикие гуси и утки)

-А почему их называют перелетные птицы?(Потому что они улетают в теплые края)

- Кто догодался о чем мы будем сегодня говорить? (Сегодня мы будем говорить о весне и перелетных птицах)

Сегодня мы  с вами поговорим о весне ее признаках и о перелетных птицах. Каждый из вас вспомнит названия перелётных птиц. Мы вместе научимся отгадывать загадки, изменять и образовывать слова. За каждое правильно выполненное задание вы будете брать фишку

Если вы будете отвечать самостоятельно, правильно и полным ответом то вы беретекрасную фишку,если задание будете выполнять с моей помощью или с помощью товарищей, то зеленую фишку.Те кто наберет больше 5 красных фишек того  мы наградим орденом "Умника" у кого будет больше 5 зеленых фишек тот получит орден "Знайка" и ему нужно будет еще потрудиться.

Я для вас приготовила картинки и  предлагаю вам, ребята, выложить коллаж на фланелеграфе,  используя только те изображения которые соответствуют признакам весны.

(дети выходят выбирают нужное  изображение и выкладывают картину)

- ребята давайте посмотрим у нас тут  остались картинки, почему вы  их не использовали ?

( Рассматриваем оставшиеся и определяем почему не подходят)

- Посмотрите какая получилась красивая весенняя картина. Я предлагаю вам составить рассказ о весне. (дети поочереди называют по одному предложению)

Солнышко весной светит ярко и пригревает;

небо  высокое, чистое , голубое безоблачное;

 от теплых солнечных лучей на  снегу появляются  черные проталины, зеленая травка и первые весенние цветы;

на деревьях набухли смолистые почки;

снег тает и бегут веселые ручейки;

возвращаются  из теплых краев перелетные птицы.

- Молодцы. Вы заработали свои первые фишки. Тот, кто придумал предложение сам, получает красную фишку. А кому помогала я,зеленую.

- А теперь я предлагаю вам прогуляться в лес и посмотреть, какие птички уже прилетели.Прежде чем мы с вами зайдем в лес я вам хочу напомнить,  как надо вести себя в лесу?

Дети отвечают: не разговаривать, не шуметь в лесу, чтобы не мешать зверям, птицам не пугать их, нельзя ломать ветки, разжигать костер, топтать грибы, ягоды, мусорить в лесу.

- Молодцы.

А проводит нас в лес весенний ручеек.

(Дети берутся за руки, идут змейкой за педагогом под музыку.Дети проходят в ту часть зала где оформлен уголок леса.)

- Ребята посмотрите как много  прилетело перелетных птиц. Давайте скажем каких птиц в лес прилетело много. Продолжите предложение полным ответом.

Игра «Много кого?»

В лес прилетело много: грачей, жаворонков, скворцов, ласточек, соловьев, кукушек, дроздов, журавлей.

Молодцы.Дети берут фишки и оценивают себя.

Игра «Зимующие и перелётные птицы».

- Ребята пока мы вместе с вами называли птиц, все птицы собрались на одной полянке. Вам необходимо помочь птицам, разделить птиц наперелётных и зимующих. Зимующих птиц мы уже изучали поэтому вы легко справитесь. Поделимся на две команды. Одна команда будет выбирать перелетных птиц и посадит птиц с помощью прищепок на дерево с солнышком. А вторая команда посадит зимующих птиц на дерево со снежинкой. А потом мы поменяемся местами и проверим справились ли ваши товарищи.

- Молодцы.Дети берут фишки и оценивают себя..

Игра «Чей?Чья?Чьи?».

(дети переходят на полянку, полукругом стоят пеньки)

- Ребята, давайте присядем на пенек и рассмотрим заданиекоторое  я для вас приготовила. На экране ноутбука будет появлятьсязадания. Вам нужно будет назвать птицу и чья это часть тела изображена.

(на экране изображена птица и в отдельном квадрате выделена часть тела птицы)

- Ребята кто это? (Гусь) Чья это голова? (Это гусиная голова)

- Кто это? (Утка) Чей это клюв? (Это утиный клюв)

- Кто это? (Грач) Чья это голова?(Это грачиная голова)

- Что это? (Гнездо)Чье это гнездо? (Это гнездоптичье)

- кто это? (Гусь) Чей это клюв? (Это утиный клюв)

Логопед раздаёт фишки за правильные и полные ответы.

- Молодцы ребята.Дети берут фишки и оценивают себя.        

Физкультминутка.

- А сейчас выйдем на полянку и полетаем как птички.

Дети выполняют движение под музыку.(физминутка «Птицы пальчики»)

- Ребята присядем на  полянке и поиграем. Мы будем учиться образовывать новые слова из двух предложенных.Отвечать будет тот, ккому прикатится мяч.

Игра «Какой? Какая?».

(дети садятся на полянку в круг)

Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть на этой полянке и научиться образовывать новые слова из двух предложенных. Например: если у птицы длинные ноги, она длинноногая?

Отвечать будет тот, к кому прикатится мяч.

Если у птицы длинный клюв, она какая? (Длинноклювая).

Если у птицы длинная шея, она какая? (Длинношеяя).

Если у птицы большой хвост, она какая? (Большехвостая).

Если у птицы большие крылья, она какая? (Большекрылая).

Если у птицы большие глаза, она какая? (Большеглазая).

Если у птицы крупная голова, она какая? (Крупноголовая).

Если у птицы черная голова, она какая? (Черноголовая).

Если у птицы белая грудь, она какая? (Белогрудая).

Если у птицы красная грудь, она какая? (Красногрудая).

Если у птицы короткие лапы, она какая? (Коротколапая).

Дети берут фишки и оценивают себя.

- Молодцы ребята.

Игра «Угадай по описанию».

- А сейчас,вернемся на пенечки.

И мы поиграем в игру «узнай по описанию». Эта игра вам известна. Один из вас выбирает птицу, которую будет описывать, а остальные должны назвать о какой птичке рассказал ваш товарищ.

(Ребенок описывает птицу, остальные отгадывают)

- Молодцы.Дети берут фишки и оценивают себя.

Игра «Четвертый лишний»

(в руках у логопеда появляется конверт)

А птицы для нас то же приготовили задание. Давайте посмотрим, что в конверте.

На карточках четыре изображения вам нужно определить лишнее и рассказать, почему оно лишнее, полным ответом.

Дети берут фишки и оценивают себя.

- Молодцы ребята.

Игра «Назови ласково».

- Ребята нам пора возвращаться в сад. Давайте построимся парами.

(неожиданно над детьми пролетает птичка)

Посмотрите,  ласточка прилетела и принесла мне конверт, а в нем картинки.Сейчас я их вам раздам. Все у кого есть картинка называют ее громко и четко. А ваш товарищ называет ее ласково. А потом поменяемся.

перо — перышко,
соловей  —  соловушка,
скворец  — скворушка,
утка — уточка,
лебедь — лебедушка,
гнездо — гнездышко,
журавль — журавушка,
цапля — цапелька.

Дети берут фишки и оценивают себя. Логопед помогает.
- Молодцы ребята.

- А теперь возвращаемся домой.

III. Итог занятия

- Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (Дети стоят в кругу.Ответы детей).

- Каких перелетных птиц мы сегодня повстречали в лесу?

- Какое задание для вас было интересным? (ответы детей).

- Что нового вы узнали?

- Что показалось вам сложным?

- Как вы думаете для чего вам пригодятся эти знания?

- А на следующем занятии мы поговорим о том чем питаются птицы и где живут.

- Домашним заданием будет наблюдение за птицами в парке.

- Мне очень понравилось, как вы занимались. Все очень хорошо постарались. Вы Молодцы.

- Давайте посмотрим какие фишки вы заработали. (Рассматриваем какие фишки набрали дети, обсуждаем и награждаем орденами)

Занятие окончено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."

Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по  развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»

Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)

Представлен полный  конспект  занятия с ипользованием мнемотехники, сенсорно-ориетированных и игровых технологий, используемых для детей с ОВЗ...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. Тема «Зима. Зимующие птицы».

Занятие поможет решить: коррекционно-образовательные,коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные цели. В основном игры направлены на развитие грамматического строя речи....