Рабочая программа учителя-логопеда в комбинированной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (6-7 лет)
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Рабочая программа учителя-логопедав комбинированной группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (6-7лет) В программу входит: содержание, пояснительная записка, цели и задачи логопедической деятельности.Характеристика контингента воспитанников, мониторинг речевого развития. Формы обучения, содержание и план реализации непосредственно логопедической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 65.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
в комбинированной группе компенсирующей направленности «Бабочка»
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (С 6 ДО 7 ЛЕТ)
Разработала:
учитель-логопед
Савина Н А.
г. Троицк, 2019г.
Содержание
I. Раздел целевой
Пояснительная записка
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории.
В данное время актуальной является проблема сочетаемости коррекционной, развивающей программы, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (приказ №1155 от 17 октября 2013г.) и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Москва «Айрис пресс, 2008г.; «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищева Н.В., Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2003г.
Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет со II, ІІІ, IV уровнем речевого развития, принятых в комбинированную группу компенсирующей направленности, рассчитана на два года обучения.
1.1. Цели и задачи логопедической деятельности
Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей (законных представителей) дошкольников.
Основные задачи коррекционного обучения:
- Устранение нарушений звукопроизношения и развитие фонематического восприятия
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи старших дошкольников.
- Развитие коммуникативной стороны речи, успешности в общении.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу для детей с ОНР, сэкономить время логопеда на подготовку к НОД, обеспечить единство требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
1.2. Характеристика контингента воспитанников
Группу посещают дети с ОНР, ФФНР.
У дошкольников старшего возраста с третьим уровнем речевого развития (ОНР-III) в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.
У дошкольников старшего возраста с четвертым уровнем речевого развития (ОНР-IV) незначительные нарушения компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточность внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.
У дошкольников старшего возраста с фонетическим недоразвитием речи (ФНР) нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие либо отдельные компоненты фонетического строя речи.
На основании медицинских карт и данных медико-психологического обследования состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы — коррекция речевых и неречевых нарушений, физическое развитие и оздоровление воспитанников.
1.3. Мониторинг речевого развития
Мониторинг проводится 3 раза в год (вводный — 1, 2 недели сентября, промежуточный – январь, итоговый — 3, 4 неделя мая). Результаты мониторинга заносятся в сводную таблицу речевого развития детей, где отмечается динамика коррекции речевого развития каждого ребенка. Для диагностики используем методику речевого развития Н. В. Нищевой Н.В. «Речевая карта от 5до 7 лет».
Выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР отражены в индивидуальном маршруте коррекционной работы. План логопедической коррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования (январь).
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание логопедической деятельности
Программа содержит описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе компенсированной направленности для детей с общим недоразвитием речи.
НОД проводится ежедневно, согласно сетке часов. Продолжительность образовательной недели – 5 дней. Все обучение условно делится на три периода:
- I период – сентябрь, октябрь, ноябрь
- II период – декабрь, январь, февраль
- III период – март, апрель, май.
Распределение образовательной деятельности, проводимой в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ с общим недоразвитием речи для детей с 5 до 7 лет, определёнными СанПиН 2.4.1.3049-13. от 15.05.2013г. В начале учебного года составлено расписание по осуществлению логопедической деятельности (см. таблица 1)
Таблица 1
Таблица 2
Распределение количества непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области
«Речевое развитие»:
Таблица 3
Циклограмма рабочего времени
учителя-логопеда в подготовительной логопедической группе «Бабочка»
Предусмотрена организационная работа: смена дидактического материала; проветривание кабинета; сопровождение ребенка, оформление документов.
Разработано календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи».
2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 5-7 лет.
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОНР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого - медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОНР и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОНР, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий по логопедической деятельности.
Логопедическая деятельность делится на: фронтальную (с группой старшего возраста; группой подготовительного возраста), подгрупповую (3-5 человек) и индивидуальную работу.
Групповые формы организации (продолжительность до 20- 25мин., для детей ст. возраста; 25-30 мин, для детей подг. возраста) проводятся в утренние часы. Основная цель групповой НОД – воспитание навыков коллективной работы. Обучение детей 5-7 лет приоритетно ориентировано на формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи и обучения грамоте. Состав подгрупп – по возрастам, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольника.
Индивидуальные формы работы (продолжительность до 20 мин) составляют существенную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных форм работы фиксируется в журнале учета времени, затрачиваемого на реализацию индивидуальной образовательной программы.
Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде календарно-тематического планирования групповой и индивидуальной формы организации.
В основе планирования НОД с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Для обеспечения разностороннего развития детей с ОНР, в содержание обучения и воспитания введены 34 темы (см. таблица 4).
Таблица 4
Перечень лексических тем для группы компенсирующей направленности «Бабочка» на 2019-2020г.
2.4. Совместная деятельность учителя - логопеда с воспитателями группы
Эффективность коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов и, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
• логопедические пятиминутки;
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• индивидуальная работа;
• рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Логопедические пятиминутки, служат для совместной деятельности воспитателя с детьми. Содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2-3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.
Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы (см. таблица 5)
Таблица 5
Перечень художественной литературы
в подготовительной логопедической группе «Бабочка»
на 2019г. – 2020г.
2.5.Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
В комбинированной группе компенсирующей направленности учитель-логопед проводит для родителей открытые и совместные игры, привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных папках. Составлен план работы учителя – логопеда по взаимодействию с родителями на 2019 – 2020 учебный год (см. таблица 6).
Таблица 6
III. Организационный раздел
3.1.Материально-техническое и методическое обеспечение осуществления логопедической деятельности
В логопедической работе мы используем следующий методический комплект:
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.: Программа «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»;
- Н.В. Нищева «Примерная программа коррекционно – развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи (с 5до 7 лет)».
- Методическое пособие Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»;
- Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР»;
- Н.В. Нищева «Речевая карта ребенка с ОНР (с 5 до 7 лет)»;
- Н.В. Нищева Комплекты рабочих тетрадей для подготовительной логопедической группы;
- Н.В.Нищева Конспекты комплексных занятий «Разноцветные сказки» и «Развивающие сказки»;
- Комплекты настольно-печатных дидактических игр «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка»;
- Н.В. Нищева Пособие «Будем говорить правильно»;
- Н.В. Нищева Пособие «Занимаемся вместе. Подготовительная группа. Домашняя тетрадь».
Перечень документации учителя-логопеда
- Папка «Нормативно-правовое и организационное обеспечение учителя-логопеда» (нормативно-правовые документы в соответствии с должностью, организационные – должностная инструкция, инструкция по охране труда, инструкция по безопасности жизнедеятельности воспитанников, циклограмма деятельности, график работы, расписание образовательной коррекционно-развивающей деятельности с детьми);
- Годовой (перспективный) согласованный и утвержденный план работы на учебный год;
- Список детей подготовительной логопедической группы;
- Индивидуальные речевые карты;
- Журнал «Первичное обследование речи детей»;
- Индивидуальные маршруты логопедической работы;
- Календарно-тематическое планирование;
- Папки с материалами по взаимодействию с родителями;
- Паспорт логопедического кабинета
Журналы:
«Консультаций с родителями»
«Рабочих контактов с воспитателями».
3.2. Организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета полностью соответствует требованиям Программы «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Нищевой Н.В.
Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало, стол, два стула, карточки с изображениями основных артикуляционных упражнений, игры для развития дыхания, игрушка для артикуляционной гимнастики.
Зона подгрупповой непосредственной образовательной деятельности. Оборудовано наборным полотном, учебными столами, стульями на каждого ребенка.
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена книжной полкой и содержит следующие разделы:
- Материалы по обследованию речи детей;
- Материалы по коррекции звукопроизношения;
- Материалы по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);
- Материалы по развитию фонематических процессов;
- Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.
- Информационная зона для родителей расположена в приемной группы и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.
Список литературы
1. Агранович 3. Е. Времена года.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
2. Бородин А. М. Методика развития речи детей.— М. Просвещение, 1981.
3. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Книга для логопедов.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕС С, 2003.
4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. Учебник для студентов пед. институтов.— СПб., Петербург XXI век, 1998.
5. Все работы хороши. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
6. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. «Логопедические распевки».— СПб., 2005.
7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филтева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.— М., Просвещение, 1990.
9. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В. И. Селиверстова.— М., Просвешение, 1989.
10. Кем быть. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
11. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
12. Логинова Е.А. Нарушения письма.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
13. Логопедия. Учебное пособие для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. С. Волковой.— М., Просвещение, 1989.
14. Мамы всякие нужны. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
15. Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
16. Нищева Я. В. Будем говорить правильно. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
17. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь. Часть 1.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
18. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь. Часть 2.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
19. Нищева Н. В. Играйка 1.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
20. Нищева Н. В. Играйка 2. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
21. Нищева Н. В. Играйка 3.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
22. Нищева Н. В, Играйка 5.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
23. Нищева Н. В, Играйка-грамотейка. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
24. Нищева Н. В. Играйка-собирайка. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
25. Нищева Н. В. Мой букварь.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
26. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
27. Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы №1.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
28. Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы №2.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
29. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под ред. Г. В. Чиркиной.— М., Аркти, 2002.
30. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. — СПб., ДЕЛЬ-ТА+КАРО, 2004.
31. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи.— М., Владос, 2000.
32. Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова М.А., Шапиро Е. И. Язык. Речь. Коммуникация. Междисциплинарный словарь.— СПб., Каро, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи «Мягкие и твердые согласные»
Тема. Мягкие и твердые согласныеЗадачи:1.Закреплять представления детей о пройденных звуках и буквах(гласных и согласных, твердых и мягких согласных).2. Продолжать учить детей различать твердые и мягк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (второй год обучения).
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, включает целевой раздел (пояснительная записка, принципы формирования программы, планируемые результаты) , содержательный раздел (соде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (третий год обучения)
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС, является продолжением коррекционной работы (третий год обучения) в логопедической подготовительной к школе группе. Имеет развёрнутое календарно - те...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа разработана, для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи с учётом целей и задач Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми на...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы во II младшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи
Программа является первой ступенью в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ с общим недоразвитием речи и предназначена для работы логопеда в младшей логопедической группе. Данная рабочая...
Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей ....
- Мне нравится (1)