Интегрированное подгрупповое занятие по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Интегрированное подгрупповое занятие по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnoy_material.docx | 37.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное подгрупповое занятие по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
Разработчики:
Музыкальный руководитель Насырова Г.Ф.,
Учитель-логопед Хмырова Г. В.
Развитие фонематического восприятия оказывает влияние на формирование всех сторон языковой системы, таких как фонетика, лексика и грамматика. Благодаря фонематическому восприятию ребёнок постепенно понимает, что звуки, по-разному звучащие в речевом потоке, произносятся одинаково, учится оценивать соответствие или несоответствие своего произношения образцу, может воспринимать окончания, предлоги и т.д. Но, чтобы это стало возможным, при формировании устной речи на ранних этапах, очень важно учить ребёнка сосредотачиваться на неречевых и речевых звуках и сочетаниях звуков, запоминать и различать их, т.е. развивать произвольное слуховое внимание.
Музыка – есть первичный язык. Ребёнок, когда учится говорить, прежде учится петь. Он учит не слово, а звуковые формы, которые воспроизводит в звуке. Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Дети осмысливают некоторые связи между явлениями, способны делать простейшие обобщения – определить, например, характер музыки, назвать по каким признакам сыгранная пьеса: весёлая, радостная, спокойная или грустная.
Одним из этапов работы музыкального руководителя являются логоритмические упражнения, на которых совершенствуются общая и мелкая моторика: координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура. Составляющими являются работа над выразительностью речи, мимики и работа по развитию просодической стороны речи (темп, выразительность, сила голоса).
В коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями для более качественной коррекции мы соединили в одно занятие звуко –, музыко - и цветотерапию.
Дети с проблемами внимания лучше справляются с заданиями, где для визуальной стимуляции используются цвета. Цвет может использоваться детьми для выражения эмоций, особенно тех, которые трудно вызвать словами.
Упражнения и задания, которые мы используем в коррекционной работе с детьми с ТНР, способствуют развитию произвольного слухового внимания и слухоречевой памяти, создавая фундамент для формирования фонематического восприятия и звукового анализа. Это способствует стимуляции спонтанного речевого развития и повышает эффективность направленного логопедического воздействия.
Благодаря совместной деятельности специалистов нашего ДОУ, мы налаживаем преемственность и тесное взаимодействие всех заинтересованных в коррекционно-развивающем образовании лиц, что положительно отражается на качестве работы.
Тема: «Дружба музыки, слова и цвета»
Цель: Развитие моторного праксиса, темпо-ритмической стороны речи через синтез слова, музыки, движения и цвета.
Задачи:
образовательные – расширять и уточнять представления об окружающем, способствовать формированию знаний о многообразии оттенков цвета. Расширять и уточнять словарь по теме (серо-свинцовый, тёмно-синий). Закрепить понятие о трёх основных жанрах музыки (песня, танец, марш).
коррекционные – развивать связную речь, память, мышление, внимание; формировать зрительные способы обследования предметов; общую моторику и координацию речи с музыкой и движением.
развивающие – развивать творческие способности, воображение, фантазию, внимание. Вызывать эмоциональный отклик на музыку, развивать умение высказываться о музыке. Побуждать подбирать движения для передачи музыкального образа, развивать умение ориентироваться в пространстве.
воспитательные – воспитывать эстетический вкус, интерес к окружающему миру, любовь к жизни, аккуратность, самостоятельность, коммуникативные навыки. Приобщать детей к классической музыке.
Материал и оборудование. Пособие «Цветик – семицветик». Краски, гуашь, палитра, кисти, стаканчики для воды, лист ватмана. Костюм Тюбика. Мультимедийная установка, презентация по теме. Карточки для игры «Помоги птичкам спеть». Портрет Н.А. Римского-Корсакова. Картина И. Айвазовского «Девятый вал».
Предварительная работа. Чтение литературных произведений «Цветик -семицветик» В. Катаева, «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова (фрагменты). Просмотр морских пейзажей. Разучивание песни «До-ре-ми» Р. Роджерса. Изготовление пособия «Цветик - семицветик», карточек (вырезывание птичек по шаблону). Создание слайд - презентации.
Индивидуальная работа. Закреплять у Захара умение показывать голосом эмоциональные интонации. Следить за правильным произношением
у Данила, Саши. Продолжать учить Артёма, Софью и Алёну соблюдать ритмический рисунок в чистоговорках.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое».
Ход занятия.
Организационный момент
Дети под спокойную музыку заходят в зал, встают вокруг разноцветного цветка, лежащего на полу.
Музыкальный руководитель (М.р.)
-Здравствуйте, дети! Предлагаю поприветствовать друг друга, пропеть своему соседу «Я рад (-а) тебя видеть» или «Доброе утро».
Дети, слегка наклоняясь вправо-влево, по очереди пропевают друг другу слова приветствия.
Основная часть.
М.р. – Сегодня мы с вами поговорим о дружбе музыки, слова и цвета. Я прочитаю вам строчки поэта М. Пляцковского из песни «Птица – музыка».
Ровно семь цветов у радуги, А у музыки - семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живёт.
Птица – музыка крыльями машет,
Не кому-нибудь машет, а мне…
Словно солнышки рыжих ромашек
Расцветают на каждом окне.
-Посмотрите, вы встали вокруг цветка, формой похожего на ромашку. Но эта ромашка необычная. Какой цветок, может сказочный, волшебный, она вам напоминает?
Дети. Цветик - семицветик.
М.р. - Да, действительно, у нашего цветка семь лепестков, и все они разного цвета. А что ещё вы видите на лепестках?
Дети. - Ноты.
М.р. - Вот какой у нас красивый цветок. Думаю, он поможет нам соединить музыку, цвет и слово.
Учитель-логопед (Уч.-л.)
- Ребята, сейчас мы проведём фонетическую зарядку «Внимание звуку». Посмотрите на экран.
-Девочка укладывает куклу спать: А-а-а-а-а.
-Шмель летит и жужжит: Ж-ж-ж-ж-ж.
-Как гогочет гусь: га-га-га.
-Как рычит собака: Р-р-р-р-р.
-Шум моря: ш-ш-ш- ш-ш.
М.р. - А мы споём звукоряд, расположенный на нашем волшебном цветке. Но сначала сделаем упражнения на дыхание.
«Лёгкий ветерок»- дуем на пушинку, листочек, снежинку.
«Сильный ветер»- долго дует-задувает.
Дети выполняют упражнения на дыхание.
А теперь вспомним названия нот и споём звукоряд - гамму До-мажор.
Дети поют гамму До-мажор.
Уч.- л. – Поможем птичкам спеть песенки.
Каждый ребёнок поёт для своей птички.
Помоги красной птичке спеть её песенку. Повторяй слоги и нажимай на кружочки пальчиком. Теперь поможем спеть и всем остальным птичкам, обязательно помогаем себе пальчиком.
Красная птичка поёт: ТА-ТА.
Синяя птичка поёт: ТА-ТА-ТА.
Зелёная птичка поёт: ТА-та-та.
Желтая птичка поёт: та-та-ТА.
Фиолетовая птичка поёт: та-ТА-та.
М.р.- Ребята, а что получится, если слова (стихи) подружатся с музыкой?
Дети. - Песенка.
М.р. - Я предлагаю вам спеть песню «До-ре-ми». Вы будете по очереди пропевать названия нот и становиться на лепестки нашего цветка.
Дети поют песню «До-ре-ми» Р. Роджерса из кинофильма «Звуки музыки»
М.р. - Посмотрите, нотки расположились на разноцветных лепестках. Как вы думаете, может ли музыка иметь цвет?
Высказывания детей.
- А вот у русского композитора Николая Андреевича Римского- Корсакова был «цветной» слух, то есть цветовое ощущение звуков, их сочетаний - аккордов и музыкальных ладов.
Садитесь удобнее. ( Релаксация). Закройте глаза и представьте себя на берегу моря. Слышите шум моря? Почувствуйте лёгкий ветерок, ощутите на лице соленые брызги. Какие цвета возникли в вашем воображении? ( Ответы детей)
Эти же ощущения есть в музыке Н.А. Римского- Корсакова. Сегодня мы познакомимся с его музыкой. (Показывает портрет композитора).
Уже в двухлетнем возрасте у Римского-Корсакова проявились музыкальные способности. С шести лет родители начали обучать его музыке. Но серьёзно заниматься музыкой – сочинять - Николай Андреевич стал позднее. Гораздо сильнее его увлекало желание стать моряком. Старший брат композитора – Воин Андреевич – был морским офицером, ходил в заграничное плавание. Римский - Корсаков поступил в Морской корпус в Петербурге и в звании гардемарина совершил кругосветное путешествие. Картины моря нашли отражение в его замечательных музыкальных пейзажах, а все строи и аккорды, со слов самого композитора, он встречал в самой природе, в свете облаков, в переливах световых лучей.
А вот цветомузыкальные ассоциации Римского-Корсакова. (Показ презентации)
До-мажор – белый.
Ре – мажор - жёлтый, солнечный.
Ми – мажор – синий, тёмно-лазурный, ночной.
Фа – мажор – зелёный, цвет весенних берёзок.
Соль – мажор – светлый, коричневато-золотистый.
Ля – мажор – весенний, розовый.
Си - мажор – тёмно-синий, мрачный, цвет грозовых туч.
- Сейчас прозвучит музыкальная картина Н.А. Римского-Корсакова «Окиан – море синее». Я не случайно сказала «картина». Это действительно картина моря, музыка носит красочный характер. Её можно назвать музыкальным пейзажем. По представлению композитора музыка написана в серо - свинцовой, тёмно- синей цветовой гамме.
Дети слушают музыку. (Демонстрация картины И. Айвазовского «Девятый вал).
М.Р. - Какая музыка по характеру, какое настроение, чувство передаёт?
Дети. - Музыка суровая, могучая, строгая и какая-то волшебная, сначала настороженная, в некоторых местах даже грозная, взволнованная, чувства беспокойные.
М.р. - Правильно, музыка эта величавая, рассказывает нам о полной жизни морской стихии. А характер музыки изменяется?
Дети. - Музыка была и плавная, спокойная, а потом грозная, сильная.
М.р. - А в конце какое настроение в музыке?
Дети. - Музыка стала светлая, какая-то таинственная.
М.р. - Да, в музыке появляется сказочность. На фоне мотива моря (наигрывает лейтмотив моря) у деревянных духовых инструментов проходят мечтательно и чуть фантастично аккорды. Музыка становится причудливой и как бы намекает на чудеса, которые таятся в глубинах океана. Эта музыка является вступлением к опере – былине «Садко» со сказочным действием.
-Посмотрите, у меня в руках настоящая морская раковина. Если приложить её к уху, то можно услышать шум моря. ( Дети слушают «море в раковине»). А теперь попробуем выразить настроение музыки через движение.
Дети под музыку импровизируют, передают в движении музыкальный образ.
М.р. - А теперь немного поиграем. Вспомним трёх музыкальных «китов».
Дети. - Марш, Песня, Танец.
М.р. - Давайте соотнесём музыку с цветом. Марш бодрит. Какой цвет может ему подойти?
Дети. - Красный.
М.р. - Я сыграю вам спокойную песенную музыку. (Наигрывает мелодию русской народной песни «Во поле берёза стояла») Какой цвет подберём?
Дети. - Зелёный
М.р. - Выберем цвет для « Польки».
Дети. - Оранжевый.
Игра «Цвет и музыка». Дети под музыку двигаются соответствующим образом и по её окончании выстраиваются у лепестка нужного цвета.
Уч.-л. – ребята, давайте проведём «Слоговой аукцион» (Презентация).
1 слайд. - Назовите слово со слогом ДО: помиДОр, ДОмик.
2 слайд. – Назовите слово со слогом РЕ: РЕпка, скРЕпки, гРЕбешок.
3 слайд. – Назовите слово со слогом МИ: МИшка, МИска.
4слайд. – Назовите слово со слогом ФА: ФАсоль, ФАнтик, ФАртук, ФАра.
5 слайд. – Назовите слово со слогом СОЛЬ: СОЛонка, водороСЛЬ.
6 слайд. - Назовите слово со слогом ЛЯ: ЛЯгушка, поЛЯна, коЛЯска.
7 слайд: - Назовите слово со слогом СИ: СИрень, гуСИ, такСИ.
Под тихую спокойную музыку входит Тюбик. В руках у него - палитра с красками.
Тюбик. - Здравствуйте, дети! Вы меня узнаёте? Я – Тюбик из Цветочного города. Какой красивый у вас цветок! Почему он такой разноцветный?
Дети. - Это цветик-семицветик.
Тюбик. - А для чего он вам?
Дети. - Он помог нам услышать музыку, спеть песню, поиграть со словами.
Тюбик. - А у меня есть краски похожие на цветик - семицветик. Это цвета радуги. Чтобы их запомнить, повторяйте за мной: « Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». По первой букве каждого слова вы и запомните эти цвета.
Красный – каждый,
Оранжевый – охотник,
Жёлтый – желает,
Зелёный – знать,
Голубой – где,
Синий – Сидит,
Фиолетовый - фазан.
Заключительная часть (рефлексия)
Тюбик. - Я хочу подарить вам краски радуги, чтобы у вас всегда было хорошее настроение и чтобы ваш мир, раскрашенный этими цветами, был ярким, красочным, цветным!
Дети по очереди берут кисточку, краску у Тюбика и рисуют РАДУГУ.
Тюбик. - Я рад, что у вас хорошее настроение и что вы нарисовали красивую радугу, которую вам помогала рисовать цветная музыка! Запомните своё настроение и нарисуйте его дома.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов - М.: Астрель, Владимир, 2010.
2. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи/ Под ред. Г. А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005.
3. Ванечкина И.А., Галеев Б.М. «Цветной слух» в творчестве Н.А.Римского-Корсакова.-В кн: Русская музыка и традиция.Казань,2003.
4. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и в детском саду: Практикум по работе со слабослышащими детьми. – М.: Учебная литература, 1997. –
5. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду: Старшая и подготовительная группы – Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Громова О. Н., Прокопенко Т. А Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2001.
7. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду.Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы». –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.
8.Кандинский А.И. Н.А. Римский –Корсаков .В кн.: Русская музыкальная литература.-«Музыка», Ленинградское отделение,1972.
9. Кунин И.Ф. Н.А. Римский- Корсаков. Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических отзывах.-М.: Советский композитор, 1974
10. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ – 2: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2009.
11. Потапчук А. А., Овчинникова Т. С.Двигательныйигротренинг для дошкольников. – СПб.:Речь; М.:Сфера, 2009.
12.Радынова О.П.Слушаем музыку.-М.:Просвещение,1990.
13.Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей 4-5 лет. – СПб.: КАРО, 2009.
14. Слюсарь К. Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия для детей подготовительной группы с нарушениями речи Тема: «Путешествие с Цветиком – Семицветиком»
Конспект подгруппового занятия для детей подготовительной группы с нарушениями речиТема: «Путешествие с Цветиком – Семицветиком»...
Мастер-класс «Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
Мастер-класс «Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин,...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы с нарушениями речи «Лес. Деревья»
Цель: Закрепить знания детей о лесе, деревьях и кустарниках, растущих в лесу.Задачи: Коррекционно– образовательные: Уточнить и закрепить знание детей о породах деревьев. Развивать интерес к позн...
Конспект открытого логопедического занятия-утренника по развитию речи для детей подготовительной группы, имеющих нарушения речи
laquo;Поиграем в слова»Цели:Коррекционно-образовательные:Учить слушать и слышать, понимать фразу.Совершенствовать диалогическую связную речь.Развивать навык оперативной зрительной, слуховой, мо...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Юные спасатели» для детей подготовительной группы с нарушениями речи
Расширять знания детей о профессиях спасателей посредством игры. Формировать у детей основы безопасности жизнедеятельности, навыков осознанного, безопасного поведения....
Интегрированное подгрупповое занятие по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
Интегрированное подгрупповое занятие по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) ...
«Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о сост...