Конструкт интегрированного коррекционно-развивающего занятия по обучению грамоте с применением ТИКО-конструктора "Звук и буква И"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Коробейникова Светлана Владимировна

Конструкт логопедического подгруппового занятия по обучению грамоте с применением "Логопедического сундучка" из комплекта "ТИКО-конструктор"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструкт интегрированного коррекционно-развивающего занятия

по обучению грамоте с применением ТИКО-конструктора

ТЕМА: «Звук и буква И».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе образовательной деятельности дети должны:

  1. Научиться четко артикулировать и произносить звук И; давать  характеристику и артикуляционный уклад этого звука; научиться отличать звук от буквы.
  2. Выделять начальный и последний ударный и безударный гласный звук И из слов.
  3. Тренироваться в определении положения звука И в начале, середине и конце слова.
  4. Познакомиться с буквой И, конструировать ее из ТИКО-конструктора.
  5. Развитие графомоторных навыков.
  6. Тренироваться в определении положения звука И в начале, середине  и конце слова.
  7. Учиться делать анализ звукового ряда из 3 гласных с использованием зрительного контроля.
  8. Упражняться в употреблении именительного падежа множественного числа существительных с окончаниями –и, -а.
  9. Учиться составлять предложения по сюжетной картине.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

  • Зеркала.
  • Демонстрационная карточка с буквой И.
  • «Логопедический сундучок» ТИКО-конструктора
  • Карандаши.
  • Планы характеристики звука.
  • Карточки для закрепления образа буквы И.
  • Сюжетная картина «Осень»

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Этап

Содержание деятельности

Действия педагога и детей

1. Орг. момент. Включение детей в совместную деятельность

- Здравствуйте, ребята!

- Шарик передай – слово со звуком И называй.

Сегодня на занятии

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети и педагог стоят в кругу. Взаимное приветствие. Педагог предлагает выполнить задание с шариком Су-джок, эмоционально стимулируя детей к совместной работе, вовлекая их в совместную деятельность.

2.Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики

Артикуляционная гимнастика:

  • улыбка-пятачок – 3 раза;
  • пятачок вертится;
  • пасть крокодила;
  • лопаточка;
  • чашечка;
  • часики;
  • вкусное варенье;
  • лошадка.

Пальчиковая гимнастика:

«Кулак» - «ребро» - «ладонь»

Дыхательная гимнастика:

(Выполняется по системе Ипполитовой)

Педагог и дети выполняют упражнения вместе и согласованно.

Движения органов артикуляционного аппарата выполняются одновременно с движениями пальцев рук.

По инструкции на слух дети выполняют кинезиологическое  упражнения

Стоя свободно, педагог показывает схему очередности выдоха и вдоха по предложенной системе, дети выполняют гимнастику по образцу

3. Анализ артикуляции и характеристика звука

- С каким звуком мы называли слова в самом начале нашего занятия?

- Расскажите о том, какой звук И?

- Поется голосом, тянется – гласный.

- Звук И гласный, его можно пропеть, когда мы его произносим, воздух свободно выходит изо рта, не встречая никаких преград.

- Каким цветом обозначается звук И?

Длительно произносят И  хором и индивидуально, педагог наблюдает за положением артикуляционных органов, за воздушной струей, голосом. Дети выражают собственные суждения, анализируя звук И по предложенным планам.

- Педагог показывает условное обозначение буквы Ия. Используя конструктор и красный квадрат.

4. Развитие фонематических процессов, синтеза

 Игра «Эхо»

- Вам надо будет повторить за мной гласные звуки, отгадать сколько звуков я произнесла и назвать их.

ИАУ, УИА, АИУ, ИАУ, ИУА, УОИ, АИО, ИОА.

Звуковой анализ ИАУ, УИА, АУИ

- Сколько звуков в звукосочетании  ИАУ?  (3).

- Какой первый звук?  (И).

- Какой последний звук?  (У).

- Какой звук посередине? (А).

-А теперь под  соответсвующим звуком присоедините цепочку из букв, которыми обозначаются эти звуки.

По цепочке утрированно повторяют звукосочетания за педагогом.

 

Педагог предлагает детали Логопедического сундучка, дети собирают из конструктора звуковую цепочку из звуков

 

5. Физминутка

«Буратино».

Буратино потянулся – раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел – видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать – надо на носочки встать.

- Какие слова со звуком И встретилось нам в этом стихотворении? – Буратино, ключик.

-Где спрятался звук И в этих словах? – В середине слова.

Дети  и педагог стоят свободно и выполняют соответствующие движения.

6. Развитие грамматического строя речи

Игра с мячом «Эхо»  – подвижная дидактическая игра

- Ребята, я буду вам кидать мяч и называть предмет, когда он один (в единственном числе), а вы должны сказать слово, обозначающее эти предметы, когда их много.

Поиграем мы немного,

Был один, а стало много.

Слова:

дыня – дыни                мак – маки               паук - пауки

муха – мухи                петух – петухи         дом - дома

нога – ноги                  улитка – улитки        лебедь - лебеди

конь – кони                    утка – утки               индюк - индюки

книга – книги                утюг – утюги            линейка - линейки

окно – окна                   утенок – утята          калитка – калитки

сапог-сапоги                  носок-носки            чулок-чулки

замок-замки                  комок=комки            мелок-мелки

песок-пески

После физминутки дети остаются на коврике и встают в кружок, в центре которого стоит педагог

7. Подготовка руки в письму

- Возьмите карандаш и покрутите его между ладошек. Сожмите крепко карандаш в левой руке, потом  - в правой. Встряхните пальчики.

Дети выполняют действия с карандашом

8. Закрепление образа буквы

Игра «Найди все буквы»

- Ребята, теперь я вам раздам карточки, нужно найти и заштриховать все буквы И.

- А каким цветом мы будем раскрашивать букву И?   - Красным.

- А почему? – Потому что это гласная буква.

img071

- А теперь давайте напишем 2 строчки буквы И красиво и правильно

img071 - копия

 - Соберите букву И из деталей конструктора по образцу.

Выполняют задание на карточке, сидя за столами.

Дети рассматривают карточку, и закрашивают букву И красным карандашом.

Дети прописываю букву И на карточках

Дети делятся поровну и каждая микрогруппа собирает вместе одну букву И.

9. Развитие связной речи

- Составьте, пожалуйста, небольшой рассказ об изменениях в одежде осенью по картине

Педагог прикрепляет иллюстрацию на доску и дети по желанию составляют небольшой рассказ. Педагог контролирует ответы детей полными предложениями и, по необходимости, помогает наводящими вопросами

10.Анализ, рефлексия. Итог занятия

- С каким звуком мы сегодня поработали? Какой он?

- Какой буквой обозначается?

- Что на занятии вам понравилось?

- Как оцениваете свою работу?

 - До свидания.

Дети отвечают на вопросы и каждый дает оценку своей деятельности на занятии. Педагог контролирует ответы ребенка полными предложениями.

D:\20-21 уч.г\Публикации\тико в обучении грамоте\фото\20201007_092228.jpg

D:\20-21 уч.г\Публикации\тико в обучении грамоте\фото\20201007_091242.jpgD:\20-21 уч.г\Публикации\тико в обучении грамоте\фото\20201007_091244.jpgD:\20-21 уч.г\Публикации\тико в обучении грамоте\фото\20201007_091956.jpg

D:\20-21 уч.г\Публикации\тико в обучении грамоте\фото\20201007_090556.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей

Статья из опыта работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи «ПИШИ - ЧИТАЙКА» на 2014 -2015 учебный год.

Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы по обучению грамоте детей с нарушением речи на основе  взаимодействия логопеда, ребёнка и родителей детей. Помимо зада...

Конспект коррекционно – развивающего занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР (подготовительная к школе группа).

Конспект коррекционно – развивающего занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР (подготовительная к школе группа)....

Конспект коррекционно - развивающего занятия по обучению грамоте: "Звуки К, КЬ.Буква К"

Конспект коррекционно - развивающего занятия по обучению грамоте, которое проводится  в рамках лексической темы недели: Лето. Насекомые. Цветы на лугу. Занятие   с подгруппой детей, 6-г...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по обучению грамоте в старшей группе «Забавные зайчата на лесной опушке»

Детям трудно знакомится со звукми и буквами. Поэтому всё занятие играем. Мальчики и девочки становятся участниками сказки....

Конструкт НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми 6-7 лет. «Знакомство с буквой "ь" и буквой "ъ"»

Возрастная группа: дети седьмого года жизниФорма работы с детьми: коммуникативнаяФорма организации: групповая/подгрупповая...