Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности "Путешествие в город Красивой речи"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Киселёва Элла Анатольевна

Конспект предназначен для детей 6-7 лет. Цели занятия направлены на закрепление представлений   ребенка о себе, строении человеческого тела и функций его отдельных частей, знание временной (возрастной) и пространственной (телесной) ориентации и координации движений, развитие диалогической речи. Игры и упражнения способствуют закреплению умений детей в подборе признаков предметов, согласовании их с существительным, употреблении синонимов и антонимов к прилагательным, развитию внимания, памяти, мышления, воспитанию гуманных чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

в подготовительной группе компенсирующей направленности

                                 «Путешествие в город Красивой речи».

Подготовил:

учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14

Киселева Э.А.

ЦЕЛИ:

- Закреплять представления о себе, строении человеческого тела и функций его отдельных частей.

- Формирование временной (возрастной) и пространственной (телесной) ориентации и координации движений.

- Развитие диалогической речи.

- Упражнение в подборе признаков предметов, согласовании их с существительным, употреблении синонимов и антонимов к прилагательным.

- Знакомство с многозначностью слов.

- Развитие внимания, памяти, мышления.

- Развитие интонационно- методических компонентов речи.

- Осознание своего «Я», уверенности в себе и своих способностях; воспитание гуманных чувств.

ОСНАЩЕНИЕ:

1. Карта города Красивой речи и накладные условные значки для неё.

2. Детали для аппликации «Буратино» (из цветного картона).

3. Набор игрушек (кукла, мишка, клоун, Буратино, лиса, белка).

4. «Волшебные очки».

5. Макет дерева с фотографиями детей на нём.

6. Игрушка – дергунчик Шалтай-Болтай.

7. Индивидуальные зеркала.

8. Карта для игр «Подбери картинку и назови слово».

Организационный момент

Логопед. Ребята! У меня для вас есть сюрприз. Посмотрите, это очень ценная и редкая карта города Красивой речи. Но вся беда в том, что она попала под дождь и почти все условные знаки на ней стёрлись и размылись. Музейные работники просят вашей помощи: нужно восстановить карту, ведь очень многие дети хотят побывать в городе Красивой речи, а путешествовать без карты-путеводителя не всегда удобно и даже опасно. Поможем? Нам придётся самим изучить все места, дороги, чтобы потом правильно разместить значки на карте. Готовы? Вспомним наше заветное правило:

               Каждый день всегда, везде

               На занятиях, в игре

               Громко, чётко говорим,

               Никогда мы не спешим.

Основная часть

Логопед. В городе Красивой речи вас ожидают интересные игры и рассказы. И я надеюсь, что ваши

Ответы будут чёткими, выразительными и без ошибок. Удачи вам!

Игра «Гномики».

Логопед. А чудеса уже начались. Посмотрите, перед нами маленький волшебник.

(В роли волшебника выступает один ребёнок).

Волшебник. Здравствуйте ребята! Вы попали в Гномию. И все предметы, которые я задеваю волшебной палочкой, превращаются в маленькие, и называем мы их ласково. Смотрите: была Маша – стала Машенька, была у неё голова, а стала головка, были руки – стали ручки, были ноги -  стали ножки. Были кати – стали Катеньки. Были Саши – стали Сашеньки. Было дерево – стало – деревце, была дорога – стала дорожка. Счастливого пути, ребята!

(дети повторяют слова за волшебником).

Слоговая дорожка. Работа над просодией.

Логопед. Дети, дорожка эта не простая, а слоговая.

Дети (дружно). Спят лу-га, спят ле-са, па-ла све-жая ро-са.

(дети, шагая по дорожке, прохлопывают и протопывают ритм).

Пальчиковая гимнастика.

Логопед. Вот мы подошли к высокой городской стене, а на воротах висит замок. Попробуем открыть?

(на стене висит картинка. Дети выполняют упражнение «Замок»)

Дети.

     На стене висит замок,

     Кто его открыть бы смог?

     Потянули, покрутили,

     Постучали и – открыли.

Работа над голосом, координация речи с движением.

Логопед. А кто это на городской стене вертится и озорничает? Вы знаете эту историю? Расскажите!

Дети (инсценируют стих. «Шалтай-Болтай)

     Шалтай – Болтай сидел на стене.        (Радостно, громко)

     Шалтай – болтай свалился в сне.           (Удивленно)

     Вся королевская конница,

     Вся королевская рать                           (Торжественно, гордо)

     Не могут Шалтая, не могут Болтая,

     Шалтая - Болтая собрать                      (Печально)

Коллективная аппликация «Буратино»

Логопед. Ребята, поможем Шалтаю – Болтаю , соберём его по частям?

(Дети собирают и прикрепляют детали картонной куклы на панно, объясняют назначение частей тела. Логопед прикрепляет колпачок, заменяет носик на длинный носище – кукла неожиданно превращается в Буратино.

     У Буратино пышная причёска,

     Ему всегда нужна расчёска.

- Какой получился у нас Буратино?

- Озорной, забавный, игривый.

Упражнение «Отгадай загадки».

Логопед. На что похож нос у Буратино? Вот вам подсказка-загадка:

      Маленького роста я,

      Тонкая и острая,

      Носом путь себе ищу,

      За собою хвост тащу.  (Игла)

- Что у них схожего?

Дети отвечают.

Игра «Скажи иначе». Подбор синонимов к прилагательным.

Логопед. У Буратино много друзей, потому что он добрый, общительный, дружелюбный. Да вот и его друзья.

(На столе игрушки: клоун, лиса, кукла, заяц, мишка, белка).

- Дети, расскажите, какой клоун?  (ответы детей)

Подбор антонимов.

Логопед. У Буратино есть волшебные очки. Кто их надевает, все видит наоборот, как в кривом зеркале. Давайте попробуем! (Надевает очки) Ой,  какой грустный клоун. (Снимает очки). А на самом деле он смешной и весёлый . Какими стали мишка, клоун?

Ответы детей.

- Давайте поскорее снимем эти коварные очки, ведь на самом деле игрушки, хозяева города, - очень приветливые, добрые, милые.

Игры на развитии внимания, памяти.

(Логопед поочерёдно убирает одну из игрушек со стола)

- Глаза все дружно закрывайте,

  Кого не стало, угадайте!

Ответы детей.

- Теперь зажмурясь, 1-2-3,

   Игрушки по порядку назови!

Ответы.

Словообразование. Сравнительная степень прилагательных

Логопед. Буратино с длинным носом – он какой?

- Длинноносый.

- Кукла с голубыми глазами – какая? Мальчик с карими глазами – какой?

Ответы.

- А теперь сравните: у куклы длинные волосы, а у Кати длиннее. Попробуйте сами: кукла красивая, а Катя - …

- Красивее и т.д.

Многозначность слова.

Логопед. Живут в городе Красивой речи удивительные слова, каждое из которых в одиночку может называть много различных предметов. Что может означать слово ножки у малыша, у кровати, у грибов и т.д. Объясните разницу в словах.

(Дети отвечают. Затем логопед предлагает карточки с изображением различных предметов. На обороте карточки – правильный ответ).

- Найдите на карточке нужную картинку и назовите слово. Что относится к человеку: малярная кисть, кисть винограда, кисть руки.

Физкультминутка

(звучит весёлая музыка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

 Буратино. (ребёнок в колпачке)

А сейчас все по порядку

Встаньте дружно на зарядку!

Руки в сторону, согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их и оглянулись:

Через правое плечо, через левое ещё.

Дружно присели, пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Беседа по фотографии. Развитие диалогической речи

Логопед. Ребята, вы помните, у Буратино была золотая монетка, он посадил её, и здесь, на поле в городе Красивой речи выросло необычное дерево, а на ветках – странные фотографии. Давайте посмотрим, чьи они.

(дети снимают с дерева свои фотографии, рассматривают их за столами.)

Буратино утверждает, что все дети на фотографиях очень похожи друг на друга и их невозможно различить. Докажем ему, что это не так?

Давай научимся сравненью

Тебя с твоим изображеньем.

Вот зеркало. Там образ твой?

Потряси-ка головой.

Трясётся так же или нет?

Не торопись нам дать ответ.

Возьми ещё вот это фото

И расскажи подробно, кто ты.

- Назови себя (своё полное имя и фамилию)

- Как ласково тебя называют в семье? Почему?

- Посмотри на себя в зеркало и сравни с фото. Что похоже и на фото? Какие различия заметны?

- Кто и где фотографировал тебя? Какое было у тебя настроение? Почему?

- На кого ты похож?

- Чем ты отличаешься от других детей? Что в тебе особенного?

- Какое у тебя настроение на фото?

             Глазки весело глядят

             Или слёзы лить хотят?

- Сравни на фото:

             В зеркале такая ты

             Или что-то из мечты –

             И румяней, и белее?

             Расскажи нам посмелее.

             Здесь на фото ты иль мама

             Стала маленькою самой

- Где ты выглядишь старше, в зеркале или на фото?

              А куда девались зубки

              Молча спрятались за зубки?

              Круглое твоё лицо

              Или формой, как яйцо?

              Длинный нос у Буратино,

              А твой носик – как картина.

- Чем ты не похож на других ребят?

А теперь сам Буратино хочет взять у вас интервью.

(Буратино разговаривает с каждым из детей про их фото)

- Спасибо, ребята. Теперь Буратино понял, что

              У всех есть мама, папа.

               И вы похожи как две капли,

               Но спутать вас никак нельзя,

               Ведь вы все разные друзья.

Итог занятия.

Пришла пора прощаться с городом. Но мы не раз ещё можем туда вернуться, ведь у нас есть карта  и мы можем смело заполнить её. Где мы с вами побывали? (дети наклеивают усл. обозначения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В ГОРОДЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»

ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В ГОРОДЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности: «Волшебная школа медвежонка Барни»

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности: «Волшебная школа медвежонка Барни»Коррекционно – образовательные цели:- Закрепление представлений о диких животных;- Уточнение...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. ТЕМА: «В ГОСТИ К ОСЕНИ».

Формирование знаний детей об изменениях в живой и неживой природе осенью, обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Москва-город герой, Москва-город героев».

Конспект занятия в подготовительной группена тему:«Москва-город герой, Москва-город героев».Задачи:-нравственное воспитание:- воспитывать уважительное отношение и любовь к родному городу;-воспитывать ...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматического строя речи и связной и связной речи на тему: «Наш дом» учителя-логопеда МБДОУ д/с № 31 Фадеева Я.А.

Конспект занятия в подготовительной группекомпенсирующей направленности по развитию лексико-грамматического строя речи и связнойи связной речи на тему: «Наш дом» учителя-логопеда МБДОУ д/с...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания о почве....