Звук [Щ] , буква Щ
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Ерашкина Ольга Николаевна

Звук [Щ] , буква Щ

Лексическая тема: « Домашние животные»

         Образовательные задачи: Ознакомление с звуком [Щ] ,буквой Щ. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания.

Развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия, координации движений.

Воспитательные задачи: Формирование самостоятельности, инициативности.

Оборудование:  мягкая игрушка щенка,  иллюстрация «На ферме»,   магнитная доска, магнитные фишки для звукового анализа,  рабочие тетради,   карандаши, конверты с фишками для звукового анализа  по числу детей,  предметные картинки, разрезная азбука (буква Щ), мяч, щетки.

Предварительная работа: Разучивание подвижной игры «Домашние животные».

Ход занятия.

1.Организационный момент. (Дети стоят в кругу).

 Интеллектуальная разминка.

Логопед предлагает детям вспомнить и назвать детенышей домашних живот­ных, а затем логопед просит детей внимательно послушать стихотворение-за­гадку Т.А. Шорыгиной:

Он забавный, неуклюжий,

 Прямо в нос меня лизнул,

Напустил в прихожей лужу

И хвостом слегка вильнул.

Описание: https://i.ytimg.com/vi/UVCE6jFRTi4/hqdefault.jpgЯ чесал его за ухом,

Щекотал ему живот,                                

Стал он самым лучшим другом

 И теперь у нас живет.

                                     (Щенок)

Логопед просит детей объяснить, почему они так решили, а затем предлагает детям еще раз послушать это стихотворение, запомнить и назвать слова, кото­рые помогли догадаться, что это стихотворение-загадка о щенке. Дети вместе с логопедом рассматривают игрушечного щенка, называют части его тела.

2.Лексические игры с мячом.

а). Игра «Подбери действие».

Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу, назвать отдельные дейс­твия (словосочетания), которые может выполнять щенок.

Щенок (что делает?) - играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), ску­лит (жалобно), кусается, грызет (косточку), лакает (воду)...

б). Лексические игры с мячом. Игра «Подбери признак».

Выполняется аналогично, но дети, передавая мяч, подбирают слова-признаки.

Щенок (какой?) - пушистый, гладкошерстный, ласковый, умный, толстый, маленький, рыжий, серый, пятнистый, забавный, веселый и т.д.

Логопед предлагает детям пройти за свои столы.

3.Артикуляционная гимнастика.

Чередование упражнений: «Хоботок» - «Трубочка» - «Рупор». «Чашечка». «Трамвай» - движение «чашечкой» вперед-назад по коренным зубам.

4.Упражнение в произношении звука [щ].

а). Произношение изолированного звука [щ].

Логопед демонстрирует щетки и читает стихотворение. Дети имитируют движения щеток и произносят звук [щ].

              Этой щеткой чищу зубы: - щ-щ-щ,

              Этой щеткой - башмаки: - щ-щ-щ,

Описание: https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03a1/000f45e0-f847edab/img57.jpg              Этой щеткой чищу брюки: - щ-щ-щ.     

              Все три щетки мне нужны.

 

Логопед объясняет: - звук щ – согласный, всегда мягкий, глухой. При произношении звука     губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образует щель. Воздушная струя воздуха выходит не свободно. Голос не работает.  

б). Произношение   звука [щ]в слогах. Ща - щу – щи – ще - щё

в).  Произношение   звука [щ] в словах. Щепка, щука, щит, щель, щётка,    щека, щенок, щетина, щиток.

5. Доскажите словечко, чтобы оно начиналось со звука [щ].

У меня пропал носок,

Утащил его ... (Щенок)

image6.   Звуко-буквенный разбор слова ЩЕНОК.

1.В слове ЩЕНОК 2 слога, ударение падает на второй слог щенок

2.Считаем, сколько звуков в слове щенок и называем их [ЩИНОК]

3.Подбираем звуковой домик для слова ЩЕНОК

4. Проводим  звуко – буквенный анализ слова

Щ - [Щ]- согласный, мягкий, глухой 

Е -  [И] - гласный, безударный

Н - [Н] - согласный, твердый, звонкий

О - [О] - гласный, ударный

К - [К] -  согласный, твердый, глухой

 Дети  выделяют каждый звук в слове ЩЕНОК, проговаривают его, подбирают нужную по цвету  фишку, выкладывают перед собой в  схеме слова.  Проверка, уточнение, обозначение  каждого звука в слове ЩЕНОК происходит  параллельно и у доски.

Цветовая схема слова ЩЕНОК

image

image

image

imageimage

image

                                                                                     

7.Физкультминутка. (По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения).

У собаки мокрый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Описание: http://img.labirint.ru/images/comments_pic/1347/0_3e4490cdceb0b8804eb471a86126b05a_1384757593.jpg8. Знакомство с буквой Щ. (Дети рассматривают иллюстрацию, учат стихотворение).

 Щ -  играющий щенок.      

Кверху лапками он лег.

                         (г.Виеру)

Дети пишут букву Щ  в воздухе  , а затем печатают  в  тетради  букву Щ.  

9.Составьте высказывание  по картинке.

image

 

        
 image
  image
  image  image
 
 

 

 

 

                      

10.Послушайте внимательно  стихотворение, и назовите слова со звуком   [щ].

Щенок такой тщедушный был.

Его я щами все кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал.

Ещё бы! Он счастливым рос!

Теперь мой щен - не щен,

А Настоящий пёс!

Е.Благинина

 

 

11. Окончание занятия. Оценка работы детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_shch_bukva_shch.docx485.98 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: учитель-логопед

 Ерашкина Ольга Николаевна

МАОУ «Гимназия 42»

Звук [Щ] , буква Щ

Лексическая тема: « Домашние животные»

         Образовательные задачи: Ознакомление с звуком [Щ] ,буквой Щ. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование навыка печатания.

Развивающие задачи: Развитие фонематического восприятия, координации движений.

Воспитательные задачи: Формирование самостоятельности, инициативности.

Оборудование:  мягкая игрушка щенка,  иллюстрация «На ферме»,   магнитная доска, магнитные фишки для звукового анализа,  рабочие тетради,   карандаши, конверты с фишками для звукового анализа  по числу детей,  предметные картинки, разрезная азбука (буква Щ), мяч, щетки.

Предварительная работа: Разучивание подвижной игры «Домашние животные».

Ход занятия.

1.Организационный момент. (Дети стоят в кругу). 

 Интеллектуальная разминка.

Логопед предлагает детям вспомнить и назвать детенышей домашних животных, а затем логопед просит детей внимательно послушать стихотворение-загадку Т.А. Шорыгиной:

Он забавный, неуклюжий,

 Прямо в нос меня лизнул,

Напустил в прихожей лужу

И хвостом слегка вильнул.

Я чесал его за ухом,https://i.ytimg.com/vi/UVCE6jFRTi4/hqdefault.jpg

Щекотал ему живот,                                

Стал он самым лучшим другом

 И теперь у нас живет.

                                     (Щенок) 

Логопед просит детей объяснить, почему они так решили, а затем предлагает детям еще раз послушать это стихотворение, запомнить и назвать слова, которые помогли догадаться, что это стихотворение-загадка о щенке. Дети вместе с логопедом рассматривают игрушечного щенка, называют части его тела.

2.Лексические игры с мячом.

а). Игра «Подбери действие».

Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу, назвать отдельные действия (словосочетания), которые может выполнять щенок.

Щенок (что делает?) - играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается, грызет (косточку), лакает (воду)...

б). Лексические игры с мячом. Игра «Подбери признак».

Выполняется аналогично, но дети, передавая мяч, подбирают слова-признаки.

Щенок (какой?) - пушистый, гладкошерстный, ласковый, умный, толстый, маленький, рыжий, серый, пятнистый, забавный, веселый и т.д.

Логопед предлагает детям пройти за свои столы.

3.Артикуляционная гимнастика.

Чередование упражнений: «Хоботок» - «Трубочка» - «Рупор». «Чашечка». «Трамвай» - движение «чашечкой» вперед-назад по коренным зубам.

4.Упражнение в произношении звука [щ].

а). Произношение изолированного звука [щ].

Логопед демонстрирует щетки и читает стихотворение. Дети имитируют движения щеток и произносят звук [щ].

                Этой щеткой чищу зубы: - щ-щ-щ,

                Этой щеткой - башмаки: - щ-щ-щ,

                Этой щеткой чищу брюки: - щ-щ-щ.     https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03a1/000f45e0-f847edab/img57.jpg

                Все три щетки мне нужны.

Логопед объясняет: - звук щ – согласный, всегда мягкий, глухой. При произношении звука     губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образует щель. Воздушная струя воздуха выходит не свободно. Голос не работает.  

б). Произношение   звука [щ]в слогах. Ща - щу – щи – ще - щё

в).  Произношение   звука [щ] в словах. Щепка, щука, щит, щель, щётка,    щека, щенок, щетина, щиток.

5. Доскажите словечко, чтобы оно начиналось со звука [щ].

У меня пропал носок,

Утащил его ... (Щенок)

6.   Звуко-буквенный разбор слова ЩЕНОК.

1.В слове ЩЕНОК 2 слога, ударение падает на второй слог щенок

2.Считаем, сколько звуков в слове щенок и называем их [ЩИНОК]

3.Подбираем звуковой домик для слова ЩЕНОК

4. Проводим  звуко – буквенный анализ слова

Щ - [Щ]- согласный, мягкий, глухой  

Е -  [И] - гласный, безударный

Н - [Н] - согласный, твердый, звонкий

О - [О] - гласный, ударный

К - [К] -  согласный, твердый, глухой

 Дети  выделяют каждый звук в слове ЩЕНОК, проговаривают его, подбирают нужную по цвету  фишку, выкладывают перед собой в  схеме слова.  Проверка, уточнение, обозначение  каждого звука в слове ЩЕНОК происходит  параллельно и у доски.

Цветовая схема слова ЩЕНОК

                        

7.Физкультминутка. (По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения).

У собаки мокрый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

8. Знакомство с буквой Щ. (Дети рассматривают иллюстрацию, учат стихотворение). http://img.labirint.ru/images/comments_pic/1347/0_3e4490cdceb0b8804eb471a86126b05a_1384757593.jpg

 Щ -  играющий щенок.      

Кверху лапками он лег. 

                         (г.Виеру) 

Дети пишут букву Щ  в воздухе  , а затем печатают  в  тетради  букву Щ.  

9.Составьте высказывание  по картинке.

 

                

10.Послушайте внимательно  стихотворение, и назовите слова со звуком   [щ].

Щенок такой тщедушный был.

Его я щами все кормил,

От злющей стужи защищал,

Щенок от радости пищал.

Ещё бы! Он счастливым рос!

Теперь мой щен - не щен,

А Настоящий пёс!

Е.Благинина

11. Окончание занятия. Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....