Главные вкладки

    "Весёлая азбука". Совместное интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя с использованием ИКТ технологий
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

    Михальская Светлана Николаевна

    Совместные занятия по логопедической ритмике занимают особое место в системе образовательного процесса. Они представляют собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей здесь достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей и их развитию. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово, а музыка помогает его произнести. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой –развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого материала.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интегрированное занятие в группе старшего дошкольного возраста по «Обучению грамоте» с использованием ИКТ технологий. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя.

    Авторы:

    учитель-логопед Фатахова Т.А.

    высшая квалификационная категория,

    музыкальный руководитель Михальская С.Н.

    высшая квалификационная категория

    Верхняя Пышма, 2020 г.

    Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия с помощью музыкально-дидактического и речевого материала.

    Задачи

    Учитель-логопед

    Музыкальный руководитель

    Образовательные

    - закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные;

    - упражнять в звуковом анализе слов - делении слов на слоги;

    - закрепить навыки звукобуквенного анализа слов;

    - обобщение материала по лексической теме «Животные нашего леса».

    - формировать стремление к активному участию в различных видах музыкальной деятельности;

    - закреплять песенный и музыкальный материал в игровой форме.

    Развивающие

    - развивать у детей внимание, память, фонематический слух;

    - расширять и обогащать словарный запас;

    - развивать речевой аппарат с помощью ритмодекламации.

    - развивать слуховое и зрительное восприятие;

    - развивать подвижность голосового аппарата, речевого дыхания, координации движений, гибкости;

    - развивать чувство ритма через игру на детских музыкальных инструментах, а также, лого-ритмические перкуссионные музыкальные упражнения;

    - развивать кинестетические ощущения, умение ориентироваться в пространстве;

    - развивать коммуникативные навыки.

    Воспитательные

    -воспитывать чувство коллективизма, доброжелательность, дружелюбие;

    -воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;

    -воспитывать умение слушать педагога и правильно отвечать на вопросы;

    -воспитывать любовь к животным и бережное отношение к природе.

     

    Методические приемы:

    1. Сюрпризные момент: появление взрослого героя Совы (ведущая); мультимедийные герои (Солнечный зайчик, Слон, Телефон, Кузнечик)
    2. Создание познавательной мотивации.
    3. Музыкально-речевая игра «Рифмы»
    4. Музыкально-дидактическая игра на развитие слухового восприятия и чувства ритма «Угадай что звучит?» и «Повторяй за мной»
    5. Музыкально-ритмическая подвижная игра «Пропой звуки с другом»
    6. Речевая игра «Найди самое длинное и самое короткое слово»
    7. Речевая игра «Найди пропавшую букву»
    8. Звукобуквенный анализ
    9. Музыкально-речевое упражнение «Пропой слоги» («Слоговое караоке»)

    Демонстрационный материал: мультимедийная музыкальна презентация «Лесная школа»

    Раздаточный материал: буквенные карточки, музыкальные инструменты (барабан, деревянные ложки, бубен)

    Ход занятия

    Сова: здравствуйте ребята! Вы меня узнали? (ответы детей)

    Я не простая Сова, а ученая. В моем лесу есть школа лесных зверей, где мы с ними учимся читать, писать, узнавать много нового и интересного? Вы бы хотели поучиться вместе с ними сегодня в моей школе? (Да). Тогда начнём урок!

    (звонок в колокольчик - мультимедия)

    Сова: В моем лесу все любят пение!

    Поем мы громко, с вдохновением

    Предлагаю не скучать и со мной в игру сыграть.

    Будем песню напевать – к словам рифмы подбирать!

    • Игра «Рифмы» («Добрый слон»)

    Цель: развитие певческих навыков, фонематического восприятия; дифференциация слов, близких по звучанию. Формирование интереса любви кроной речи

    Описание игры: дети поют текст песни «Добрый слон» на мелодию песни «Добрый жук» из к/ф «Золушка». С окончание песни педагог произносит разные слова, задача детей: подобрать к ним рифму. Игра повторяется 2-3 раза.

    Игра «Добрый слон»

    (на мотив песни «Добрый жук»)

    Жил на свете добрый слон,

    Сочинял рассказы он.

    Добрый, добрый слон.

    Книжки добрые писал,

    И друзьям их раздавал.

    В рифмы он любил играть,

    Чтоб с друзьями не скучать.

    Вот картина, вот (корзина, машина и т. д.)

    Вот ромашка, вот (букашка, бумажка…)

    Вот мой домик, вот твой (томик, сомик,…)

    Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка,…)

    Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка,…)

    Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет).

    Славно рифмы подбираем –

    Все с начала начинаем….

    (звук колокольчика-мультимедия)

    Сова: Начинаем следующий урок! Вот, послушайте про кого я вам загадку загадаю…

    Он всегда со светом дружен.
    Если солнышко в окне,
    Он от зеркала, от лужи
    Пробегает по стене.

    И в ладошки не идёт –
    То взлетит, то упадёт,
    То на стеночке дрожит,
    То на улицу сбежит –

    Там он скачет словно мячик

    Солнечный, проворный…. (зайчик!)

    Да! Да вот же он, дружок (на экране проектора появляется картинка с солнечным зайчиком – озвученным мультимедийным анимационным героем)

    Зайчик: (озвученный мультимедийный персонаж)

    Прыг да скок, всё прыг да скок!

    Пришел я с вами поиграть –

    Свои загадки загадать!

    Люблю инструментах музыкальных я играть!

    А вы, ребята, играть на них умеете?...

    Ну тогда, раз, два, три –

    Кто самый смелый - -выходи!

    (выходит желающий ребенок)

    На инструменте я сыграю – тебе лишь нужно угадать

    И этот инструмент назвать!

    (педагог предлагает одному из детей выйти и выполнить задание солнечного зайчика)

    • Игра «Скажи, что звучит?»

    Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

    Оборудование: детские музыкальные инструменты (барабан, ложки, бубен)

    Описание игры: Учитель-логопед предлагает ребенку прослушать аудио запись звучания музыкального инструмента с заданным ритмическим рисунком. Ребенок отгадывает название инструмента, повторяет заданный ритмический рисунок на инструменте, который он должен выбрать в соответствии со звучанием на аудио записи.

    (звук колокольчика)

    Сова: А теперь в нашей лесной школе перемена!

    Вы на ножки все вставайте –

    Себе друга выбирайте

    • Музыкально-ритмическая подвижная игра «Пропой звуки с другом» 

    Будем дружно все шагать

    Друга будем выбирать

    А когда его найдем

    Дружно звуки пропоем

    Цель: ориентировка в пространстве; умение взаимодействовать в паре, развитие чувства ритма, закрепление знаний гласных букв.

    Описание игры: Дети под музыку шагают по залу и пропевают слова песенки. По окончанию музыки выбирают себе пару. На экране проектора появляется ритмоформула из  гласной буквы. Дети, взаимодействуя в паре при помощи перкуссии проговаривают заданную гласную букву, используя разные перкуссионные способы (простукивание,  прохлопывние, протопывание)

    (звук колокольчика)

    Сова: (предлагает детям сесть на стулья) 

    Ребята, вы знаете, что в моем лесу живёт много, много разных животных и птиц. И все они отличаются друг от друга своими размерами. Есть большие животные, а есть маленькие. Назовите лесных животных крупного, большого размера, которых вы знаете? (ответы детей сопровождаются изображением на экране проектора) А теперь мелких, – животных маленького размера? (ответы детей). Молодцы! Так же, в нашей речи, есть длинные и короткие слова. Короткие слова – это те, которые состоят из одного слога, а длинные слова могут состоят из двух, трех, четырех и более слогов. В следующем моем задании вам нужно найти самое длинное и самое короткое слово. Для этого нужно посмотреть на картинки, обозначающие данные слова, определить само слово по картинке и найти самое длинное и самое короткое из них.

    • Игра «Самое длинное и самое короткое слово» (мультимедийная презентация)

    Цель: закреплять знания о составе слова, умение определять количество слогов в слове.

    Описание игры: на экране мультимедийной презентации появляется картинка с изображением 3-х животных. Под ними изображены слоговые схемы, не соответствующие названиям. Задача детей - найти самое длинное и самое короткое слово. Правильно соотнести схемы. Доказать свой ответ.

    На экране изображены животные:

    Лягушка – сова – лось

    Лисица – заяц - волк

    Сорока – белка – тигр

     (звук телефона)


    Сова: у меня зазвонил телефон! Кто говорит?...

    (На экране появляется анимированная картинка Слона - озвученный мультимедийный персонаж)

    СЛОН:

    Слон!...

    У лесных зверей беда

    Приключилася вчера.

    Налетел вдруг ураган

    И случился балаган!

    В именах пропали буквы:

    Потерялась буква Б, Ж,З,О,

    К,Л,И МЭ –

    Ведь нужны они везде.

    Помогите и найдите

    Буквы вы лесным зверям.

    Благодарны будут очень

    Непременно они вам!

    Сова: Давайте отправимся скорее на помощь к лесным зверям. Поищем буквы, которые они потеряли в своих именах….

    • Игра: «Найди недостающую букву и дать звуковую характеристику»

    Цель: закрепить навыки звуко-буквенного анализа слова, навык чтения, развивать у детей мышление, логику, внимание, грамматический строй. Формировать двигательные навыки и пространственные ориентиры.

    Описание игры: под звучание подвижной музыки дети бегут по кругу друг за другом.  С окончанием музыки на экране проектора показывается картинка животного с названием этого животного, в котором недостаёт одной буквы. На полу разбросаны карточки букв. Дети находят соответствующую недостающую букву и дают ей звуковую характеристику. (Белка - К, Енот – Н, Медведь – В)

    Сова:

    То-то рады все зверята

    Говорят «Спасибо вам!»

    Предлагаю всем нам вместе

    Песню подарить друзьям!

    Гости тоже не стесняйтесь вместе с нами упражняйтесь!

    • Песня «В траве сидел кузнечик» (слоговое караоке)

    Цель: развитие чувство ритма и певческих навыков; развитие внимания, умение

    читать слоги слитно, формирование навыков скорочтения.

    Описание игры: Дети поют мелодию знакомой песни, пропевая разные слоги, указанные в музыкальной презентации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста «Путешествие в зимний лес»

    Интегрированное занятие. Преодоление речевых нарушений путем  развития и коррекции у детей с ОНР речевых, двигательных, ритмических способностей  в соответствии со словом и музыкой....

    Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста «Прогулка в зимний лес»

    Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраст «Прогулка в зимний лес» https://youtu.be/rbsivMvXF30...

    Интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя в подготовительной логопедической группе

    Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....

    Конспект совместного интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: «В гости осень к нам пришла».

    Конспект совместного интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической подготовительной к школе группе по лексической теме "Ранняя осень". Тема занятия: "В гости ...

    Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя «Прогулка в зимний лес»

    Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста...

    Конспект совместного интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической подготовительной к школе группе. Тема "Возвращение весны".

    Конспект совместного интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя в логоедической подготовительной к школе группе по лексической теме "Ранняя весна". Тема занятия "Возвращени...

    Интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя в подготовительной группе "Ах ты, Зимушка- зима"

            Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Перед специалистами, стоит важная задача в поиске ...