Конспект логопедического занятия "Путешествие в Страну Зеркал"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мутовина Оксана Викторовна

Конспект логопедического занятия "Путешествие в Страну Зеркал"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.1

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие.

1.2

Вид деятельности детей

Игровая, коммуникативная, самообслуживание, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная,  восприятие художественной литературы , конструирование, творческая активность, двигательная активность

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Путешествие в страну Зеркал»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Наглядные (показ), словесные (рассказ, беседа), практические (упражнения), игровые (дидактические игры, подвижные игры, упражнения-имитации)

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

4.

Возрастная группа:

Старшая

5.

Цель:

-Развитие связной речи,

- совершенствование грамматического строя речи,

- уточнение и расширение словарного запаса,

-развитие фонематического слуха,

-подготовка детей к обучению грамоте

6.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:   Закрепление полученных знаний и навыков: дифференциация гласных и согласных звуков, твердых - мягких; согласовании слов в предложении; развитие навыков звукового анализа слов; составление простых предложений; определение понятий: звук, слог, слово; активизация словаря по темам: рыбы и др. дифференциация звуков [З], [Ж]; образование  существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами; употребление  предлогов.

6.1

Коррекционно-развивающие:  Развитие фонематических представлений, диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, логического мышления;

закрепление правильного произношения звуков в различных речевых структурах; развитие общей и артикуляционной моторики; тактильной чувствительности.

6.2

Коррекционно-воспитательные:    Воспитание   самоконтроля   через слуховой, зрительный, кинестетический и тактильно - вибрационный контроль;

воспитание мотивационной направленности на получение качественного результата; воспитание чувства ответственности за тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

7.

Планируемые результаты:

7.1

Сформированы представления по темам: «Рыбы»

7.2

Способен самостоятельно употреблять имена существительные в косвенных падежах, использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы в именах существительных, выделять звуки в словах, давать характеристику звукам.

7.3

Испытывает потребность в выражении своих  мыслей и желаний

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Ноутбук, видео письмо, зеркала индивидуальные, зеркальный клубок, дудочка, конверт, сундук,  осколки,  рама для большого зеркала, маленькие зеркала  с  наклеенными разными  материалами  с обратной стороны зеркала, зеркальное дерево, овощи с буквами, фрукты,  аквариум, рыбы из разных материалов (бумажная, пластмассовая, металлическая, стеклянная, паролоновая, деревянная и т.д.), магнитофон, музыкальное сопровождение, аудиописьмо с записью голоса зеркала, интерактивная доска,  интерактивная игра «Помощь на пожаре».

Оборудование сенсорной комнаты: зеркальное панно, фибероптические волокна, зеркальный куб, сухой дождь, пузырьковая колонна, зеркальный шар.

 

9

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Разучивание пальчиковой гимнастики, проговаривание чистоговорок.

 

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

        

Дети: Оксана Викторовна, зачем Вам ноутбук? Что мы сегодня будем делать?

Логопед: Мы будем играть. Я приготовила для вас интересную игру.

Логопед: Ой, что это такое? Не пойму, ноутбук сломался?  

Логопед  заходит в группу с ноутбуком, дети подходят к нему.

Логопед изображает, что не может включить игру 

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

И в это время демонстрируется фрагмент из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и слышится голос зеркала

 

Запись на диске: "Здравствуйте дети! Злой волшебник  разбил главное зеркало страны Зеркал. Соберите осколки, сложите разбитое зеркало, чтобы оно помогло жителям правильно говорить все звуки.» 

Дети прослушивают запись

1.2

Мотивация деятельности детей

Логопед: Ребята,  в какой стране произошла  беда?  Что же случилось?    

Вы хотите помочь жителям страны Зеркал? Как мы можем им помочь?  Что для этого надо сделать?

 Варианты детей.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

И из всех вариантов выбран один:  отправиться в страну Зеркал и сложить разбитое зеркало.

Логопед предлагает детям придумать свой способ

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Развитие артикуляционной моторики (биэнергопластика)

Логопед: Тогда давайте перед дальней дорогой потренируемся.   Вставайте в кружочек выполним  упражнения:

Раз - скорее улыбнулись. (Ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.)

Два – язык опустим вниз. (Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении.Движение ладони вниз.)

Три – язык наверх потянем.        

(Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.)

На четыре – позеваем.

(Ладонь собрана в щепоть, открываем и закрываем пальчики.)

Пять – варенье облизать.(Ладонь в форме «чашечки».Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.)

Шесть – по небу постучать. (Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.)

Семь – лошадка скачет звонко.        (Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.)

Восемь – гриб на ножке тонкой.        (Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.)

Девять – можно поболтать        (Четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному.Четыре пальца производят быстрые движения вверх-вниз.)

Десять – нужно отдыхать.   (Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.)

Логопед: Но вот мы и готовы отправиться в путешествие. Но как же мы попадем в страну Зеркал?  Может нам какие-то волшебные слова помогут. Какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей)

Логопед: Давайте попробуем сказать:

«Крекс, фекс, пекс.”

 Крибли, крабли, бумс

Логопед: Помогли нам волшебные слова? Что же делать?  Ребята,  а если это страна Зеркал, значит чего там много? (зеркал) А может нам помогут наши зеркала, с которыми мы всегда занимаемся?  

 

Диференциация звуков [З], [Ж]

Логопед: Смотрите в зеркала, давайте вместе скажем слова:

                    « В зеркале   отражусь и в стране Зеркал я окажусь»

Логопед: Молодцы. А теперь эти слова произнесет Вика.

Какой звук встречается чаще других? (з`)

Расскажи про этот звук? (согласный  мягкий).

Егор, преврати этот звук в твердый. (з)

Где находится язычок, когда мы произносим этот звук? (внизу)

Давайте вместе произнесем этот звук: з- з-з.

Помните губы у нас в улыбке, зубки заборчиком, язычок внизу и сильно дуем: з-з-з!

Логопед: Молодцы. Егор произнеси еще раз волшебные слова, а вы послушайте какой еще звук мы часто слышим? (звук Ж)

Богдан, расскажи, что ты знаешь про этот звук. (согласный твердый)

Может быть мягким? (нет)

Где находится язычок, когда мы произносим этот звук? (вверху)

Логопед: Давайте вместе произнесем этот звук. Помните: губки рупором, зубки приоткрыты язычок вверху «чашечкой» и дуем: ж-ж-ж!

Логопед: Молодцы! Вы все старались. Все сказали правильно. Ой, что это такое? Да, это зеркальный клубок, который выпал из моего зеркала. Он хочет нам показать дорогу в страну Зеркал.

Логопед: Ну, клубочек помоги

                Путь  дорогу покажи

 Логопед: Ребята, посмотрите какая красивая дверь, она как большое зеркало. Вам не кажется, что она ведет в страну зеркал, и клубочек остановился. Давайте попробуем ее открыть. Что такое дверь закрыта. (дергает за ручку)  Может вы попробуете?

Логопед: Ребята, дверь та непростая, она волшебная и так просто  не откроется. Посмотрите, что мы видим на двери?

Дети: буквы

Логопед: На двери буквы и два пустых прямоугольника. Как вы думаете в каком из этих прямоугольников будут жить буквы. Как их можно расселить?

   

Логопед: Молодцы. Если мы правильно выполнили задание, дверь обязательно откроется. Давайте посмотрим!

Логопед: Двери открываются,

                Путешествие начинается!

Логопед: Ребята,  куда мы с вами попали?  (в страну зеркал). Посмотрите, как здесь красиво.   А как вы думаете, почему эта страна Зеркал? Да, эта страна состоит из зеркал.  Значит и все предметы в этой стране, какие? (зеркальные) .

Давайте хором произнесем это слово: зеркальные.

Логопед: Ребята, а вы не забыли, что мы должны найти осколки, чтобы собрать разбитое зеркало.

Речевая разминка. Проговаривание чистоговорок.

Логопед: Посмотрите,  а вот и осколок, который нам нужен. Давайте попробуем его взять  

 Логопед: не отдает зеркало нам осколок. Чтобы получить осколок мы должны сказать заклинание волшебное.  Смотрите в зеркало и произносите  все звуки четко и правильно:

Запомни - повтори заклинание проговори!

(дети сначала произносят хором, затем индивидуально)

Са-са-са – в сказке всегда чудеса

Шо-шо-шо – нам здесь хорошо

  Ра-ра-ра – отправляться нам пора

Логопед: Молодцы! Вы все старались! Зеркало, ты слышало, как дети говорили все звуки правильно и чисто. Дай нам осколок.

 Логопед: Вот и первый осколок. Ребята, посмотрите, какой он? (зеркальный, хрупкий и т.д.) . Он хрупкий и обращаться с ним надо осторожно. Куда мы его положим?  Кто же понесет конверт с осколками? Кто справится с таким сложным заданием?

Логопед: А куда же мы отправимся дальше? Ребята, смотрите, волшебная дудочка может она нам поможет?

Логопед: Музыка остановилась. Ребята, а это что такое какой-то зеркальный дом. Давайте откроем двери и посмотрим, что там.

Упражнение с фибероптическими волокнами

Ребята, смотрите какие волшебные нити. Потрогайте их. Они какие на ощупь?(мягкие)

Какого цвета эти нити? (зеленого, синего, красного и т.д.)

Они все разного цвета значит, как можно сказать они какие? (разноцветные)

Давайте хором произнесем это слово: разноцветные

Посмотрите как много этих нитей и они похожи на занавеску, за которой находится зеркало. Посмотрите, цвет некоторых нитей похож  на цвет, которым мы обозначаем звуки.

Логопед: Вика назови любой  гласный звук и возьми нить нужного цвета.

Назови какие ты еще знаешь гласные звуки и возьми нити нужного цвета

Вика: А, О, И, У, Ы (берет нити красного цвета)

Логопед: Оля назови согласные  звуки и выбери  нити нужного цвета

Оля: Б, М, Н, Т, и т.д.

Логопед: А сейчас я буду называть звуки, а Богдан возьми  нити нужного цвета Логопед: Вика и Кирилл возьмите пучок волшебных нитей в правую руку.  Правой  рукой держите внизу пучок, пальчиками левой руки обхватите этот пучок выше, перехватывайте пучок  по очереди левой, правой рукой . Молодцы! Пальцы хорошо работают.  Поменяйте руки и вновь выполните это упражнение.

Индивидуальная работа с детьми:

Задания повышенного уровня (Богдан Л., Степан Б., Егор К, Милана Ж.): выполняют задание с согласными звуками.

Задания мини-уровня  ( Вика Ш, Оля Т, Лев М. Паша Р.): выполняют задание с гласными звуками

Логопед: Молодцы! Вы все выполнили правильно.  Вика попроси осколок.

Ребенок: домик дай нам осколок!

Логопед: Не отдает зеркало.  Может нам надо добавить вежливое слово

Ребенок: Домик дай нам, пожалуйста, осколок

Логопед: А нам пора отправляться дальше по стране зеркал, а поможет нам наша дудочка.

Логопед: Посмотрите, что это стоит? (Зеркальный сундучок). Ох, ребята, непростой сундучок, а волшебный и  так просто он не откроется .  

Логопед: Давайте произнесем волшебные слова, а помогут нам наши пальцы.

Пальчиковая гимнастика.

Начинаем колдовать,

Сундучок наш открывать.

Хоть замочек очень крепкий,

Металлический и цепкий,

Мы его сперва покрутим,

А потом два раза дунем.

Покачаем – 1,2,3.

Сундучок нам отомкни.

Логопед: Ну-ка сундучок покажи,  что у тебя внутри!

Вот и сундучок открылся. А какие красивые зеркала в нем лежат (показываю детям). Возьмите каждый по зеркалу.

Логопед: Скажите, зеркало оно какое  по размеру? (маленькое)

 Какое на ощупь? (гладкое, холодное, скользкое  и т.д.)

Давайте улыбнемся в зеркало: как лягушки тянем ротик прямо к ушкам.

( артикуляционное упражнение «Улыбка»)

А теперь посмотрите, в гости к нам пришел слоненок удивительный ребенок

(артикуляционное упражнение «Хоботок»)

Логопед: Давайте заморозим зеркало, что для этого нам надо сделать?

Губы в улыбке, зубки заборчиком, язычок внизу и сильно дуем: с-с-с.

Логопед: А теперь согреем зеркало, что для этого сделаем:

Губы рупором, язычок «чашечкой» вверху и сильно дуем: ш-ш-ш.

Согрелось? Как вы догадались? Что  с ним произошло ? ( оно запотело)

Упражнение на развитие тактильной чувствительности.

Логопед: Ребята, переверните свои зеркала, посмотрите на свое зеркало и зеркало своего друга и скажите мне все ли зеркала одинаковые? Потрогайте они какие?

Егор. У тебя зеркало, какое на ощупь? (мягкое)

А у тебя Рания? (шероховатое, шершавое)

Логопед: Давайте вместе повторим это слово: шероховатое

Логопед: Поменяйтесь зеркалами друг с другом, потрогайте какие они все разные. Молодцы! Может теперь нам сундучок отдаст осколок? Кирилл Попроси осколок у сундучка.

Ребенок: Сундучок отдай нам осколок

 Логопед: В стране Зеркал все необычное. А вы хотите превратиться в зеркала?

Физминутка «Зеркало»

Будь зеркальным отраженьем,

     Повторяй мои движения-

    Раз, два, три-

    И снова повтори!

  Логопед играет роль зеркала, в которое смотрят дети. Они должны

- повернуться вправо, влево;

- постоять на носочках;

- постоять, попеременно поднимая над головой левую и правую руку с разомкнутыми пальцами;

-  постоять, обнимая себя за шею, то левой, то правой рукой.

 

Логопед: Молодцы!  Вы были похожи на настоящие зеркала! Наша дудочка зовет нас дальше в путешествие по стране Зеркал.

Логопед: В стране Зеркал все необычное и дождик тоже необычный, он сухой. Пройдите каждый под дождиком, чтобы дождинка необычного дождя коснулась каждого из вас. Замочил вас дождик? (нет) Потому что он ласковый, добрый , приятный.

Логопед предлагает  образовать круг.

Дети выполняют задание

Дети берут зеркала

Дети выполняют задание

Логопед роняет зеркальный клубок на пол

Логопед бросает

клубок, дети идут за клубком, доходят до двери, она оформлена в виде зеркала, на самой двери наклеены буквы.

Дети пробуют открыть дверь, не получается.

Дети распределяют буквы на гласные и согласные в два

прямоугольника.

Логопед пробует

открыть дверь, она открывается и дети заходят в зал, где выключен свет, сверкают фонарики, играет сказочная музыка.

Логопед пробует взять осколок.

Дети выполняют

задание.

Звучит музыка, дети получают осколок 1 осколок.

Дети находят конверт, кладут туда осколок и решают кто же понесет конверт.

Логопед дует в дудочку, звучит музыка дети идут под музыку.

Логопед и дети открывают дверцу.

Дети выполняют задание.

Логопед называет звуки, ребенок берет нити соответствующего цвета.

Дети выполняют упражнение.

Звучит музыка, дети получают 2 осколок.

Логопед дует в дудочку.

Дети выполняют упражнение.

Дети рассматривают зеркала.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют задание

Звучит музыка, дети получают 3 осколок

Под музыку логопед показывает движения – дети отображают их

Логопед берет дудочку, дует.

Дети выполняют задание.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Упражнение «Определи, плавает или тонет»

Логопед: Нам пора отправляться дальше по стране Зеркал. Вот уже и дудочка нас зовет. (логопед дует в дудочку, дети идут вслед за логопедом, подходят к колоне)

Логопед: Это что такое?

                Это дом не деревянный,

               Не из камня этот дом,

               Он прозрачный, он стеклянный

               Нету номера на нем

               

Логопед: Что это за дом? (аквариум)

Логопед: Посмотрите, в стране Зеркал есть кусочек водного царства, где живут рыбы. Если рыбы живут в аквариуме, значит, они какие? (аквариумные)

Логопед: А если рыбы живут в море, значит, они какие? (морские)

Логопед: В морях и океанах водятся самые разные рыбы; одни приспосабливаются жить ближе к поверхности воды, другие в глубине, а некоторые прячутся на дне и отыскать их очень трудно.

Логопед: Посмотрите перед вами лежат рыбы, выберите себе по одной рыбке. Вы хотели бы узнать, где будет жить ваша рыбка на глубине или на поверхности воды? Будет плавать или она утонет?

Потрогайте, определите, из чего сделана ваша рыбка?

 Как ты думаешь, Егор твоя рыбка утонет или будет плавать? Почему?  Из чего она сделана? Значит она какая? Запусти свою рыбку.

А твоя, Кирилл, из чего сделана? Она будет плавать или утонет? Запусти свою рыбку. А теперь остальные ребята возьмите и запустите своих рыбок.

 Вика, какие рыбы утонули?  Из чего они сделаны? (стеклянные, железные)

Почему? ( потому что они тяжелые)

Даша, а какие рыбы плавают? (пластмассовые, деревянные) почему?

(потому что они легкие)

Какой вывод мы можем сделать?

Плавают легкие рыбки они сделаны из дерева и пластмассы, а тонут тяжелые они сделаны из железа и стекла.

Индивидуальная работа с детьми:

Задания повышенного уровня (Тимофей Ш., Степан Б., Даша К., Егор К, Милада Ж.): делают самостоятельно вывод по теме.

Задания мини-уровня  (  Ксюша  Н, Арсений И, Розалия М. Паша Р.): делают вывод с помощью логопеда или других детей.

Логопед: Молодцы! Получаем  еще один осколок!

Интерактивная игра «Помощь на пожаре»

Логопед: Ребята, смотрите перед нами самое большое зеркало страны Зеркал. А где же осколок? Поищите его глазами. Как высоко не достать! Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получить осколок?

Дети: Надо выполнить задание.

Логопед: Да мы выполним задание и получим осколок. Постараемся?

Дети: Да

Логопед: Молодцы! Получаем  еще один осколок!

Логопед: А мы отправляемся дальше! Слышите ,нас уже зовет дудочка!

Игра с зеркальным кубом

Логопед: Куб зеркальный я возьму его детям покажу.

Ребята, посмотрите какой  интересный куб, он зеркальный.   Ребята, покажите какое настроение у нас было когда мы встретились сегодня. (веселое)

Какое настроение у нас было, когда мы получили письмо из страны зеркал

(удивленное)        и т.д.

Логопед дует в дудочку, дети идут вслед за логопедом, подходят к аквариуму

Дети садятся за столы

Дети выполняют задание

Дети проверяют рыбок на плавучесть

Дети самостоятельно делают вывод.

Звучит музыка, дети получают 4 осколок зеркала

Дети выполняют задание на интерактивной доске

Звучит музыка, дети

получают 5 осколок зеркала

Логопед дует в дудочку. Дети идут вслед за логопедом, подходят к зеркальному кубу.

Дети выполняют задание

III.

Заключительная часть

Логопед: Когда мы были у самого большого зеркала, мы нашли последний осколок. Пора возвращать  их на место.

 

Логопед: И вот последний осколок!  

ЗЕРКАЛО /запись/: - Свершилось чудо! Главное зеркало страны Зеркал собрано!  Спасибо вам ребята. Теперь я смогу помочь всем жителям страны говорить все звуки правильно. Ну а вы пока собирали осколки все звуки говорили четко и понятно. Вы – молодцы!

Логопед: Ребята, ну вот и подошло наше путешествие к концу!

Дети подходят к зеркалу, вставляют осколки гаснет свет, загорается зеркальный шар и слышен голос зеркала

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Логопед: Кому мы должны были помочь сегодня?

Дети: Жителям страны Зеркал

Логопед: Зачем?

Дети: Злой волшебник разбил главное зеркало и жители не смогли бы правильно говорить звуки

Логопед: Удалось ли нам добиться цели?

Дети: Да!

Логопед: Что мы для этого сделали?

Дети: Мы выполняли задания: играли с нитями, запускали рыб в аквариум, играли с зеркалами и т.д.

Логопед: Да! Вы справились со всеми заданиями. А что для вас сегодня было трудным?

Предполагаемые ответы детей

Логопед: А как вы думаете, кто сегодня справился с заданиями лучше всех?

Предполагаемые ответы детей

Логопед: А кто был сегодня самым вежливым?

Предполагаемые ответы детей

Логопед: Меня сегодня порадовал …….., удивил………..

(Логопед анализирует деятельность детей на занятии)

Логопед: Я горжусь вами.

А на память о нашем путешествии выберите себе  каждый по одному зеркалу из волшебного сундучка.

И пусть они вам помогают все звуки говорить чисто, четко и правильно.  

 

IV.

Дальнейшая разработка темы

4.1

Изготовить аппликацию «Рыбки плавают в аквариуме»

В группе детского сада

4.2

Нарисовать  жителей страны Зеркал.

Дома

4.3

Принести рисунки в детский сад и рассказать про  то, как жители страны Зеркал научились говорить.

В группе детского сада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект логопедического занятия по дифференциации звуков с-ш "Остров кривых зеркал"

Конспект по дифференциации звуков С-Ш из цикла "Путешествие по Звукограду" (авторская разработка)...

Конспект логопедического занятия "В стране слов"

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной коррекционной (для детей с задержкой психического развития) группе...

Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"

Конспект логопедического занятия по грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему: "Звук - Буква. Слог. Слово. В королевстве кривых зеркал"...

Конспект НОД "Путешествие в страну зеркал"

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Путешествие в страну зеркал" для детей возраста от 5 до 6 лет общеразвивающей направленности...

Конспект занятие "Путешествие в страну зеркал"

На своём занятии я хотела познакомить детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета;Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать вывод...

Конспект занятия "Путешествие в страну Зеркал"

Конспект   образовательной деятельности для детей старшей группы«Путешествие в страну Зеркал»....