Взаимодействие учителя-логопеда с родителями.
методическая разработка по логопедии

Цель рекомендации логопеда - объяснить родителю, как следует вести домашние занятия с ребенком, имеющего нарушения речи. Эта общая цель конкретизируется в более частных:

- объяснить, в чем состоит суть дефекта произношения у ребенка с учетом образования родителей;

- продемонстрировать упражнения на выработку правильного произношения и зафиксировать внимание на существенных моментах, влияющих на эффективность домашних занятий;

-- убедить родителей и ребенка в успехе лечения при условии систематических занятий с логопедом и в домашней обстановке;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razr_.-vzaim.logopeda_s_rodit.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:


Взаимодействие учителя-логопеда с родителями.

Коммуникативная тональность педагогической рекомендации сводится к определенным эмоциональным состояниям и ключам общения, которые можно отнести к типу доброжелательного отношения умеренной интенсивности и полной контролируемости. Исследования показывают, что логопеды редко используют сугубо официальную тональность, это происходит только в тех случаях, когда родители пациентов пытаются перейти на конфликтное общение либо обращаются к логопедам с просьбами частного характера, не относящимися к кругу его должностных обязанностей.

Цель рекомендации логопеда - объяснить родителю, как следует вести домашние занятия с ребенком, имеющего нарушения речи. Эта общая цель конкретизируется в более частных:

- объяснить, в чем состоит суть дефекта произношения у ребенка с учетом образования родителей;

- продемонстрировать упражнения на выработку правильного произношения и зафиксировать внимание на существенных моментах, влияющих на эффективность домашних занятий;

-- убедить родителей и ребенка в успехе лечения при условии систематических занятий с логопедом и в домашней обстановке;

-- предупредить родителей и ребенка о возможных трудностях при проведении домашних занятий и о возможном ухудшении ситуации, если занятия проводиться не будут;

-- дать родителям пациента детальную инструкцию для проведения домашних занятий, снабдить их необходимым инструментарием.

Но как же «простой человек» сможет понять, что перед ним действительно компетентный логопед?

 

Логопед – глазами родителей!

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями

Коммуникативная тональность педагогической рекомендации сводится к определенным эмоциональным состояниям и ключам общения, которые можно отнести к типу доброжелательного отношения умеренной интенсивности и полной контролируемости. Исследования показывают, что логопеды редко используют сугубо официальную тональность, это происходит только в тех случаях, когда родители пациентов пытаются перейти на конфликтное общение либо обращаются к логопедам с просьбами частного характера, не относящимися к кругу его должностных обязанностей.

Цель рекомендации логопеда - объяснить родителю, как следует вести домашние занятия с ребенком, имеющего нарушения речи. Эта общая цель конкретизируется в более частных:

- объяснить, в чем состоит суть дефекта произношения у ребенка с учетом образования родителей;

- продемонстрировать упражнения на выработку правильного произношения и зафиксировать внимание на существенных моментах, влияющих на эффективность домашних занятий;

-- убедить родителей и ребенка в успехе лечения при условии систематических занятий с логопедом и в домашней обстановке;

-- предупредить родителей и ребенка о возможных трудностях при проведении домашних занятий и о возможном ухудшении ситуации, если занятия проводиться не будут;

-- дать родителям пациента детальную инструкцию для проведения домашних занятий, снабдить их необходимым инструментарием.

Но как же «простой человек» сможет понять, что перед ним действительно компетентный логопед?

Логопед – глазами родителей!


Один в поле не воин
.
Логопед может рекомендовать пройти консультацию у невролога, невропатолога, сурдолога, психиатра, провести дополнительные обследования, например, электроэнцефалограмму (ЭЭГ). Это значит, что ваш педагог относится к ребенку с должным вниманием. При некоторых нарушениях развития требуется комплексный медико-педагогический подход, то есть только при совместных усилиях врачей и педагогов можно добиться наибольших успехов.

Гарантии — нужны ли?
Если логопед сразу гарантирует вам отличный результат занятий в конце, то к этому нужно отнестись с осторожностью, особенно в тех случаях, когда у ребенка имеются достаточно тяжелые нарушения развития речи – ринолалия, дизартрия, заикание, интеллектуальная недостаточность, аутистические черты. Настоящий специалист может гарантировать лишь то, что будет добросовестно выполнять работу, что у него есть достаточно знаний, и он будет применять нужные методики и прикладывать максимум усилий, чтобы прийти к хорошему результату. К сожалению, иногда нарушение речи зачастую удается скорректировать лишь частично.
Сомнительные методы
Не спешите доверять логопеду, который настойчиво предлагает какие-нибудь экзотические способы лечения, например, биологически активные добавки к пище, неслыханный ранее массаж, которые якобы усилят развитие речи у детей, использование чудо-аппаратуры и т. п. Для начала попросите его предоставить полную информацию о «новшестве», а после этого посоветуйтесь с врачами.

Мнение ребенка
Для многих мам самое главное, чтобы ребёнку  нравились занятия. Присмотритесь, не превращаются ли занятия в простое развлечение, носят ли игры развивающий характер, заметен ли результат. Если же ребёнок самозабвенно повторяет за логопедом новые слова, значит, этот специалист вам и нужен.
Если ребёнок кричит: «Не хочу, не буду заниматься!», не спешите делать выводы о некомпетентности логопеда. Задумайтесь о следующем:
Не слишком ли тревожен или избалован ребенок? Возможно, ему требуется время, чтобы привыкнуть к новому человеку.
Если малыш протестует и кричит на протяжении двух–трех занятий, а педагог чувствует себя растерянно или злится, то это повод, чтобы обратиться к другому логопеду.

Всегда приятно, когда логопед:
-вежлив и, даже если у ребенка есть трудности с обучением, никогда не скажет, что ребенок бездельник, лентяй, глупый, «да куда вам», «о чем вы думали», «вы в этом ничего не понимаете»;
-не увлекается беседами на бытовые темы, не связанные с его прямыми обязанностями;
не осуждает своих коллег, учеников и членов их семьи.

Аккуратность и пунктуальность.
Обратите внимание, насколько опрятен специалист.

Аккуратный логопед, прежде чем начать занятие, вымоет руки. Его пособия хорошо выглядят, не мятые и не рваные, все упорядочено, не требует поиска.
Добросовестный логопед держит в порядке свои инструменты – зонды, используемые для постановки звуков или логопедического массажа, и каждый раз перед применением протирает их спиртом.
Если логопед пользуется соской для постановки звука «р», то эта соска должна быть новой, индивидуальной. Пусть она хранится у вас дома в чистом месте.
Если логопедические зонды заменяются подручными средствами, например, шариковой ручкой с закругленным концом или барабанной палочкой, будьте внимательны: они сделаны из непищевой пластмассы и могут быть не полезны.
Хороший логопед всегда приходит вовремя, в оговоренный час, или же, если вы пришли на прием, находится на своем рабочем месте, предупреждает об изменениях в графике ваших встреч. У него нет привычки периодически отменять или переносить время занятий, менять расценки на свои услуги.
Ответственность сторон
Ответственный логопед предварительно готовится к занятию: подбирает необходимые упражнения, игрушки, распечатки, заготовки для графических заданий, у него все под рукой.
Если каждый раз логопед длительно просматривает книгу, ища в ней нужные задания, или рисует заготовки, значит, этот специалист уделил недостаточно времени подготовке к занятию..В результате время, отведенное на занятие, будет частично потрачено на организационные моменты.
У каждой мамы свой образ «идеального» логопеда, а у каждого логопеда свой стиль работы – вам нужно только найти друг друга.
Как понять, что перед вами действительно хороший логопед?
Поговорив с логопедом, вы почувствуете, что он понимает вас и вы понимаете его, он может исчерпывающе ответить на ваши вопросы.
Поприсутствовав на занятии, вы увидите, насколько хорошо педагог ладит с ребенком, умеет ли объяснять задания и добиваться, чтобы малыш его выполнил. Интерес к ребенку, вовлеченность, умение организовать игру, положительный настрой должны быть присущи любому педагогу.
После проведения занятия логопед вам расскажет, как оно прошло, что получилось, а что нет, что делать дальше, объяснит, какие игры и упражнения надо проводить с ребенком дома самим.

Виды некорректного поведения логопеда 

1. Морализирование. Консультант ``сходит'' с партнерской позиции и предстает перед клиентом в роли ``всеведающего гуру'', дарующего просветление ``заблудшей овце''. При этом педагог забывает о том, что ``...главное для него -- объективно выслушать рассказ родителя, помочь ему ``исповедаться'' и ``провентилировать'' все стороны своей проблемы. Второе - помочь разобраться в формирующих факторах его личности,  которые породили обсуждаемую проблему, и ,третье -- выявить те связи, которые позволят клиенту по-новому взглянуть на себя и понимание которых поможет ему справиться со своими затруднениями'.

2. Контрперенос также может быть отнесен к разновидности некорректного поведения, поскольку ``не видя'' клиента консультант тем самым ``обезличивает'' его, как бы превосходит над ним.

3.  Самолюбование. Проявляется в игнорировании исповеди клиента и его мнения по поводу причин возникновения проблемы и способов ее разрешения.

4. Демонстрация негативных реакций. Подобное поведение является нарушением профессиональной этики - это еще и проявление отсутствия элементарной воспитанности.

               Взаимодействие  с родителями  на основе типа темперамента

Холерический: реактивный,  быстрый, подвижный,  настойчивый. Он будет выяснять всё до мельчайших подробностей. С ними нужно предусмотреть действия:  сдерживающие ,спокойные, успокаивающие.Обычно они говорят громко и много. «Лидер» в беседе.

Сангвистический: реактивный,  горячий,  живой, находчивый,  увлекающийся, но легко переменчив, в случае неудачи часто опускает руки. В рекомендациях сангвинику нужно вселить чувство уверенности, не останавливаться на достигнутом.

Меланхолический: малоактивный, спокойный, малоподвижный, с повышенной ранимостью и эмоциональной уязвимостью. Долго могут помнить обиды, способны на скрытую неприязнь и скрытые действия. С ним нужно держать  «ухо востро».

 Флегматичный: малоэмоциональный ,с повышенной застенчивостью, но способный к энергичным действиям, спокойный, терпеливый, выдержанный. Это самый благодарный тип в нашей работе с родителями, к нему можно предъявлять повышенную требовательность.

Главное во взаимодействии логопеда и родителей – результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей в логопедической работе.

Важность взаимодействия логопеда и родителей в процессе преодоления речевых нарушений...

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ, РОДИТЕЛЯМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ...

Инновационные формы взаимодействия учителя – логопеда ДОУ с родителями

В статье приведены примеры форм и приемов работы учителя - логопеда ДОУ с родителями детей с нарушениями речи....

Использование интерактивных методов во взаимодействии учителя-логопеда ДОУ и родителей

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспит...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и родителей в работе по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Данный план представлен в виде таблицы, в которой указаны направления коррекционно-образовательной работы и основные задачи участников в работе по предупреждению и преодо...

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с родителями

В данном документе представлен мой опыт работы по взаимодействию с родителями воспитанников...