Интегрированное подгрупповое занятие по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Насырова Галия Файзиевна

Интегрированное  подгрупповое  занятие по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с  тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnoy_material.docx37.46 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное  подгрупповое  занятие по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с  тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Разработчики:

Музыкальный  руководитель Насырова Г.Ф.,    

                                                                              Учитель-логопед Хмырова Г. В.


      Развитие фонематического восприятия оказывает влияние на формирование всех сторон языковой системы, таких как фонетика, лексика и грамматика. Благодаря фонематическому восприятию ребёнок постепенно понимает, что звуки, по-разному звучащие в речевом потоке, произносятся одинаково, учится оценивать соответствие или несоответствие своего произношения образцу, может воспринимать окончания, предлоги и т.д. Но, чтобы это стало возможным, при формировании устной речи на ранних этапах, очень важно учить ребёнка сосредотачиваться на
неречевых и речевых звуках и сочетаниях звуков, запоминать и различать их, т.е. развивать произвольное слуховое внимание.                                                        

       Музыка – есть первичный язык. Ребёнок, когда учится говорить, прежде учится петь. Он учит не слово, а звуковые формы, которые воспроизводит в звуке. Музыка для ребёнка  -  мир радостных переживаний. Дети осмысливают некоторые связи между явлениями, способны делать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать по каким признакам сыгранная пьеса:  весёлая, радостная, спокойная или грустная.                                                                                                                                                                                                                      

        Одним из этапов работы музыкального руководителя являются логоритмические упражнения, на которых совершенствуются общая и мелкая моторика: координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура. Составляющими являются работа над выразительностью речи, мимики и  работа по развитию просодической стороны речи (темп, выразительность, сила голоса).                                                                                              

        В коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями  для  более качественной коррекции мы соединили в  одно занятие звуко –,  музыко -  и цветотерапию.                                                                                                                              

       Дети с проблемами внимания лучше справляются с заданиями, где  для визуальной  стимуляции используются цвета. Цвет может использоваться детьми   для  выражения эмоций, особенно тех, которые трудно вызвать словами.    

        Упражнения и задания, которые мы используем в коррекционной работе с детьми с ТНР, способствуют развитию произвольного слухового внимания и слухоречевой памяти, создавая фундамент для формирования  фонематического восприятия и звукового анализа. Это способствует стимуляции спонтанного речевого развития и повышает эффективность направленного логопедического воздействия.  

        Благодаря совместной деятельности специалистов нашего ДОУ, мы налаживаем преемственность и тесное взаимодействие всех заинтересованных в коррекционно-развивающем образовании лиц, что положительно отражается на качестве работы.

Тема:  «Дружба  музыки, слова и цвета»

 Цель: Развитие моторного праксиса, темпо-ритмической стороны речи через синтез слова, музыки, движения и цвета.

 Задачи:
образовательные  – расширять и уточнять представления об окружающем, способствовать формированию знаний о многообразии оттенков цвета. Расширять  и уточнять словарь по теме (серо-свинцовый, тёмно-синий). Закрепить понятие о трёх основных жанрах музыки (песня, танец, марш).

коррекционные  – развивать связную речь, память, мышление, внимание; формировать зрительные способы обследования предметов; общую моторику и координацию речи с музыкой и движением.

развивающие – развивать творческие способности, воображение, фантазию, внимание. Вызывать  эмоциональный отклик на музыку, развивать умение  высказываться о музыке.  Побуждать подбирать  движения для передачи  музыкального образа,  развивать умение ориентироваться в пространстве.

 
воспитательные   – воспитывать  эстетический вкус, интерес к окружающему миру, любовь к жизни, аккуратность, самостоятельность, коммуникативные навыки.  Приобщать детей к классической музыке.

Материал и оборудование. Пособие «Цветик – семицветик». Краски,  гуашь, палитра, кисти, стаканчики  для воды, лист ватмана. Костюм Тюбика. Мультимедийная  установка, презентация по теме. Карточки для игры «Помоги птичкам спеть». Портрет Н.А. Римского-Корсакова. Картина  И. Айвазовского «Девятый  вал».

Предварительная работа. Чтение литературных произведений  «Цветик -семицветик» В. Катаева,  «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова (фрагменты). Просмотр  морских пейзажей. Разучивание  песни  «До-ре-ми» Р. Роджерса. Изготовление  пособия «Цветик - семицветик»,   карточек  (вырезывание птичек по шаблону). Создание слайд - презентации.

Индивидуальная работа. Закреплять у Захара  умение показывать голосом   эмоциональные  интонации. Следить за правильным произношением

 у Данила, Саши. Продолжать  учить Артёма, Софью и Алёну соблюдать ритмический  рисунок в чистоговорках.

Интеграция образовательных областей:   «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое».

Ход занятия.
Организационный момент

Дети под спокойную музыку заходят в зал, встают вокруг разноцветного  цветка, лежащего на полу.

Музыкальный руководитель (М.р.)

-Здравствуйте, дети! Предлагаю поприветствовать друг друга,   пропеть  своему соседу «Я рад (-а)  тебя видеть» или «Доброе утро».

Дети, слегка наклоняясь вправо-влево, по очереди пропевают  друг другу слова приветствия.

Основная часть.

М.р. – Сегодня мы с вами поговорим о дружбе музыки, слова и цвета. Я прочитаю  вам  строчки  поэта М. Пляцковского из песни  «Птица – музыка».

Ровно семь цветов у радуги,                                                                                                                 А у музыки - семь нот.

На земле для нашей радости

Вечно музыка живёт.

          Птица – музыка крыльями машет,

          Не кому-нибудь машет, а мне…

          Словно солнышки  рыжих ромашек

          Расцветают на каждом окне.

-Посмотрите, вы встали вокруг цветка, формой похожего на ромашку. Но эта ромашка необычная. Какой цветок, может сказочный, волшебный, она вам напоминает?

Дети. Цветик - семицветик.

М.р. - Да, действительно, у нашего цветка семь лепестков, и все они  разного цвета. А что ещё вы видите  на лепестках?

Дети. - Ноты.

М.р. - Вот какой у нас красивый цветок. Думаю, он поможет нам соединить  музыку, цвет и слово.

Учитель-логопед (Уч.-л.) 

 - Ребята, сейчас мы проведём фонетическую зарядку  «Внимание звуку».  Посмотрите на экран.

-Девочка укладывает куклу спать: А-а-а-а-а.

-Шмель летит и жужжит: Ж-ж-ж-ж-ж.

-Как  гогочет гусь: га-га-га.

-Как рычит собака: Р-р-р-р-р.

-Шум моря: ш-ш-ш- ш-ш.

М.р. - А  мы споём  звукоряд, расположенный на нашем  волшебном цветке. Но сначала  сделаем упражнения на дыхание.

«Лёгкий ветерок»- дуем на  пушинку, листочек, снежинку.

«Сильный  ветер»- долго дует-задувает.

Дети выполняют упражнения на дыхание.

А теперь вспомним  названия нот и споём  звукоряд - гамму До-мажор.

Дети поют гамму  До-мажор.

Уч.- л.  – Поможем птичкам спеть песенки.

Каждый ребёнок поёт для своей птички.

Помоги красной птичке спеть её песенку. Повторяй слоги и нажимай на кружочки пальчиком.                                                                                                                                    Теперь поможем спеть  и всем остальным птичкам, обязательно помогаем себе пальчиком.

Красная птичка поёт: ТА-ТА.

Синяя птичка поёт: ТА-ТА-ТА.

Зелёная птичка поёт: ТА-та-та.

Желтая птичка поёт: та-та-ТА.

Фиолетовая птичка поёт: та-ТА-та.

М.р.-  Ребята, а что получится, если слова (стихи) подружатся с музыкой?

Дети. - Песенка.

М.р.  - Я предлагаю вам  спеть песню «До-ре-ми». Вы будете  по очереди пропевать  названия  нот и  становиться на лепестки нашего цветка.

Дети поют песню «До-ре-ми» Р.  Роджерса из кинофильма «Звуки музыки»

М.р. - Посмотрите, нотки расположились на разноцветных  лепестках. Как вы думаете, может ли  музыка иметь цвет?

Высказывания детей.

- А вот у русского композитора Николая Андреевича  Римского- Корсакова  был «цветной» слух, то есть цветовое  ощущение  звуков, их сочетаний - аккордов и музыкальных ладов.

          Садитесь удобнее. ( Релаксация). Закройте глаза и представьте себя на берегу моря. Слышите шум моря? Почувствуйте лёгкий ветерок, ощутите на лице соленые брызги. Какие цвета  возникли в вашем воображении? ( Ответы детей)

        Эти же ощущения есть в музыке Н.А. Римского- Корсакова.  Сегодня мы познакомимся  с  его музыкой. (Показывает портрет композитора). 

         Уже в двухлетнем возрасте у Римского-Корсакова проявились музыкальные способности. С шести лет родители начали обучать его музыке. Но серьёзно заниматься музыкой – сочинять - Николай Андреевич стал позднее. Гораздо сильнее его увлекало желание стать моряком. Старший брат композитора – Воин Андреевич – был морским офицером, ходил в заграничное плавание. Римский - Корсаков поступил в Морской корпус в Петербурге и в звании  гардемарина совершил кругосветное путешествие. Картины моря  нашли отражение  в  его замечательных музыкальных пейзажах, а все  строи и аккорды, со слов самого композитора, он встречал в самой природе, в свете облаков, в переливах световых лучей.

А вот цветомузыкальные ассоциации  Римского-Корсакова. (Показ презентации)

До-мажор – белый.

Ре – мажор -  жёлтый, солнечный.

Ми – мажор – синий, тёмно-лазурный, ночной.

Фа – мажор – зелёный, цвет весенних берёзок.

 Соль – мажор – светлый, коричневато-золотистый.

Ля – мажор – весенний, розовый.

Си - мажор – тёмно-синий, мрачный, цвет грозовых  туч.

- Сейчас прозвучит  музыкальная картина Н.А. Римского-Корсакова «Окиан – море синее». Я не случайно сказала  «картина». Это действительно картина моря, музыка носит красочный характер. Её можно назвать музыкальным пейзажем. По представлению композитора музыка написана в серо - свинцовой,  тёмно- синей цветовой гамме.  

Дети слушают музыку. (Демонстрация картины  И. Айвазовского «Девятый вал).

М.Р. - Какая  музыка по  характеру, какое настроение, чувство передаёт?

Дети. - Музыка суровая, могучая, строгая и какая-то волшебная, сначала настороженная,  в некоторых местах даже грозная, взволнованная, чувства беспокойные.

М.р. - Правильно, музыка эта величавая, рассказывает нам о  полной жизни  морской стихии. А характер музыки изменяется?

Дети. - Музыка была и плавная, спокойная, а потом грозная, сильная.

М.р.  - А в конце какое настроение  в музыке?

Дети. - Музыка стала  светлая, какая-то таинственная.

М.р. - Да, в музыке появляется сказочность. На фоне  мотива моря (наигрывает  лейтмотив моря)  у деревянных духовых инструментов проходят мечтательно и чуть фантастично аккорды. Музыка становится причудливой и как бы намекает  на чудеса, которые таятся  в глубинах  океана. Эта музыка является вступлением к опере – былине «Садко» со сказочным действием.

-Посмотрите, у меня в руках настоящая морская раковина.  Если приложить её к уху, то можно услышать шум моря.  ( Дети слушают «море в раковине»). А теперь попробуем выразить настроение  музыки через движение.

Дети под музыку импровизируют, передают в движении музыкальный образ.

М.р. - А теперь немного поиграем. Вспомним  трёх музыкальных  «китов».

Дети. - Марш, Песня, Танец.

М.р.  - Давайте соотнесём  музыку с цветом. Марш бодрит. Какой цвет  может ему подойти?

Дети.  - Красный.

М.р. - Я сыграю вам спокойную песенную музыку. (Наигрывает  мелодию  русской народной песни «Во поле берёза стояла») Какой  цвет подберём?

Дети. - Зелёный

М.р. - Выберем  цвет для « Польки».

Дети. - Оранжевый.

Игра  «Цвет и музыка». Дети под музыку двигаются соответствующим образом и по её окончании выстраиваются у лепестка  нужного цвета.

Уч.-л.  – ребята, давайте проведём «Слоговой аукцион» (Презентация).

1 слайд. - Назовите слово со  слогом  ДО: помиДОр, ДОмик.

2 слайд. – Назовите слово со  слогом   РЕ: РЕпка, скРЕпки, гРЕбешок.

3 слайд. – Назовите  слово со  слогом    МИ: МИшка, МИска.

4слайд. – Назовите слово  со  слогом   ФА: ФАсоль, ФАнтик, ФАртук, ФАра.

5 слайд. – Назовите слово со  слогом  СОЛЬ: СОЛонка, водороСЛЬ.

6 слайд. - Назовите слово со  слогом  ЛЯ: ЛЯгушка, поЛЯна, коЛЯска.

7 слайд: - Назовите слово со  слогом  СИ: СИрень, гуСИ, такСИ.

Под тихую спокойную музыку  входит  Тюбик. В руках у него - палитра с красками.

Тюбик. - Здравствуйте, дети! Вы меня узнаёте? Я – Тюбик из Цветочного  города. Какой красивый у вас цветок! Почему он такой разноцветный?

Дети. - Это цветик-семицветик.

Тюбик. - А для чего он вам?

Дети. - Он помог нам услышать музыку, спеть песню, поиграть со словами.

Тюбик. - А у меня  есть краски похожие на   цветик - семицветик. Это цвета радуги. Чтобы их запомнить, повторяйте за мной: « Каждый охотник желает знать, где сидит  фазан». По первой букве каждого слова  вы и запомните эти цвета.  

Красный – каждый,

Оранжевый – охотник,

Жёлтый – желает,

Зелёный – знать,

Голубой – где,

Синий – Сидит,

Фиолетовый -  фазан.  

Заключительная часть (рефлексия)

Тюбик. - Я хочу подарить вам краски радуги, чтобы у вас  всегда было  хорошее настроение и чтобы  ваш мир, раскрашенный этими цветами, был ярким, красочным, цветным!

Дети  по очереди берут  кисточку, краску  у Тюбика и  рисуют  РАДУГУ.  

Тюбик. - Я рад, что у вас хорошее настроение и  что вы нарисовали красивую радугу, которую вам помогала рисовать цветная музыка!                                               Запомните  своё настроение  и нарисуйте  его дома.

               

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов - М.: Астрель, Владимир, 2010.  

2. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/  Под ред. Г. А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005.

3. Ванечкина И.А., Галеев Б.М. «Цветной слух» в творчестве Н.А.Римского-Корсакова.-В кн: Русская музыка и традиция.Казань,2003.

 4. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и в детском саду: Практикум по работе со слабослышащими детьми. – М.: Учебная литература, 1997. –

 5. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду: Старшая и подготовительная группы – Ярославль: Академия развития, 2006.

 6. Громова О. Н., Прокопенко Т. А  Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2001.

7. Зацепина М.Б.  Музыкальное воспитание в детском саду.Учебно-методический  комплект к программе  «От  рождения до школы». –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.

8.Кандинский А.И. Н.А. Римский –Корсаков .В кн.:  Русская музыкальная литература.-«Музыка», Ленинградское отделение,1972.

9. Кунин И.Ф. Н.А. Римский- Корсаков. Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических отзывах.-М.: Советский композитор, 1974

10. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ – 2: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2009. 

11. Потапчук А. А., Овчинникова Т. С.Двигательныйигротренинг для дошкольников. – СПб.:Речь; М.:Сфера, 2009.

12.Радынова О.П.Слушаем музыку.-М.:Просвещение,1990.

13.Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4-5 лет. – СПб.: КАРО, 2009.

 14. Слюсарь К. Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия для детей подготовительной группы с нарушениями речи Тема: «Путешествие с Цветиком – Семицветиком»

Конспект подгруппового занятия  для детей подготовительной группы  с нарушениями речиТема: «Путешествие с Цветиком – Семицветиком»...

Мастер-класс «Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Мастер-класс «Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин,...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы с нарушениями речи «Лес. Деревья»

Цель: Закрепить знания детей о лесе, деревьях и кустарниках, растущих в лесу.Задачи: Коррекционно– образовательные: Уточнить и закрепить знание детей о породах деревьев. Развивать интерес к позн...

Конспект открытого логопедического занятия-утренника по развитию речи для детей подготовительной группы, имеющих нарушения речи

laquo;Поиграем в слова»Цели:Коррекционно-образовательные:Учить слушать и слышать, понимать фразу.Совершенствовать диалогическую связную речь.Развивать навык оперативной зрительной, слуховой, мо...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Юные спасатели» для детей подготовительной группы с нарушениями речи

Расширять знания детей о профессиях спасателей посредством игры. Формировать у детей основы безопасности жизнедеятельности, навыков осознанного, безопасного поведения....

Интегрированное подгрупповое занятие по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Интегрированное  подгрупповое  занятие по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с  тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)            ...

«Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о сост...