Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Космическое путешествие на ракете»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тема: Автоматизация звука (Р) в словах (в начале, в середине, в конце слова), в предложениях.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Космическое путешествие на ракете»

Тема: Автоматизация звука (Р) в словах (в начале, в середине, в конце слова), в предложениях.
Цель:
 формировать практические умения и навыки пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. 
Задачи: 
Коррекционно-образовательная: 
-уточнять правильное произношение звука (Р) в  словах; 
Коррекционно-развивающая: 
-развивать фонематические процессы через упражнения в определении места звука в словах, закреплять навыки звукового анализа и синтеза; 
-развитие дыхания; 
-развитие грамматического строя речи; 
-развивать мыслительные операции. 
Коррекционно-воспитательная: 
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям через применение игровых приёмов. 
Тип занятия: закрепление и систематизация полученных знаний и умений. 
Оборудование: демонстрационное: карточки, игрушка Командора.
Раздаточное оборудование: карточки,  картинки, звездочки 
Форма организации: фронтальная. 
Методы и приёмы: словесные, практические, демонстрационные; игровая ситуация; игровые упражнения. 
Формы, способы и средства результативности обучения: устный ответ,  индивидуальный опрос, работа по карточкам и картинкам. 
Педагогические технологии: 
- игровые технологии; 
- здоровьесберегающие технологии;

Сюжетно-игровая основа: «Космическое путешествие на ракете»
1.Организующий момент. Приветствие.

Логопед: - Здравствуйте ребята. Сегодня нас ждет много интересного. Мы с вами отправимся в путешествие, но не простое, а космическое и наш детский сад превратится на один день в космодром.

2. Ход занятия.

Логопед: - Сегодня продолжим работу со звуком (Р). 
Мы с вами отправимся в небольшое путешествие на ракете. Чтобы мы с вами не заблудились в космосе, нас будет сопровождать космический Командор. Поприветствуем его. Наш Командор хочет проверить, что вы знаете о космосе. И задаст вам несколько вопросов:

Командор: - На чем мы полетим в космос?... (На ракете)
- Какой первый звук в слове «ракета»? (Р)
- Кто управляет ракетой в космосе? (Космонавт-Командор)
- Какой последний звук в слове «командир»? (Р)
За правильный ответ вы получите от Командора  космические звездочки.

3.Подготовка к космическому путешествию. 
Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков.

Командор: - Чтобы язычок был сильным и чётко произносил  звук (Р), выполним артикуляционную гимнастику для языка).

Упражнение «Звездная лопатка» (широко открываем рот. Кладем язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд и повторяем упражнение 3 раза)

Упражнение «Космическая чашечка» (широко открываем рот. Кладем язычок на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Повторяем упражнение 3 раза)

Упражнение «Чьи зубы чище» (Приоткрыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны. Повторим 3 раза)

Упражнение «Созвездие лошадка» (Улыбнуться. \Открыть рот, поднять язык вверх, присосать к верхнему небу кончик языка. Щелкать языком. Выполнять 3 раза)

4. Дыхательные упражнения «Фокус со звездочками»

Логопед: - Полученные вами звездочки за правильные ответы, вы кладете на ладонь, вдыхаем через нос, делаем губы «трубочкой» и выдыхаем через рот и сдуваем звездочки. 

Командор: - Молодцы ребята.

Логопед: - Ну что ребята, пора отправляться  в космическое путешествие к родной планете Командора, где все «рррычат», а по пути будем пролетать разные планеты и узнаем много интересного.

5. Развитие фонематического слуха

Логопед: Первая планета, которую мы пролетаем - «Внимательные ушки»

- Если услышите звук (Р) в ряду звуков, то поднимаем руки вверх:

-ТРВРРНПДРНРРКР

- Если услышите звук (Р) в слогах, то топаем ногами:

-КА-РУ-ПО-ДЫ-РА-РО-НУ-РЫ-РА…

- Если услышите звук (Р) в словах, то приседаем на корточки:

-руки        розы         тучка       дом

 Рама        рыба         ручка       рак

 Козы        коса         лук           мак

Командор: - Молодцы ребята, вы получаете еще звездочки.
6. Автоматизация звука (Р) в словах.

 Логопед: - Наше путешествие по планетам продолжается.

Автоматизация звука (Р) в начале слова.

Планета «Один – много» (цель: согласование числительных с существительными)

Логопед: - Выберите по 2 картинки, которые вам нравятся.

(Например: один рак – много раков и т.д. Слова: рама, ракета, радуга, роза, рыба, робот, ручка, рубашка)

 Командор: - Летим на ракете дальше.

 Автоматизация звука (Р) в конце слова.

Планета «Назови ласково» (цель: упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов)

Логопед: - Выберите по 2 картинки, которые вам нравятся.

(Например: мотор – моторчик и т.д. Слова: шнур, кефир, сыр, помидор, мухомор, самовар).

Командор: - Как замечательно у вас всё получилось.

Логопед: -Мы прилетели на планету «Ловкие пальчики».

Пальчиковая гимнастика:  «Космонавт»    (Проводит логопед)

В темном небе звёзды светят (Сжимают и разжимают кулачки)

Космонавт летит в ракете (Ладони соединены под острым углом)

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит (Указательными и большим пальцем делают             «очки» возле глаз)

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря. (Загибаем по одному пальцу)

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной. (Ладонями изображают шар)

Логопед: - Путешествие на космической ракете продолжается.

Автоматизация звука (Р) в середине слова.

Планета «Пять пальчиков» (цель: согласование числительных с существительными)

Логопед: - Выберите по 2 картинки, которые вам нравятся.

(Например: 1 подарок, 2 подарка…5 подарков и т.д. Слова: коробка, корова, барабан, паровоз, корона, горох, кукуруза).

7.  Определение  место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). Деление слов на слоги.

Логопед: - Прилетели на любимую планету Командора, где все рррычат.  Где ваши картинки, которые вы насобирал на планетах во время путешествия? (определение  место звука (Р) в слове, деление слов на слоги).

Командор: - Чтобы погулять по моей планете, нужно порычать: РРРРРРР. Давайте все вместе. Молодцы, ребята.

8. Итог. 

Логопед: - Вот и завершилось наше космическое путешествие. Что вам запомнилось в нашем путешествии. (ответы детей).

- На какой планете было интереснее всего?  (ответы детей).

- А на какой возникли трудности? (ответы детей)

 Командор: - Вы были молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать, но мне пора с вами прощаться. Давайте с вами подбросим вверх звездочки, заработанные вами за правильные ответы и устроим звездопад.
Используемая литература:

Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017»

Нищева Н.В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков (Р) и (Р*). - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.»

Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику /Т.А. Ткаченко; ил. Е. Нитылкиной. – М.: Эксмо, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Весенние цветы. Звук Ц"

В приложенном файле представлен конспект занятия в подготовительной логопедической группе. В конспекте прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия. Занятие проходило в увлекательной динамичной ...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Инсценировка сказки "Где мой домик?"

Увлекательное занятие, которое провожу уже несколько лет в подготовительных логопедических группах. Дети с большим удовольствием разыгрывают сказку, имитируя поведение, голоса лесных зверей. Очень сов...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Звук и буква Жж. Семья."

Заключительное занятие по звуку и букве Ж в подготовительной логопедической группе на лексическом материале темы "Семья"....

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [к]-[г]»

В процессе занятия реализуются следующие задачи:Учить слухо-произносительной дифференциации звуков, фонематического слуха, восприятия;Закрепление знаний о механизме организации звуков [к]-[г]  и ...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Перелетные птицы»

В данном констпекте идутт задания и игры  по теме «Перелетные птицы»....