Логопедическое занятие "Родственные слова" в подготовительной группе.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Галимова (Захарова) Марина Сергеевна

Логопедическое занятие "Родственные слова" в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад комбинированного вида «Детство»

Конспект открытого логопедического

занятия на тему:

«Родственные слова».

                                       

 Подготовила и провела:

                                                     учитель-логопед

Захарова М.С.

                                                               

г. Котельники

Тема: Родственные слова.

Цель: развивать и накапливать словарный запас; развивать умение сопровождать речь движением; развивать умение находить родственные слова; развивать умение образовывать родственные слова; развивать связную речь; развивать словесно-логическое мышление, внимание, память.

Оборудование: магнитная доска, изображение дерева на доске, модели для подбора родственных слов, предметные картинки: береза, дождь, гриб, дуб, ветер, муха; голубая ткань для «озера», удочки с магнитом, «капельки» из голубой бумаги; маленькие модели для подбора родственных слов, со скрепками.

Ход занятия.

I. Оргмомент.

Дети стоят полукругом.

Логопед: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Им интересно увидеть и услышать, как вы умеете работать со словами. Давайте покажем и расскажем гостям, как мы умеем искать похожие слова в разных местах.

Ребенок (подготовленный) читает стихотворение:

Слова, как родные, похожи чуть-чуть.

И если поставить их в ряд,

Немного послушать

И вдуматься в суть,

Они об одном говорят!

Логопед: Ребята, чтобы найти такие слова, нам необходимо отправиться в путь.

II. Обыгрывание стихотворения «Дорога».

Логопед и дети в кругу произносят стихотворение, выполняя сопутствующие движения.

Дорога, дорожка, дороженька!

(Дети шагают на месте, ширину дороги показывают руками.)

Мы дорожные вещи возьмем,

(«Надевают рюкзак».)

Подорожник сорвем осторожненько,

(Левой рукой «рвут подорожник».)

Придорожную травку найдем.

(Правой рукой «проводят по травке».)

Логопед: Ребята, какие похожие слова мы слышим в этом стихотворении? Все они образованы от слова «дорога». Назовите их. (Дорожка, дороженька, дорожные, подорожник, придорожная.)

III. Игра со словом «лес».

На доске нарисовано дерево. Модели прикреплены к веткам дерева. У его основания на картинке изображен лес.

Логопед: Вот одно из волшебных деревьев, на котором «выросли» слова-родственники. Из какого слова они «выросли»? (Слова выросли из слова «лес».)

Назовите слова-родственники и снимите нужную модель.

Дети: Лесок, лесной, лесоруб, лесник, лесовичок.

Дети складывают модели в конверт.

Логопед: Верно, это слова-родственники. Они похожи на слово «лес».

IV. Игра с картинками «Найди родственника».

        Дети приходят на «полянку» и присаживаются на «пенечки», где обнаруживают картинки, на которых изображены: береза, дождь, гриб, дуб, ветер, муха…

        Логопед: Давайте поиграем в игру «Найди родственника». Кто услышит «родственника» своего слова, тот показывает картинку.

        Логопед называет слова: подберезовик-…, дождливая-…, грибник-…, дубок-…, ветрище-…, мухомор-…

        Дети поочередно выставляют на доску соответствующую картинку. Слова проговаривают.

V. Игра «Придумай предложение».

Логопед: Придумайте интересное предложение со своим словом и с любыми другими.

Дети составляют предложения. Например: В дождливую погоду грибник нашел подберезовик.

Логопед: На нашей полянке слова-родственники нашли друг друга. Мы можем идти дальше.

VI. Игра со словом «вода».

        Логопед: Что нужно для жизни любого растения? (Для жизни растения необходимы: свет, тепло, вода.) Образуйте слова, похожие на слово «вода».

Дети: Водичка, водопад, водяной, водовоз, водный, подводная, водоросли, водолаз.

Ребенок, образовавший родственное слово, получает «капельку».

VII. Игра со словом «рыба».

        Под музыкальное сопровождение (звук воды) дети подходят к озеру, куда и помещают свои «капельки».

Логопед: Кто живет в озере? (Рыбы.) Воспользуйтесь удочками и «поймайте» в озере слова-модели, которые похожи на слово «рыба».

Дети: Рыбка, рыбный, рыбина, рыбак, рыбачить, рыболов, рыбалка.

Дети складывают модели в конверт.

VIII. Итог занятия.

        Оценка деятельности детей, вручение поощрительных призов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в подготовительной группе, 2-й год обучения. Тема "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях"

Конспект мультимедийной разработки логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР, 2-й год обучения. Тема: "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях". Дети вместе с шаловливым ...

Логопедическое занятие в подготовительной группе "Родственные слова"

Логопедическое занятие в подготовительной группе "Родственные слова"...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Многозначные слова»

Данное занятие помогает уточнить и обогатить словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов, познакомить с многозначными словами, развивать внимание и мышление....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Птицы. Звук П в слогах и словах» .

Цель: Закрепить четкое произношение звука [п] в слогах и словах, определять место  звука П в слове.Коррекционно-развивающие:- корригировать произношение;- корригировать и развивать диалогич...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука «Ш» в словах и предложениях.

Материал предназначен для логопедов и воспитателей подготовительной группы....