занятие " Автоматизация звука Ш"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Сулимова Наталья Михайловна

Форма: Непосредственно образовательная деятельность.

Цель: автоматизация поставленного звука [ш] в словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

-формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;

-активизировать словарный запас по теме «Одежда».

Развивающие:

-закреплять четкое произнесение звука [ш] в слогах, словах и предложениях;

-развивать фонематический слух, восприятие;;

-работать над звуковым анализом и синтезом слов;

-развивать мелкую и общую моторику;  координацию речи с движением;

-развивать диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание,  мышление,  восприятие.

Воспитательные:

-воспитывать эмоционально-положительное отношение к логопедическому занятию;

-воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

Форма проведения:  подгрупповая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masha.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек»

 

Конспект

непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Автоматизация звука [Ш]

в словах и предложениях»

 http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=190864594-10-72&n=21

   

 

Автор:

учитель-логопед

Сулимова Н.М.

Приоритетная образовательная  область: «Коммуникация»

Интегрируемые образовательные  области: «Познание», «Социализация», «Физическая культура», « Чтение художественной литературы», «Здоровье».

Форма: Непосредственно образовательная деятельность.

Цель: автоматизация поставленного звука [ш] в словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

-формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;

-активизировать словарный запас по теме «Одежда».

Развивающие:

-закреплять четкое произнесение звука [ш] в слогах, словах и предложениях;

-развивать фонематический слух, восприятие;;

-работать над звуковым анализом и синтезом слов;

-развивать мелкую и общую моторику;  координацию речи с движением;

-развивать диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание,  мышление,  восприятие.

Воспитательные:

-воспитывать эмоционально-положительное отношение к логопедическому занятию;

-воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

Форма проведения:  подгрупповая

Предварительная работа:

-Постановка и автоматизация звука [ш] в слогах.

-Разучивание стихотворений со звуком [ш].

-Развитие лексико-грамматических категорий речи посредством различных дидактических игр.

Оборудование:  предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ш; кукла Маша , игрушка медведь.  

 

Ход занятия

Организационный момент

Логопед:

Придумано кем-то просто и мудро,

 При встрече здороваться «Доброе утро!»

 - Доброе утро, ребята!

 - Доброе утро!

 

 - Доброе утро! Солнцу и птицам!

 - Доброе утро! Улыбчивым лицам!

 - И каждый становится добрым, доверчивым,

 - Пусть доброе утро длится до вечера! 

Логопед: Ребята, к нам сегодня в гости пришла Маша.  Маша очень хочет пойти в школу, узнать много нового и  найти интересных друзей.

- Она пришла к нам, чтобы посмотреть, как мы умеем красиво и правильно произносить звук [ш], потому что, так же как и вы, раньше, не умеет его произносить. Поможем Маше?  

 

II Основная часть

Артикуляционная гимнастика «Здравствуй, язычок!»

Чтобы наш язычок нас слушался сделаем гимнастику для язычка. Мы покажем нашей гостье все упражнения, которые ей пригодятся.

 

Жил на свете язычок! Вот такой!

Ребенок высовывает язычок

У язычка был домик – это рот. Вот такой!

Ребенок широко раскрывает рот

У домика была дверь – зубы.

Ребенок показывает зубы

Каждое утро двери открывались

Ребенок открывает рот и высовывает язычок

Язычок выходил на улицу и говорил:

«Здравствуй, утро!» - а потом делал зарядку. Язычок поворачивался вправо, влево, вверх, вниз.

Ребенок делает зарядку с язычком, в соответствии с его движениями

- Вот наш язычок и размялся немного.

-  Давайте мы Маше расскажем про звук [ш], чтобы она больше о нем узнала. Какой это звук?

: Изолированное произношение звука

 Характеристика звука:  согласный, глухой, твердый. Когда мы его произносим у нас язычок находится за верхними зубами, а губы округлены и выдвигаются вперед.

 

Проговаривание чистоговорок (сначала педагог, затем ребенок)

Ша - ша - ша – какже Маша хороша!

Шо-шо-шо – вместе с Машей хорошо

Шу – шу - шу – Маше кашу принесу

Ши – ши – ши – кушай кашу, не спеши.

 

Развитие фонематического восприятия

   Маша очень любит гулять и зовет нас  прогуляться в лес. Что Маша наденет  на прогулку? (выбирают правильное слово и произносят)

САПКУ                           СЯРФ                СТАНЫ                         ФУБКУ

ФАПКУ                          ШАРФ               ТАНЫ                          СУБКУ

СЯПКУ                          ФАРФ                 ФАНЫ                          ШУБКУ

ШАПКУ                       САРФ                 ШТАНЫ                         УБКУ

 А еще мы знаем стишки про зимнюю одежду,  расскажем Маше.

У шапки – ушанки

Шнурочки на ушках,

Чтоб кверху завязывать

Шапкины ушки.

Хороши штанишки

у нашего малышки –

что за кармашки,

ремешки да пряжки!

Для Мишутки – малыша

Вяжет Маша теплый шарф,

Шарф на шею он повяжет

И «спасибо» Маше скажет

Теплую шубку

Наденем на Мишутку.

В шубке наш малышка,

Как медвежонок Мишка!

 -Теперь мы может отправляться на прогулку

Массаж «Прижимающий»

Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.

Шел медведь к своей берлоге         мизинец

Да споткнулся на пороге.безымянный

«Видно очень мало сил        средний               правая  

Я на зиму накопил», -                                                                     указательный        рука

Так подумал и пошел        большой

Он на поиск диких пчел.большой

Все медведи – сладкоежки,        указательный        левая

Любят есть медок без спешки,        средний        рука

А наевшись без тревоги        безымянный

До весны сопят в берлоге.        мизинец

-  Маша встретила в лесу  своего друга Мишку.

- Давай посмотрим, что есть у мишки! (шишка)

Дидактическая игра: «Посчитай от 1 до 5»(Согласование числительного с существительным).  

одна шишка ,две шишки ,три шишки, четыре шишки, пять шишек.

Фонематический анализ  слов (определение позиции звука в слове)

 А сколько еще всего мы можем  увидеть в лесу, давай посмотрим на картинки и определим в каких из них есть звук [ш], а в каких его нет .

 -Но мы не просто определим, есть или нет звук [ш] в слове, но и расскажем Маше, где именно он находиться. Посмотрите  внимательно на все картинки, и скажите , какая здесь ошибка?  

- в первом столбце находятся картинки, в которых звук [ш] в начале слова,  во втором столбце – в конце слова ,а в третьем-в середине слова .

- Маша устала, давайте  вместе с ней немного отдохнем!

Гимнастика для глаз

Ребенок растирает ладони друг о друга, прикладывает их к закрытым глазам, скрестив пальцы на лбу и плотно прижав их между собой, чтобы свет не проникал в глаза. Между глазами и ладонями оставить свободное пространство, не надавливать. (упражнение рекомендуется выполнять после интенсивной зрительной нагрузки)

Мы ладошку о ладошку

Разотрем с тобой немножко,

Да не немножко, а сильней,

Ладони станут горячей.

Теперь ладошки наши

Мы на глаза положим,

Но делать это, дети,

Нужно осторожно!

Тепло получат глазки

В полной темноте,

Ни лучика от солнца

Не видим мы нигде.

Так отдохнули глазки,

Проснулись и опять

Всем сразу улыбнулись

И пошли гулять.

Совершенствование навыка слогового анализа слов

-Чтобы наша Маша еще лучше училась в школе давай ее научим определять количество слогов в слове    . Сколько слогов в слове карандаш, кошка, шар?

-Молодцы ребята! Наша гостья всё запомнила и говорит нам спасибо, она обязательно будет повторять все упражнения и задания.

- Чтобы закрепить правильное произношение звука [ш]. Маша решила еще немного погостить у своего друга в лесу, а нам с  вами пора возвращаться обратно в детский сад . А мы   прощаемся с Машей.

Координация речи с движением «Где вы были?»

Ножки, ножки, где вы были?

Ходьба на месте

Мы в лесок гулять ходили.

Что вы, ручки, работали?

Присели, «собирают» цветы

Мы цветочки там искали

А вы, глазки, помогали?

Смотрят из-под руки, поворот влево, вправо

Мы искали да смотрели,

Все полянки оглядели.

-Вот мы и вернулись в наш детский сад.

Итог:

  Кто сегодня к нам приходил в гости?

- Какой звук наша гостья вместе с нами училась произносить?

-Понравилось вам прогулка в лес с Машей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".

Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме -  путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы  ребёнок на протяжении в...

Открытое занятие для родителей и педагогов ГБОУ№ 297. в группе компенсирующей направленности для детей старшего возраста. Тема занятия: «Автоматизация звука «С» в словах и фразах закрепление изученного согласного звука «Н»

Открытое занятие для родителей и педагогов ГБОУ№ 297. в группе компенсирующей направленности для детей старшего возраста.Тема занятия: «Автоматизация звука «С» в словах и фразах закрепление изученного...

Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению. Тема занятия: Автоматизация звука [ Р] в словах .Прогулка с Карлсоном.

На данном занятии Карлсон приглашает ребёнка на прогулку. А что бы прогулка была увлекательной,Карлсон предлагает выполнить интересные задания!...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах». Тема: «Учим Лего- человечков звуку Л»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах»  (начинающихся на слог ло – и слог лу-) Тема: «Учим Лего- человечков звуку...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема занятия: «Автоматизация звука Р в словах со звукосочетаниями ТР, ДР»

Конспект индивидуального логопедического занятияТема занятия: «Автоматизация звука Р в словах со звукосочетаниями ТР, ДР»Цель: Добиться правильного произношения звука Р в словах со звукосо...

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.

Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...