"Весёлая азбука". Совместное интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя с использованием ИКТ технологий
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Михальская Светлана Николаевна

Совместные занятия по логопедической ритмике занимают особое место в системе образовательного процесса. Они представляют собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей здесь достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей и их развитию. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово, а музыка помогает его произнести. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой –развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого материала.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в группе старшего дошкольного возраста по «Обучению грамоте» с использованием ИКТ технологий. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя.

Авторы:

учитель-логопед Фатахова Т.А.

высшая квалификационная категория,

музыкальный руководитель Михальская С.Н.

высшая квалификационная категория

Верхняя Пышма, 2020 г.

Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия с помощью музыкально-дидактического и речевого материала.

Задачи

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

Образовательные

- закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные;

- упражнять в звуковом анализе слов - делении слов на слоги;

- закрепить навыки звукобуквенного анализа слов;

- обобщение материала по лексической теме «Животные нашего леса».

- формировать стремление к активному участию в различных видах музыкальной деятельности;

- закреплять песенный и музыкальный материал в игровой форме.

Развивающие

- развивать у детей внимание, память, фонематический слух;

- расширять и обогащать словарный запас;

- развивать речевой аппарат с помощью ритмодекламации.

- развивать слуховое и зрительное восприятие;

- развивать подвижность голосового аппарата, речевого дыхания, координации движений, гибкости;

- развивать чувство ритма через игру на детских музыкальных инструментах, а также, лого-ритмические перкуссионные музыкальные упражнения;

- развивать кинестетические ощущения, умение ориентироваться в пространстве;

- развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные

-воспитывать чувство коллективизма, доброжелательность, дружелюбие;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;

-воспитывать умение слушать педагога и правильно отвечать на вопросы;

-воспитывать любовь к животным и бережное отношение к природе.

 

Методические приемы:

  1. Сюрпризные момент: появление взрослого героя Совы (ведущая); мультимедийные герои (Солнечный зайчик, Слон, Телефон, Кузнечик)
  2. Создание познавательной мотивации.
  3. Музыкально-речевая игра «Рифмы»
  4. Музыкально-дидактическая игра на развитие слухового восприятия и чувства ритма «Угадай что звучит?» и «Повторяй за мной»
  5. Музыкально-ритмическая подвижная игра «Пропой звуки с другом»
  6. Речевая игра «Найди самое длинное и самое короткое слово»
  7. Речевая игра «Найди пропавшую букву»
  8. Звукобуквенный анализ
  9. Музыкально-речевое упражнение «Пропой слоги» («Слоговое караоке»)

Демонстрационный материал: мультимедийная музыкальна презентация «Лесная школа»

Раздаточный материал: буквенные карточки, музыкальные инструменты (барабан, деревянные ложки, бубен)

Ход занятия

Сова: здравствуйте ребята! Вы меня узнали? (ответы детей)

Я не простая Сова, а ученая. В моем лесу есть школа лесных зверей, где мы с ними учимся читать, писать, узнавать много нового и интересного? Вы бы хотели поучиться вместе с ними сегодня в моей школе? (Да). Тогда начнём урок!

(звонок в колокольчик - мультимедия)

Сова: В моем лесу все любят пение!

Поем мы громко, с вдохновением

Предлагаю не скучать и со мной в игру сыграть.

Будем песню напевать – к словам рифмы подбирать!

  • Игра «Рифмы» («Добрый слон»)

Цель: развитие певческих навыков, фонематического восприятия; дифференциация слов, близких по звучанию. Формирование интереса любви кроной речи

Описание игры: дети поют текст песни «Добрый слон» на мелодию песни «Добрый жук» из к/ф «Золушка». С окончание песни педагог произносит разные слова, задача детей: подобрать к ним рифму. Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Добрый слон»

(на мотив песни «Добрый жук»)

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Добрый, добрый слон.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот (корзина, машина и т. д.)

Вот ромашка, вот (букашка, бумажка…)

Вот мой домик, вот твой (томик, сомик,…)

Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка,…)

Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка,…)

Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет).

Славно рифмы подбираем –

Все с начала начинаем….

(звук колокольчика-мультимедия)

Сова: Начинаем следующий урок! Вот, послушайте про кого я вам загадку загадаю…

Он всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Он от зеркала, от лужи
Пробегает по стене.

И в ладошки не идёт –
То взлетит, то упадёт,
То на стеночке дрожит,
То на улицу сбежит –

Там он скачет словно мячик

Солнечный, проворный…. (зайчик!)

Да! Да вот же он, дружок (на экране проектора появляется картинка с солнечным зайчиком – озвученным мультимедийным анимационным героем)

Зайчик: (озвученный мультимедийный персонаж)

Прыг да скок, всё прыг да скок!

Пришел я с вами поиграть –

Свои загадки загадать!

Люблю инструментах музыкальных я играть!

А вы, ребята, играть на них умеете?...

Ну тогда, раз, два, три –

Кто самый смелый - -выходи!

(выходит желающий ребенок)

На инструменте я сыграю – тебе лишь нужно угадать

И этот инструмент назвать!

(педагог предлагает одному из детей выйти и выполнить задание солнечного зайчика)

  • Игра «Скажи, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: детские музыкальные инструменты (барабан, ложки, бубен)

Описание игры: Учитель-логопед предлагает ребенку прослушать аудио запись звучания музыкального инструмента с заданным ритмическим рисунком. Ребенок отгадывает название инструмента, повторяет заданный ритмический рисунок на инструменте, который он должен выбрать в соответствии со звучанием на аудио записи.

(звук колокольчика)

Сова: А теперь в нашей лесной школе перемена!

Вы на ножки все вставайте –

Себе друга выбирайте

  • Музыкально-ритмическая подвижная игра «Пропой звуки с другом» 

Будем дружно все шагать

Друга будем выбирать

А когда его найдем

Дружно звуки пропоем

Цель: ориентировка в пространстве; умение взаимодействовать в паре, развитие чувства ритма, закрепление знаний гласных букв.

Описание игры: Дети под музыку шагают по залу и пропевают слова песенки. По окончанию музыки выбирают себе пару. На экране проектора появляется ритмоформула из  гласной буквы. Дети, взаимодействуя в паре при помощи перкуссии проговаривают заданную гласную букву, используя разные перкуссионные способы (простукивание,  прохлопывние, протопывание)

(звук колокольчика)

Сова: (предлагает детям сесть на стулья) 

Ребята, вы знаете, что в моем лесу живёт много, много разных животных и птиц. И все они отличаются друг от друга своими размерами. Есть большие животные, а есть маленькие. Назовите лесных животных крупного, большого размера, которых вы знаете? (ответы детей сопровождаются изображением на экране проектора) А теперь мелких, – животных маленького размера? (ответы детей). Молодцы! Так же, в нашей речи, есть длинные и короткие слова. Короткие слова – это те, которые состоят из одного слога, а длинные слова могут состоят из двух, трех, четырех и более слогов. В следующем моем задании вам нужно найти самое длинное и самое короткое слово. Для этого нужно посмотреть на картинки, обозначающие данные слова, определить само слово по картинке и найти самое длинное и самое короткое из них.

  • Игра «Самое длинное и самое короткое слово» (мультимедийная презентация)

Цель: закреплять знания о составе слова, умение определять количество слогов в слове.

Описание игры: на экране мультимедийной презентации появляется картинка с изображением 3-х животных. Под ними изображены слоговые схемы, не соответствующие названиям. Задача детей - найти самое длинное и самое короткое слово. Правильно соотнести схемы. Доказать свой ответ.

На экране изображены животные:

Лягушка – сова – лось

Лисица – заяц - волк

Сорока – белка – тигр

 (звук телефона)


Сова: у меня зазвонил телефон! Кто говорит?...

(На экране появляется анимированная картинка Слона - озвученный мультимедийный персонаж)

СЛОН:

Слон!...

У лесных зверей беда

Приключилася вчера.

Налетел вдруг ураган

И случился балаган!

В именах пропали буквы:

Потерялась буква Б, Ж,З,О,

К,Л,И МЭ –

Ведь нужны они везде.

Помогите и найдите

Буквы вы лесным зверям.

Благодарны будут очень

Непременно они вам!

Сова: Давайте отправимся скорее на помощь к лесным зверям. Поищем буквы, которые они потеряли в своих именах….

  • Игра: «Найди недостающую букву и дать звуковую характеристику»

Цель: закрепить навыки звуко-буквенного анализа слова, навык чтения, развивать у детей мышление, логику, внимание, грамматический строй. Формировать двигательные навыки и пространственные ориентиры.

Описание игры: под звучание подвижной музыки дети бегут по кругу друг за другом.  С окончанием музыки на экране проектора показывается картинка животного с названием этого животного, в котором недостаёт одной буквы. На полу разбросаны карточки букв. Дети находят соответствующую недостающую букву и дают ей звуковую характеристику. (Белка - К, Енот – Н, Медведь – В)

Сова:

То-то рады все зверята

Говорят «Спасибо вам!»

Предлагаю всем нам вместе

Песню подарить друзьям!

Гости тоже не стесняйтесь вместе с нами упражняйтесь!

  • Песня «В траве сидел кузнечик» (слоговое караоке)

Цель: развитие чувство ритма и певческих навыков; развитие внимания, умение

читать слоги слитно, формирование навыков скорочтения.

Описание игры: Дети поют мелодию знакомой песни, пропевая разные слоги, указанные в музыкальной презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста «Путешествие в зимний лес»

Интегрированное занятие. Преодоление речевых нарушений путем  развития и коррекции у детей с ОНР речевых, двигательных, ритмических способностей  в соответствии со словом и музыкой....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраста «Прогулка в зимний лес»

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего возраст «Прогулка в зимний лес» https://youtu.be/rbsivMvXF30...

Интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя в подготовительной логопедической группе

Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....

Конспект совместного интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической подготовительной к школе группе. Тема: «В гости осень к нам пришла».

Конспект совместного интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической подготовительной к школе группе по лексической теме "Ранняя осень". Тема занятия: "В гости ...

Конспект совместного интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя в логопедической подготовительной к школе группе. Тема "Возвращение весны".

Конспект совместного интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя в логоедической подготовительной к школе группе по лексической теме "Ранняя весна". Тема занятия "Возвращени...

Интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя в подготовительной группе "Ах ты, Зимушка- зима"

        Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Перед специалистами, стоит важная задача в поиске ...

"Весёлая азбука". Совместное интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя с использованием ИКТ технологий

quot;Весёлая азбука". Совместное интегрированное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя с использованием ИКТ технологий...