Главные вкладки

    Проектный метод в логопедической группе детского сада
    проект по логопедии

    Велижанцева Татьяна Викторовна

    Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proektnyy_metod_v_logopedicheskoy_gruppe_detskogo_sada.doc80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проектный метод в логопедической группе детского сада

    Велижанцева Татьяна Викторовна учитель-логопед МБДОУ дс «Рябинушка»

    Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками 

    Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания,связно говорить, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка, имеющего ОНР. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Так вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива. В логопедической группе детского сада, проекты планируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР. Так по темам ·“Овощи и Фрукты” планируются проекты: “Где растут витамины?”, “Во саду ли, в огороде”; по теме “Одежда” – проект: “Вещи из бабушкиного сундука”; по теме “Мебель” – проект: “Откуда приходит к нам мебель”; по теме “Зима” – проект: “Как узнать зиму” и т.д.

    Перед педагогическим коллективом логопедической группы в рамках проекта ставятся задачи:

    • побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
    • приобщать детей к процессу познания;
    • формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире;
    • побуждать детей к совместной деятельности;
    • формировать эмоциональную заинтересованность;
    • развивать мышление и воображение;
    • формировать различные способы общения;
    • овладение различными способами решения поставленных задач.

    В ходе прохождения темы у детей логопедической группы значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и развивается связная речь. В рамках проекта планируется работа по всем видам деятельности по программе развития и воспитания детского сада. На каждую изучаемую тему составляется проектная паутинка, в которой выделяются центры развития: центр математики, центр развития речи, центр книги, центр игры, центр искусства, центр движения и центр Непокорные звуки (в котором планируются логопедические задания по заданной теме). В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности и коммуникативные навыки. В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания в избранных самими детьми центрах, а также в сочетании заданий из различных центров. В то же время и воспитатели, и логопед проводят свои занятия в соответствии с подобранными заданиями по центрам развития. Такие занятия интересны. На них важно продуманно, на качественно новом уровне объединять разные виды деятельности, чередовать их. Интеграция, довольно легко вписывается в систему проектной деятельности, так логопед продолжает вести свои логопедические занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из программы воспитания в детском саду, также и воспитатели, проводя свои занятия, интегрируют разные виды деятельности. Интегрированные занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Проводя разного вида занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей дошкольников логопедической группы. Включая разные виды деятельности в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми с ОНР и стабильность полученных результатов.

    Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников и особенно детей с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей:

    • помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
    • подсказывает, какие предметы и принадлежности можно использовать;
    • планирует, какие занятия, игры и другие виды детской деятельности можно включить в план-схему проекта;
    • определяет, каких специалистов можно привлечь к осуществлению соответствующих разделов проекта.

    Я предлагаю, для примера, несколько паутинок тематических недельных проектов, по которым мы совместно с воспитателями и детьми логопедической группы работали:

    ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ:

    - комплекс утренней гимнастики “Игрушки”;

    - пластический этюд “Заводная игрушка”.

    ЦЕНТР НАУКИ:

    - рассказать, где и как делают игрушки;

    - рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки (пластмасса, мех, синтепон, керамика, глина, дерево);

    - исследовать игрушки в натуральном виде;

    - организовать выставку любимых игрушек детей.

    ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ:

    - счёт игрушек (прямой, двойками, парами, на ощупь);

    - ориентировка в пространстве “Найди игрушку”;

    - игра на логическое мышление “Определи по контуру”, “Исключи 4-го лишнего”.

    ЦЕНТР КНИГИ:

    - чтение и рассказывание стихов А. Барто “Игрушки”;

    - чтение и пересказ рассказа Л. Толстого “Была у Насти кукла”;

    - заучивание и отгадывание загадок;

    - чтение “Игрушкины частушки”;

    - составление по плану описательного рассказа о матрёшке.

    ИГРУШКИ

    ЦЕНТР Непокорные звуки:

    - звуковой анализ и синтез слов: кукла, мишка, машина;

    - разгадывание ребусов по теме;

    - составление рассказа “Любимая игрушка”.

    ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ:

    - изготовление игрушек из материала и картона для театрального уголка;

    - вырезать и вклеить в альбом картинки (игрушки).

    ЦЕНТР ИСКУССТВА:

    - рассмотреть игрушки на иллюстрациях (цвет, форма, величина, части (детали) игрушек);

    - рассказать о народных умельцах;

    - нарисовать “Моя любимая игрушка”;

    - аппликация “Весёлая семейка” (5 матрёшек, от самой большой до самой маленькой).

    ЦЕНТР ИГРЫ:

    - сюжетно-ролевая игра “Магазин игрушек”;

    - музыкально-дидактическая игра “Пищалки”;

    - дидактическая игра “Назови игрушку”.

    Так в представленной план-схеме отражается работа всех видов деятельности. Соответственно подбирается материал для каждого центра. Материал и задания, в течение недели, могут дополняться и изменяться. Работа по теме проводится как на занятиях, так и вне занятий. Например, в центре науки выставляются различные игрушки из всевозможного материала, из этих игрушек можно организовать выставку, а к концу недели дополнить её любимыми игрушками детей. Причем, дети рисуют свою любимую игрушку и помещают рисунок в центр искусства, а также составляют рассказ о любимой игрушке и представляют его для всех детей группы.

    По подобию планируется и проводится работа по всем темам в течение года. Например:

    ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ:

    - этюд “Закипающий чайник”;

    - пантомима “Мытьё посуды”;

    - физкультминутка “Сказочный ветерок”.

    ЦЕНТР НАУКИ:

    - работа с энциклопедией, просмотр журналов, классификация посуды (чайная, столовая, кухонная);

    - узнать из каких материалов изготавливается посуда, кто изготавливает, где;

    - как правильно пользоваться посудой.

    ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ:

    - счёт посуды (по одному, парами);

    - дидактическая игра “Собери картинку”;

    - составление задач с использованием посуды.

    ЦЕНТР КНИГИ:

    - чтение сказки К. Чуковского “Федорино горе”;

    - загадывание загадок, составление загадок описательного характера;

    - придумывание рассказов, используя фантастическую кастрюлю.

    ПОСУДА

    ЦЕНТР БУКВОВЕДА:

    - игра “Домики” (помести слова по теме в домики: по количеству звуков – 3,4,5 звуков; по количеству слогов – 1,2,3,4 слога);

    - копировать (писать) слова: суп, стакан, миска;

    - решить кроссворд по теме: “Посуда”;

    - придумать предложения с предлогами о посуде (в, на, около, между).

    ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ:

    - лепка посуды из пластилина, теста, глины;

    - конструирование сервиза из бросового материала (яичная скорлупа, скорлупа ореха).

    ЦЕНТР ИСКУССТВА:

    - выставка посуды из разного материала (глина, фарфор, стекло, металл, пластмасса, картон);

    - рассматривание иллюстраций старинной, декоративной посуды (гжель, жостово, хохлома);

    - раскрашивание глиняной посуды декоративной росписью;

    - рисование сказочной посуды.

    ЦЕНТР ИГРЫ:

    - сюжетно-ролевая игра “Магазин посуды”;

    - театрализованная игра “Живая посуда”.

    Аналогично составляется план-схема и по теме “Домашние животные”:

    ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ:

    - подвижная игра “Цыплята и кот”, “Еду-еду”, “Лошадки”;

    - пластический этюд “Домашние животные”.

    ЦЕНТР НАУКИ:

    - названия домашних животных, их детёнышей. Какую пользу приносят, почему называются домашними животными?

    - назвать профессии связанные с домашними животными (пастух, скотник, молочница, доярка)

    ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ:

    - игра “Третий лишний” по теме,

    - игра “Примеров много – ответ один” (прибавить и вычесть в пределах 10).

    ЦЕНТР КНИГИ:

    - загадки о домашних животных;

    - стихи о домашних животных;

    - чтение П. Ершов “Конёк – Горбунок”;

    - чтение русской народной сказки “Сивка Бурка”.

    ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

    ЦЕНТР Непокорные звуки:

    - название домашних животных, в которых есть 1, 2, 3 слога;

    - шарады, ребусы о домашних животных;

    - анализ и синтез слов: кот, кошка, коза, собака                                          .-отгадывание загадок

    ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ:

    - смастерить с детьми из бросового материала (из яйца) свинку.

    ЦЕНТР ИСКУССТВА:

    - нарисовать сказку про домашних животных;

    - рассматривание картин с изображением домашних животных.

    ЦЕНТР ИГРЫ:

    - дидактическая игра “Назови семью”, “Кто, где живёт”, “Отгадай, кто это”, “Чей хвост (туловище, голова)”.Составление рассказа о животных по схемам

    Такая план-схема является основой проекта, но она может дополняться, изменяться в ходе работы. Главная задача педагогов при составлении такой план-схемы: подобрать разнообразный материал для реализации идей в разных центрах, ориентированный на конкретных детей логопедической группы, на разную степень сложности и интересы. Но проект это не только план-схема и проведение интегрированных занятий с использованием разных фрагментов, это способ работы с образовательным содержанием, при котором используются все возможные формы в комплексе. Это позволяет рассмотреть явление (событие, предмет) с разных сторон, а также обеспечить каждому ребенку тот способ получения знаний, который для него наиболее приемлем. Вовсе не обязательно называть все эти действия с ребенком проектами и центрами, но очень важно иметь в группе центры – место, где сконцентрированы материалы для определенного вида деятельности. Можно разместить на видных и доступных для детей местах в группе книги, иллюстрации, предметы по теме, специально подобранные истории, сюрпризные моменты и т.п., это послужит мотивацией детей к деятельности. От того, насколько разнообразно будет обеспечена тема материалами, соответствующими возрасту, интересам детей и программным требованиям, во многом зависит самостоятельность работы в центрах, длительность заинтересованной работы. А выбирая из предложенного, ребенок учится отстаивать свои интересы, учится согласовывать свои интересы с интересами других детей, учится инициативе и анализу.

    В логопедической группе детского сада проекты, в основном, классифицируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем. Все проекты проводятся внутри группы, но бывают и личностные, индивидуальные проекты. Такие проекты, в основном, преобладают в изобразительном и словесном творчестве, когда ребенок составляет рассказ по определенной теме и рисует к этому рассказу иллюстрацию. Или наоборот, сначала рисует, а потом по этому рисунку рассказывает и представляет свой проект перед всей группой. При выполнении таких работ, используются задания для самостоятельного выполнения, и даже домашние задания с привлечением к работе родителей. Так как основной целью в логопедической группе детского сада является формирование и развитие всех компонентов речи.

    Поделиться


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование метода мышечной релаксации в логопедической группе детского сада

    В статье "Использование метода мышечной релаксации в логопедической группе детского сада" дается определение понятия "релаксация", а также на примере личного опыта рассказывается о применении релаксац...

    статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

    Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

    Консультации для воспитателей «Организация и внедрение проектного метода в образовательном пространстве детского сада».

    Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических....

    Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа

    Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....

    Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада

    План-конспект логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев старшей логопедической группе детского сада Тема: «Звуки м, м'» (повторение)Цель: различение звуков м и м&r...

    «Внедрение проектного метода в образовательную деятельность детского сада» (из опыта работы)

    Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.  ...

    презентация «Внедрение проектного метода в образовательную деятельность детского сада»

    Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоят...