Ознакомление с художественной литературой и развитие речи дошкольников 5-6 лет
статья по логопедии

Длоугая Алла Леонидовна

Статья раскрывает методику развития речи дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление с художественной литературой
и развитие речи дошкольников 5-6 лет

Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Дошкольники способны восхищаться описанием природы в стихах И. Бунина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, С, Есенина и других великих русских поэтов.

Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

В программу включены авторские сказки (А. Пушкин, П. Бажов, Х. К. Андерсен, Т. Янссон и другие); рассказы о детях, их поступках и переживаниях («Малыш и Жучка» В. Дмитриевой, «Чук и Гек» А. Гайдара, «Косточка» Л. Толстого); произведения о взаимоотношениях в мире людей, животных («Лев и собачка» Л. Толстого, «Отважный пингвинёнок» Г. Снегирёва и др.), юмористические рассказы (В. Драгунский, Н. Носов, К. Паустовский и др.).

Уже в средней группе, ближе к лету, вводится чтение «толстой» книги по главам (чтение с продолжением). У старших дошкольников интерес к «толстой» книге устойчивее. Читая главу за главой, следует интересоваться, что детям запомнилось и есть ли у них желание послушать, что ещё ждёт героев книги («Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Домовёнок Кузька» Т. Александровой и т. п.).

Воспитателю необходимо готовиться к общению с детьми посредством художественного произведения.

Подготовка детей к восприятию нового произведения может осуществляться непосредственно перед чтением или же накануне; при этом используются самые разные приемы.

   •   В книжный уголок помещают новую книгу. Дети сами рассматривают иллюстрации, пробуют определить, к какому жанру относится это произведение (сказка, рассказ, стихотворение), о чём оно. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, называет произведение.

   •   Воспитатель показывает предметы, о которых упоминается в произведении и которые дети не знают, называет их, объясняет назначение.

   •   Воспитатель предлагает, ориентируясь на название, высказать предположения относительно содержания книги. Лучшему усвоению содержания способствуют следующие приемы:

  –  вопросы воспитателя;

  –  рассматривание иллюстраций к произведению;

  –  демонстрация рисунков и аппликационных панно, на которых изображены герои произведения, его эпизоды;

  –  словесные зарисовки. Педагог предлагает детям вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они нарисовали бы к сказке. Выслушивая высказывания, воспитатель задает уточняющие вопросы;

  –  чтение отрывков из текста по заявкам детей. Чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, язык произведения, можно предложить им:

а)        рассказать о самом смешном (самом грустном, самом страшном и т. п.) эпизоде. Затем зачитываются соответствующие отрывки;

б)        рассказать об одном из эпизодов подробнее (по выбору воспитателя). Затем педагог зачитывает текст, а дети договаривают концовки предложений: «Марьюшка была хороша — красавица писаная, и от доброты ... (краса ее прибавлялась)»;

в)        драматизировать отрывки, наиболее интересные с точки зрения обогащения и активизации словарного запаса.

Перед чтением русских народных сказок полезно предложить детям присказку: «Начинаются наши сказки, заплетаются наши сказки. На море-океане, на острове Буяне...».

Детей старшей группы знакомят с некоторыми обрядовыми песнями русского народа, прибаутками, докучными сказками, небылицами (народными и авторскими). Предлагают им и стихи для заучивания, чтения в лицах. Напоминаем структуру занятия по заучиванию стихотворения: чтение без установки на заучивание, чтение с установкой на заучивание; последовательный анализ логически завершенных отрывков; подведение детей к тому, как правильнее прочесть определенную часть стихотворения; упражнения детей (3-5 человек) в декламации отрывка, завершающее чтение стихотворения воспитателем.

Прежде чем прочесть очередной отрывок, педагогу следует проговорить предыдущий, а затем новый, чтобы ребенок как можно чаще слышал текст.

Не надо призывать детей читать стихотворение хором. При индивидуальном чтении важно обращать внимание не на громкость речи, а на ее выразительность и естественность интонаций.

Важно интересоваться, какие из прочитанных сказок, рассказов нравятся детям; предлагать прочесть любимое стихотворение. Воспитатель должен читать детям свои любимые стихотворения.

Стихотворения и рассказы. В старшей группе для чтения детям программа рекомендует 17 поэтических произведений и 25 рассказов (т. е. 1–2 произведения в неделю).

Можно объединять на одном занятии 2 произведения, ориентируясь на их тематику. Например, после чтения рассказа «Торопливый ножик» Е. Пермяка и беседы по его содержанию дети с удовольствием слушают стихотворение «Неумейка» Я. Акима. После заучивания «Песенки весенних минут» В. Берестова хорошо воспринимается дошкольниками стихотворение «Верёвочка» А. Барто.

Заучивание наизусть. В старшей группе занятия по данному виду работы проводятся ежемесячно (одно занятие в месяц). С новым стихотворением детей можно знакомить или непосредственно на занятии, или заранее. Большинство произведений, рекомендованных программой, не требует специальной подготовительной работы. Однако в ряде случаев она все-таки нужна.

Перед чтением стихотворения «Песня о весне» С. Маршака желательно весной организовать прогулку с целью показать воспитанникам сережки вербы, серебристые, бархатные. Если прогулку провести трудно, можно принести в группу ветки вербы.

Для того чтобы помочь детям запомнить стихотворение, воспитатель может использовать следующие приемы:

   1.   Предложить воспитанникам назвать отрывки, которые им особенно понравились. Прочитать их при участии детей, выполнив 3—4 заявки.

   2.   Заранее продумать вопросы в виде цитат из текста, требующие от ребенка повторения.

   3.   Чтение детьми отрывков (5—6 выступлений).

   4.   Если позволяют возможности произведения, организовать чтение по частям.

Чтобы помочь детям понять настроение стихотворения (лиричное, сказочное, веселое и озорное, праздничное), разобраться в его содержании, воспитатель может использовать следующие приемы:

   1.   Предложить детям охарактеризовать стихотворение. Если им это трудно, самому дать 3—4 определения, из которых дети выберут наиболее подходящее.

   2.   Заранее продумать и предложить детям вопросы, которые помогут им понять смысл авторских определений, сравнений и других выразительных средств.

   3.   Прочитать стихотворение, не сообщая детям его название. Поинтересоваться, понравилось ли оно, предложить поразмышлять, какое название ему можно дать. Подкрепить аргументы детей строчками из стихотворения. Затем сообщить название и попросить запомнить его и фамилию автора.

Таким образом, восприятие художественной литературы под руководством педагогов ДОУ способствует художественно-эстетическому и речевому развитию воспитанников, а также готовит их к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи «Золотая осень»

Произведения искусства - литературно-поэтические, художественно-изобразительные, музыкальные будут больше понятны и доступны детям, если знакомить с ними в комплексе, что мы и попытались сделать, объе...

интегрированное занятие для детей средней группы по разделу программы "Развитие" "Ознакомление с художественой литературой и развитие речи"

Освоение действия замещения: выбор заместителей по заданному признаку (размер). Развитие умения пересказывать сказку, опираясь на заместителей....

Дидактическая игра по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи "Угадай, что за сказка?"

Дидактическая игра по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи«Угадай, что за сказка?»Цель: развивать внимание, речь, мышление, память; умение отгадывать сказку по картинке и уг...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи в подготовительной группе. Тема:"Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина"

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой и развитиюречи в подготовительной группе...

Образовательное событие по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

Учить узнавать русские народные сказки;Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок,  активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими....