Рабочая программа учителя-логопеда в комбинированной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (6-7 лет)
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Савина Надежда Александровна

Рабочая программа учителя-логопедав комбинированной группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (6-7лет) В программу входит: содержание, пояснительная записка, цели и задачи логопедической деятельности.Характеристика контингента воспитанников, мониторинг речевого развития. Формы обучения, содержание и план реализации непосредственно логопедической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx65.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

в комбинированной группе компенсирующей направленности «Бабочка»

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (С 6 ДО 7 ЛЕТ)

Разработала:

учитель-логопед

Савина Н А.

г. Троицк, 2019г.

Содержание

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

3

1.1. Цель и задачи логопедической деятельности

3

1.2. Характеристика контингента воспитанников

4

1.3. Мониторинг речевого развития детей 6-7 лет

5

II. Содержательный раздел

             

2.1. Содержание логопедической деятельности

5

2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

с детьми 6-7 лет

7

2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий логопедической деятельности

7

2.4. Совместная деятельность учителя - логопеда с воспитателями группы

9

2.5. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников

12

III.Организационный раздел

3.1.Материально-техническое и методическое обеспечение программы для осуществления логопедической деятельности

         13

3.2.Организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды

14

Список литературы

16

Приложения

Приложение 1 Речевая карта от 6 до 7 лет

Приложение 2  Календарно-тематическое планирование  непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи»

Приложение 3 Паспорт логопедического кабинета

I. Раздел целевой

Пояснительная записка 

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными  образовательными стандартами (ФГОС) дошкольного образования  направлено на создание системы комплексной помощи детям с недостатками в физическом и (или) психическом развитии воспитанников,  в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории.

В данное время актуальной является проблема сочетаемости коррекционной, развивающей программы, с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (приказ №1155 от 17 октября 2013г.) и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Москва «Айрис пресс, 2008г.; «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Н.В. Нищева Н.В., Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2003г.

Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет со II, ІІІ, IV уровнем речевого развития, принятых в комбинированную группу компенсирующей направленности, рассчитана на два года обучения.

1.1. Цели и задачи логопедической деятельности

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей  (законных представителей) дошкольников.

Основные задачи коррекционного обучения:

  • Устранение нарушений звукопроизношения и развитие фонематического восприятия
  • Развитие навыков звукового анализа и синтеза
  • Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи старших дошкольников.
  • Развитие коммуникативной стороны речи, успешности в общении.

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу  для детей с ОНР, сэкономить время логопеда на подготовку к НОД, обеспечить единство требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

1.2. Характеристика контингента воспитанников

Группу посещают дети с ОНР, ФФНР.

У дошкольников старшего возраста с третьим уровнем речевого развития (ОНР-III) в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

 У дошкольников старшего возраста с четвертым уровнем речевого развития (ОНР-IV) незначительные нарушения компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточность внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

У дошкольников старшего возраста с фонетическим недоразвитием речи (ФНР) нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие либо отдельные компоненты фонетического строя речи.

На основании медицинских карт и данных медико-психологического обследования состоянии здоровья воспитанников определяют основные приоритеты в реализации образовательной программы — коррекция речевых и неречевых нарушений, физическое развитие и оздоровление воспитанников.

1.3. Мониторинг речевого развития

Мониторинг проводится  3 раза в год (вводный — 1, 2  недели сентября, промежуточный – январь,  итоговый —  3, 4 неделя мая). Результаты  мониторинга заносятся в  сводную  таблицу речевого развития детей, где отмечается динамика коррекции речевого развития каждого ребенка. Для диагностики используем методику речевого развития Н. В. Нищевой Н.В. «Речевая карта от 5до 7 лет».

Выявленные в ходе логопедического  обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР отражены в индивидуальном маршруте коррекционной работы. План логопедической коррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования (январь).

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание логопедической деятельности

Программа содержит описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе компенсированной направленности для детей с общим недоразвитием речи.  

 НОД проводится ежедневно, согласно сетке часов. Продолжительность образовательной недели – 5 дней. Все обучение условно делится  на три периода:

  • I период – сентябрь, октябрь, ноябрь
  • II период – декабрь, январь, февраль
  • III период – март, апрель, май.

Распределение образовательной деятельности, проводимой в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ с общим недоразвитием речи для детей с 5 до 7 лет, определёнными СанПиН  2.4.1.3049-13. от 15.05.2013г. В начале  учебного года составлено расписание по осуществлению логопедической деятельности (см. таблица 1)

        

        Таблица 1

День недели

Непосредственно-образовательная деятельность

Понедельник

09.00-10.10НОД (по подгруппам)

Вторник

08.00 – 09.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

9.00-10.10 НОД (по подгруппам)

10.10-12.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

Среда

8.00 – 09.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

9.00-10.10 НОД (по подгруппам)

10.10-12.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

Четверг

15.30-17.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

Пятница

8.00 – 9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

09.00-10.10 НОД (по подгруппам)

10.15-12.00 Индивидуальная логопедическая деятельность

Таблица 2

Распределение количества непосредственно образовательной деятельности  по реализации образовательной области

«Речевое развитие»:

ОО «Речевое развитие»

Количество  по периодам

Всего

I период

сентябрь, октябрь

ноябрь

II период

декабрь, январь февраль

III период

март, апрель

май

По плану

По факту

По плану

По факту

По плану

По

факту

По плану

По факту

ЛГСР

10

12

12

ФФСР

10

12

12

            КСР

10

12

12

Всего:

Таблица 3

Циклограмма рабочего времени

                                                  учителя-логопеда в подготовительной логопедической группе  «Бабочка»

День недели

НОД

Организационная работа

Часы

подгрупповая

индивидуальная

Понедельник

09.00-09.25

09.00-10.10

08.00-08.40

10.20-12-00

08.40-09.00

Вторник

09.00-09.25

09.00-10.10

08.00-08.40

10.20-12.00

08.40-09.00

Среда

09.00-09.25

09.00-10.10

08.00-08.40

10.20-12.00

08.40-09.00

Четверг

16.30-17.00

14.00-16.30

Пятница

09.00-10-10

08.00-08.40

10.25-12.00

08.50-08.45

Всего часов

20ч

Предусмотрена организационная работа: смена дидактического материала; проветривание кабинета; сопровождение ребенка, оформление документов.

Разработано календарно-тематическое планирование  непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи».

2.2. Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми 5-7 лет.

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОНР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого - медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОНР и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОНР, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

2.3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий по логопедической деятельности.

Логопедическая деятельность  делится на: фронтальную (с группой старшего возраста; группой подготовительного возраста), подгрупповую (3-5 человек) и индивидуальную работу.

Групповые формы организации (продолжительность до 20- 25мин., для детей ст. возраста; 25-30 мин, для детей подг. возраста) проводятся в утренние часы. Основная цель групповой НОД – воспитание навыков коллективной работы. Обучение детей 5-7 лет приоритетно ориентировано на формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи и обучения грамоте. Состав подгрупп – по возрастам, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольника.

Индивидуальные формы работы (продолжительность до 20 мин) составляют существенную часть работы учителя-логопеда в течение каждого рабочего дня. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных форм работы фиксируется в журнале учета времени, затрачиваемого на реализацию индивидуальной образовательной программы.

Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде календарно-тематического планирования групповой и индивидуальной формы организации.

В основе планирования НОД с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Для обеспечения разностороннего развития детей с ОНР, в содержание обучения и воспитания введены 34 темы  (см. таблица 4).

Таблица 4

Перечень лексических тем для группы компенсирующей направленности «Бабочка»  на 2019-2020г.

I

II

III

IV

V

Сентябрь

Обследование состояния речи

«Урожай»

«Краски осени осень»

Октябрь

«Животный мир»

«Я - человек»

«Народные культура и традиции»

«Наш быт»

Ноябрь

«Дружба – день народного единства»

«Транспорт»

«Здоровейка»

«Кто как готовится к зиме»

Декабрь

« Здравствуй зимушка зима»

«Город мастеров»

«Новогодний калейдоскоп» (зимние забавы, виды спорта)

«Новогодний калейдоскоп» (традиции на Руси и в др. странах)

»

Январь

каникулы

«Новогодний каллейдоскоп»

 «В гостях у сказки» (РНС, Уральские)

«Этикет»

(столовая посуда, нарядная одежда)

Февраль

«Моя семья»

«Азбука безопасности»

«Маленькие исследователи» (земля наш общий дом)

«Наши защитники»

Март

«Миром правит доброта» (отношения к младшим и пожилым..)

«Женский день»

«Быть здоровыми хотим»

«Весна шагает по планете»

«Цирк»

«Театр»

Апрель

«Цирк»

«Театр» 

1

«Встречаем птиц»

«Космос»

«Волшебница вода»

(обитатели морей, океанов, пресноводные)

Май

«Весна»

(сельскохозяйственные работы)

«Мир природы»

(земноводные, насекомые, цветы)

«День Победы»

«Лето»

«До свидание детский сад»

2.4. Совместная деятельность учителя - логопеда с  воспитателями группы

Эффективность коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов  и, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.

Взаимодействие с воспитателями  осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:

•  логопедические пятиминутки;

•  подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

•  индивидуальная работа;

•  рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

Логопедические пятиминутки, служат для  совместной деятельности воспитателя с детьми. Содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом.  Обычно планируется 2-3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы.

Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего,  рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет  примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы (см. таблица 5)

Таблица 5

Перечень художественной литературы

в подготовительной логопедической группе «Бабочка»

на 2019г. – 2020г.

Тема

Художественная литература

1.

«Урожай»

В. Сутеев «Мешок яблок», Дж. Родари «Чипполино»

2.

«Краски осени»

К. Ушинский «Спор деревьев»; С. Воронин «Моя береза осенью»; И. Бродская «Упавшие лисья»; Ф. Васильев «Перед дождем»

3.

«Животный мир»

Б. Заходер «Черепаха», Л.Толсой «Лев и собачка», В.Степанов «Тигр», Л. Рожсковский «Длинная шея»

4.

«Я человек»

П.Воронько «Мальчик помагай»; Л.Н. Толстой «Старый дед и внучок»

5.

«Народные культура и традиции»

Чтение прибауток, дразнилок, пословиц. Песенки к Рождеству, колядки.

Русский фольклор. Песенки. «Лиса рожью шла...», «Чигарики-чок-чигарок...», «Идет матушка-весна...». «Снегурочка» (по народным сюжетам). «Белая уточка», рус. нар. сказка.

6.

«Наш быт»

Ю.Гувим «Стол»; А.Линдгрен «Карлосон, который живет на крыше »; С. Маршак «Откуда стол пришел»

7.

«Дружба-день народного единства»

Сборник стихов А.Толстого «Край ты мой, родимый край!», стихотворение М.Исаковского «Страна моя…», стихи О.Александровой «Герб России», «О российском флаге», «От границы до границы».

8.

«Транспорт»

Б.Житков «Как я ловил человечков»

В Сутеев «Кораблик»

И Дворкин «Хозяин зубастой машины»

9

 «Здоровейка»

  1. Галиев Ш. Витаминные буквы, Находка с загадкой  Огурцы в тюбетейках. – М., 1974. 
  2. Кончаловская Н. Про овощи  М. М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. – Л., 2000. 
  1. Михалков С. Про девочку, которая плохо кушала  Настоящие друзья. – М., 1981. 
  2. Тувим Ю. Овощи  С.В. Михалков. Собр. соч. в 3-х т. Стихи и сказки. М., 1970. – Т. 1. 

10.

«Кто как готовиться к зиме»

В. Бианки «Купание медвежат»

И. Соколов- Никитов «В берлоге»

11.

«Здравствуй зимушка зима»

С.Одоевский «Мороз Иванович»; В.Осеева «На катке» С.Воронин «Моя береза. Зимой»

12.

«Город мастеров»

13.

«Зимние забавы», «Виды спорта»

А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима-аукает», «Белая берёза». Н. носов «На горке», А.Блок «Снег да снег», Г. Скребицкий «Пушок». Александрова З. В зимнем бассейне, Лыжная прогулка 

14.

«Новый год»

Братья Гримм «Госпожа метелица»; В.Сутеев «Елка» (из книги «Сказки и картинки»)

15.

«В гостях у сказки»

К.И.Чуковский «Сказки»; чтение р.н.с.

16.

«Этикет»

Рассказ М.Матвеевой «Синяя чашка»

17.

«Моя семья»

Д.Габе «Моя семья»; В. Осеева «Просто старушка»

18.

«Азбука безопасности»

Л.Толстой «Пожар»; Барто «Гроза»; Сухомлинский «Воробушек и огонь»

Чтение литературы про бытовые приборы.

19.

«Маленькие исследователи»

Чтение литературы про изменения в природе, температуры воздуха.

20.

«Наши защитники»

Книга «Моя Родина»; А. Митяев «Почему Армия родная?»

21.

«Миром правит доброта»

Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра»

22.

«Женский день»

Д. Габе «Мама», Я Аким «Мама», Е.Благинина «Вот какая мама!»

23.

«Быть здоровыми хотим»

24.

«Весна шагает по планете»

В.Сухомлинский «Весенний ветер»

25.

«Цирк, театр»

26.

«Встречаем птиц»

А.Н. Толстой «Желтухин», Л.Черский «Спасибо», С. Воронин «Однажды весной», «Дети старой кряквы», «Девять белых лебедей»

27.

«Космос»

 Книги о космосе; А.Барто «Веревочка»; Ю.А.Гагарин «Вижу землю»

28.

«Волшебница вода»

 С.Сахарнов «Морские сказки»; С.Воронин «Добрая раковина» (из книги «Необыкновенная ромашка»).

29.

«Весна» (сельско-хозяйственные работы)

Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок), Ф. Тютчев «Зима недаром злится…», А. Майков «Весна», И.Никитин «Полюбуйся: весна наступает», С.Есенин «Черёмуха», А.Барто «Весенняя гроза».

30.

«Мир природ

С.Воронин «Необыкновенная ромашка» (рассказы); В.Зотов «Дровосек», «Жужелица», «Муравей» (из книги «Лесная мозаика»).

31.

«День победы»

А. Твордовский «Рассказ танкиста»; В.Осеева «Лесные партизаны»; А. Смирнов «Кто был на войне»

32.

«Лето» «До свиданья детский сад»

В, Берестов «Читалочка»; Л.Воронкова «Подружки идут в школу»

В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано»; Л.Пантелеев «Буква ТЫ»

2.5.Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников 

В комбинированной  группе компенсирующей направленности учитель-логопед  проводит для родителей открытые и совместные игры, привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных папках.  Составлен план работы учителя – логопеда по взаимодействию с родителями на 2019 – 2020 учебный год (см. таблица 6).

Таблица 6

Формы и методы работы

Содержание работы

Сроки выполнения

Индивидуальные встречи с родителями

Заполнение речевых карт, беседа о здоровье и речевом развитии ребенка летом, его отдыхе и т.д.

Сентябрь

Анкетирование родителей

Информация о состоянии эмоционального настроя детей и их родителей

Сентябрь

Групповое родительское собрание

Тема:

  • Задачи на первое полугодие;

Октябрь

Индивидуальные консультации

(по приглашению)

Информировать  родителей об успехах, динамике речевого развития  ребенка

В течение года

Экран звукопроизношения

Информация  - этап звукопроизношения

В течение года

Индивидуальный практикум

 

Правильное произношение поставленных звуков, их автоматизация, контроль над речью ребенка

В течение года

Проведение праздников

Подбор речевого материала, разучивание стихов, текстов, песен

Ноябрь, декабрь, март, май

Домашние логопедические задания

Закрепление знаний дома с родителями по лексической теме недели

Еженедельно

Индивидуальные консультации

(по личному обращению)

Беседа, рекомендации и советы  логопеда по проблеме и успехам ребенка

В течение года

Групповое родительское собрание

Тема:

  • Задачи на второе полугодие;

Январь

Информационный стенд

  • «О логопедических домашних занятиях»
  • «Делаем дыхательную гимнастику правильно!»
  • «Поговорим о связной речи»
  • «Как пополнять словарный запас у детей 5 – 7 лет»
  • «Играем и развиваем грамматический строй речи»
  • «Готовим руку к письму»
  •  «На зарядку с язычком: упражнения для детей подготовительного возраста»
  • «Праздник красивой речи»

Ежемесячно

Мониторинг речевого развития ребенка (в присутствии родителей)

Индивидуальное консультирование родителей по результатам итогового логопедического обследования

Май

III. Организационный раздел

3.1.Материально-техническое и методическое обеспечение осуществления логопедической деятельности

В логопедической работе мы используем следующий методический комплект:

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.:  Программа «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»;
  2. Н.В. Нищева «Примерная программа коррекционно – развивающей работы  для детей с общим недоразвитием речи (с 5до 7 лет)».
  3. Методическое пособие Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»;
  4. Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР»;
  5. Н.В. Нищева «Речевая карта ребенка с ОНР (с 5 до 7 лет)»;
  6. Н.В. Нищева  Комплекты рабочих тетрадей для подготовительной логопедической группы;
  7. Н.В.Нищева Конспекты комплексных занятий «Разноцветные сказки» и «Развивающие сказки»;
  8. Комплекты настольно-печатных дидактических игр «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5», «Играйка-грамотейка»;
  9. Н.В. Нищева Пособие «Будем говорить правильно»;
  10. Н.В. Нищева Пособие  «Занимаемся вместе. Подготовительная группа. Домашняя тетрадь».

Перечень документации учителя-логопеда

  • Папка «Нормативно-правовое и организационное обеспечение учителя-логопеда» (нормативно-правовые документы в соответствии с должностью, организационные – должностная инструкция, инструкция по охране труда, инструкция по безопасности жизнедеятельности воспитанников, циклограмма деятельности, график работы, расписание образовательной коррекционно-развивающей деятельности с детьми);
  • Годовой (перспективный) согласованный и утвержденный план работы на учебный год;
  • Список детей подготовительной логопедической группы;
  • Индивидуальные речевые карты;
  • Журнал «Первичное обследование речи детей»;
  • Индивидуальные маршруты логопедической работы;
  • Календарно-тематическое планирование;
  • Папки с материалами по взаимодействию с родителями;
  • Паспорт логопедического кабинета 

Журналы:

«Консультаций с родителями»

«Рабочих контактов  с воспитателями».

3.2. Организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда логопедического кабинета полностью соответствует требованиям Программы «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»  Нищевой Н.В. 

Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало, стол, два стула, карточки с изображениями основных артикуляционных упражнений, игры для развития дыхания, игрушка для артикуляционной гимнастики.

Зона подгрупповой непосредственной образовательной деятельности. Оборудовано наборным полотном, учебными столами, стульями на каждого ребенка.

Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена книжной полкой и содержит следующие разделы:

  • Материалы по обследованию речи детей;
  • Материалы по коррекции звукопроизношения;
  • Материалы по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);
  • Материалы по развитию фонематических процессов;
  • Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса.
  • Информационная зона для родителей расположена в приемной группы и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

Список литературы

1. Агранович 3. Е. Времена года.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

2. Бородин А. М. Методика развития речи детей.— М. Просвещение, 1981.

3. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Книга для логопедов.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕС С, 2003.

4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. Учебник для студентов пед. институтов.— СПб., Петербург XXI век, 1998.

5. Все работы хороши. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

6. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. «Логопедические распевки».— СПб., 2005.

7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

8. Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филтева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.— М., Просвещение, 1990.

9. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В. И. Селиверстова.— М., Просвешение, 1989.

10. Кем быть. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

11. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

12. Логинова Е.А. Нарушения письма.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

13. Логопедия. Учебное пособие для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. С. Волковой.— М., Просвещение, 1989.

14. Мамы всякие нужны. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

15. Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

16. Нищева Я. В. Будем говорить правильно. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

17. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь. Часть 1.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

18. Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь. Часть 2.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

19. Нищева Н. В. Играйка 1.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

20. Нищева Н. В. Играйка 2. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

21. Нищева Н. В. Играйка 3.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

22. Нищева Н. В, Играйка 5.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

23. Нищева Н. В, Играйка-грамотейка. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

24. Нищева Н. В. Играйка-собирайка. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

25. Нищева Н. В. Мой букварь.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

26. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

27. Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы №1.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

28. Нищева Н. В. Тетрадь для старшей логопедической группы №2.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

29. Основы логопедической работы с детьми. Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под ред. Г. В. Чиркиной.— М., Аркти, 2002.

30. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. — СПб., ДЕЛЬ-ТА+КАРО, 2004.

31. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи.— М., Владос, 2000.

32. Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова М.А., Шапиро Е. И. Язык. Речь. Коммуникация. Междисциплинарный словарь.— СПб., Каро, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи «Мягкие и твердые согласные»

Тема. Мягкие и твердые согласныеЗадачи:1.Закреплять представления детей о пройденных звуках и буквах(гласных и согласных, твердых и мягких согласных).2. Продолжать учить детей различать твердые и мягк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (второй год обучения).

Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, включает целевой раздел (пояснительная записка, принципы формирования программы, планируемые результаты)  , содержательный раздел (соде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (третий год обучения)

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС, является продолжением коррекционной работы (третий год обучения) в логопедической подготовительной к школе группе. Имеет развёрнутое календарно - те...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа  разработана, для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи  с учётом целей и задач Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы во II младшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи

Программа является первой ступенью в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ с общим недоразвитием речи и предназначена для работы логопеда  в младшей логопедической группе. Данная рабочая...

Журнал рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Журнал рабочих контактов  учителя-логопеда и воспитателей  средней группы  компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи...