Рекомендации воспитателям работающим на группах старшего возраста. По лексической теме "Посуда"
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)

Шубина Александра Ивановна

рекомендации для воспитателей старших возрастных групп. По лексической теме "Посуда". Материал можно распределить на целую  неделю. Использовать игры и упражнения можно в любое время пребывания детей в группе.и  на прогулке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Посуда

Посуда словарь

  • существительные: посуда, ложка, нож, вилка, чашка, кружка, блюдце, кастрюля, чайник, супница, сахарница, части посуды: носик, ручка, дно.
  • прилагательные (словосочетания): чайная посуда, столовая посуда, кофейная, кухонная посуда, столовые приборы, мелкие, глубокие, стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, пластмассовая.
  • глаголы: варить, жарить, печь, кипятить, вытирать, мыть, наливать, выливать, разливать, есть, готовить, полоскать, сушить.

Д/И  «Назови ласково»

Цель: Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных

Тарелка – тарелочка                           Банка …

Чашка – чашечка                                Ведро …

Блюдце …                                           Кувшин …

Кастрюля …                                       Графин …

Сковорода …                                      Кружка …

Поднос …                                           Ваза …

Чайник …                                           Миска …                и т.д.

Д/И «Что где лежит?»

Цель: Словообразование:

Сахар — в сахарнице;         масло — ….

хлеб — ...                              селедка — …

сухари — ...                          соль — ...

1.д/и «Сосчитай»

2«Посчитай  предметы с признаками от 1 до 10  и обратно».

 Цель:  Согласование числительных с существительными. 

Один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей.

Один ковш…     Один стакан…       Одна тарелка…

Одна сахарница…     и т.п.

1 хрустальный бокал, 2 хрустальных бокала, 3 хрустальных бокала, …… 5 хрустальных бокалов…

1 стеклянная салатница, 2  стеклянных салатницы, 3 стеклянных салатницы, … 5 стеклянных салатниц…

1 фарфоровое блюдце, 2 фарфоровых блюдца, 3 фарфоровых блюдца, … 5 фарфоровых блюдец …  и т.п.

Одна глубокая тарелка, две глубокие тарелки... пять глубоких тарелок.

Одно розовое блюдце...

Один заварной чайник...

Д/И «Для чего нужны?»

Цель: Уточнение, обогащение словаря детей.

Ложка — чтобы есть суп;     нож — ...       тарелка — ...

сковорода — ...      вилка — ...      чашка — ...   кастрюля — ...

чайник — ...

Д/и «Образуй признаки».

Цель: Словообразование  (от предметов)

хрусталь – хрустальный,    керамика – керамический,

глина, стекло, фарфор, серебро и т. д.

(от действий):

сервировать – сервированный,     разбивать – разбитый,

варить-…. ,  готовить- ….., наливать - ….,  и т. д.

«Четвертый - лишний».

Цель: Развивать мыслительные операции. Учить исключать четвертый лишний. Закрепление обобщающих понятий.

Тарелка, чашка, помидор, блюдце.  (это посуда, помидор – овощ)

Чайник, хлебница, конфета, стакан.

Кофейник, салатница, ромашка, супница.

Крышка, носик, кровать, донышко.

Ложка, вилка, пылесос, нож.

 Д/и «Подбери признаки».

Цель: Совершенствовать умение детей подбирать определения к предметам.

чашка – красивая, фарфоровая, голубая, расписная, тонкая, легкая, детская, чайная, праздничная.

Чайник - ….   Блюдце- ……, тарелка - …. Кастрюля - …. и т. д.

Д/и«Чего не бывает?»

Цель: употребление родительного падежа существительных.

Не бывает чайника без …(носика).

Не бывает терки без …(дырочек)

Не бывает кастрюли без …(крышки)

Не бывает сковородки без …(дна)

Не бывает ножа без …(лезвия)

Не бывает вилки без …(зубчиков)

Не бывает кофейника без …(ручки). И т.д.

Д/И«Объясни словечко»

Цель: Словообразование: маслобойка, кофемолка, прихватка, сливочник, мясорубка, кофеварка

Д/И «Из чего сделано?»

Цель: Образование относительных прилагательных:

Нож – из железа. Какой нож? – Железный.

Стакан – из стекла. Какой стакан? – Стеклянный.

Ковш – из пластмассы. Какой ковш? – Пластмассовый.

Вилка из алюминия. Какая вилка? Алюминиевая.

Блюдце из фарфора. Какое блюдце? Фарфоровое  и т.д.

Бокал из хрусталя – хрустальный.

Конфетница из золота – золотая.

Масленка из пластмассы – пластмассовая.

Чайник из серебра – серебряный  и т.д.

Д/и «Назови части»

Цель: Обогащение, уточнение  словаря: (У чайника носик, боковые стенки, донышко,  крышка, ручка)

Д/и «Скажи наоборот».

Цель: Закреплять в речи детей антонимы.

большой нож – маленький нож.

высокий графин– …      широкая ваза – …

узкий бокал – …             тонкая бутылка -  … и т. д.

Д/и «Подбери действие».

Цель: Активизировать предикативный словарь детей.

 чашка – стоит, украшает, разбивается, лопается;

Кастрюля -  …  ;  Тарелка - …;      Блюдце - …  и т.д.

Д/и «Придумай предложение»

Цель: Упражнять в активном употреблении предлогов в, на, из, с при ответах на вопросы куда?, где?, откуда?, из чего? (Куда налили компот?  Где стоит тарелка? Из чего пьешь кофе?).

Составление предложений с предлогами  (НА,  В, С , ПОД, ИЗ) по опорным картинкам.

Д/и «Один  - не один, чего

много ?»

Цель: Один стакан -  стаканы , А  много … ( стаканов )

Один кувшин - кувшины, а много … ( кувшинов )

Один половник …              Одно сито …     Одна кастрюля …

Один новый бокал, а много …   ( новых бокалов )

Один алюминиевый поднос, а много …   ( алюминиевых подносов )

Одна стеклянная конфетница …

Одна пластмассовая масленка …

Одна дубовая кровать …   и т.п.

Пальчиковая гимнастика +  координация речи с движениями

«Помощники»

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

             

 Чередовать удар кулачками друг о друга, хлопки в ладоши.

Мы посуду перемыли.

Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

Загибают пальчики по одному начиная с большого.

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Только чашку мы разбили,

Загибают пальчики по одному начиная с большого.

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть – чуть сломали,

Так мы маме помогали.

Чередовать удар кулачками друг о друга, хлопки в ладоши.

                                                                                           Н. Нищева                                                                                                          

«Посуда»

Координация речи с движением, Закрепление в речи относительных прилагательных.

«Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

Надули животы: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик

Очень важный , как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Присели, одна рука на поясе.

Очень хрупкие, бедняжки

Вот фарфоровые блюдца,

Кружатся, рисуя руками круг.

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Потянулись, руки сомкнули над головой.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

Легли на ковер, вытянулись.

                                                                                         Н. Нищева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для развития словаря старших дошкольников по лексическим темам: «Дикие животные» и «Домашние животные»

В данной брошюре систематизирован лексический материал по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». В пособии подобрано содержание для различных видов детской деятельности: экскурсий, наблюдений, ...

Рекомендации для родителей группы с ТНР по лексическим темам

«Сезонные изменения. Человек, одежда, обувь, головные уборы»...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по лексической теме "Весна"

В методическом материале  представлены серии заданий по изучению и закреплению лексической темы "Весна"...

Методическая рекомендация по экологическим играм .Старший возраст для детей с ОВЗ:- Лексическая тема «Перелётные птицы»

Накопление словаря прилагательных. перелетные, красивые, певчие, проворный водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, зво...

Рекомендации для создания условий предметно-пространственной среды по театрализованной деятельности в группе старшего возраста

Рекомендации для создания условий предметно-пространственной среды по театрализованной деятельности в группе старшего возрастаЗадачи театрализованной деятельности в старшей группе:Продолжать развивать...

Рекомендации для воспитателей старшего возраста по лексической теме "Дикие животные"

Лексико - грамматические игры и упражнения для детей старшей возраста...