Общее недоразвитие речи
статья по логопедии

Егорова Ольга Александровна

Общее недоразвитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchee_nedorazvitie_rechi.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

Общее недоразвитие речи

      Даже небольшие недостатки речи ребенка, нарушение одного из звеньев речевой цепи дают ощутимый сбой в речевом развитии, ограничивают возможности ребенка в формировании полноценной, гармонично-развивающейся личности.  Но сейчас все чаще встречаются дети, в речевых картах которых поставлены речевые диагнозы, при которых нарушено не одно речевое звено, а несколько, это так называемые комплексные нарушения речи — общее недоразвтие речи, которое в зависимости от количества неразвитых или недоразкитых речевых компонентом, может быть условно подразделено на три разных уровня. Это системное нарушение характеризуется нарушеним всех речевых компонентов.  А сложность работы с таким нарушение состоит в том, что у каждого ребенка такие комплексные нарушения неоднородны.  

  И так, общее недоразвитие речи (ОНР)- различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте

     Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.) в 50-60-х годах ХХ века.

   Профессор Р. Е. Левина выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы одним из ведущих признаков является боле позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам, замедленный темп, своеобразный ход ее развития. Нарушено фонематическое восприятие речи. Речь аграмматична и малопонятна. Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли. В большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь.

    Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии - в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического и лексического строя и пробелы в фонетико- фонематическом развитии.

  Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

   По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т.Б. Филичевой.

Список литературы:

1. Волкова Л.С. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений / под. ред. Л.С. Волклвой — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 703 с.  

2.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)

. —— СПб.: СОЮЗ, 2009. — 160 с.

3. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. . - М.: Просвещение, 1968- 367с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...

Критерии оценки общего и речевого развития речи детей с общим недоразвитием речи

Предложенный материал поможет учителям- логопедам выявить индивидуально для каждого ребенка уровень общего и речевого развития....