Конспект ООД по развитию лексико-грамматических категорий в старшей логогруппе. Тема: Образование названий детёнышей мн.числа при помощи суффиксов (-ат,-ят).
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Борисова Наталья Борисовна

Представленный конспект ООД будет полезен учителям-логопедам, работающим в детских садах компенсирующего вида. В коснпекте в игровой форме представлены задания для детей старшей логогруппы, по лексической теме "Дикие животные" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию лексико-грамматических категорий

в старшей логогруппе.

Тема: Образование названий детёнышей  мн.числа

при помощи  суффиксов (-ат,-ят).

Цель: Формировать умение образовывать название детёнышей  мн.числа  при помощи  суффиксов (-ат,-ят);

Задачи:

коррекционно – образовательные: закрепление умения образовывать сущ-х во мн.числе, им.падежа, название детёнышей при помощи суффиксов –онок, -ёнок; согласование с числительными «один», «одна», согласование прилагательных с существительными;

коррекционно- развивающие: обогащение и активизация  словаря по теме «Дикие животные»; развитие умения обобщать; развитие общей и мелкой моторики;

 воспитательные:  воспитание гуманного отношения к диким животным, интереса к живой природе.

Оборудование: предметные картинки (заяц, лиса, волк, медведь, белка и их детёныши) теремок, деревья (лес), полянка, разные деревья.

Ход занятия.

  1. Орг. момент. Д/игра «Назови одним словом»: яблоко, груша, апельсин; капуста, кабачок, морковь; малина, клубника, брусника; берёза, рябина, ель;   воробей, голубь, снегирь;   корова, коза, лошадь; лиса, волк, медведь.
  2. Введение в тему. Какие диких животных вы ещё знает? Почему их так называют «дикие»? (живут в лесу, сами о себе заботятся, добывают пищу, строят жилища). Посмотрите среди леса появился домик, как вы думаете он для кого? (……) Логопед читает начало сказки «Теремок»:
  3. Развитие лексико-грамматических категорий.

Стоит в поле теремок-теремок, он не низок не высок, не высок….

И, конечно, каждый из животных был бы рад такому домику, посмотрите, сколько их набежало…(выставляем картинки животных). Поможем животным заселиться в теремок?

Первым прибежал ёжик: Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт? Никто не отвечает, подошёл поближе, а   дверь закрыта, а на ней  записка: «если выполнишь задание, то дверь откроется». Поможем ёжику?

Зад.1 – «Один - много» Волк -…волки, заяц -….зайцы, медведь -….олень -…, лось -…., ёж -….., белка -…, лиса -…..зайчонок -…., лисёнок -…., бельчонок -…., медвежонок -….оленёнок -…., лосёнок -…., ежонок -….ежата.

Открылась дверь, и стал ёжик в теремке жить поживать. Много ли, мало ли времени прошло, как однажды кто-то постучал в теремок:

- Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в не высоком живёт?

- Я – ёжик, а ты кто?

- А я зайка-побегай-ка, пусть меня к себе жить.

Подумал ёжик и говорит: Пущу тебя, если скажешь, сколько в лесу нашем детёнышей диких животных живёт? Вот это задачка! думал зайка, думал и придумал ответить одним словом – «много» и подставить к нему названия всех детёнышей, кого знал. Ну-ка, ребята, подсказывайте зайке, каких детёнышей диких животных в лесу много?

Зад.2 Д/игра «Закончи предложение».

В наших лесах много…бельчат, ежат, лисят, зайчат, медвежат, волчат, оленят, лосят...

Стали жить они вдвоём. Долго ли коротко, подбегает к теремочку лиса.

- Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт?

- Я ёжик, я зайка – побегай-ка, а ты кто?

-  Я лисичка-сестричка, пустите меня к себе жить.

Подумали зайка и ёжик и говорят:

- Пустим тебя к себе, если задание наше выполнишь.

Ребята, поможем лисичке справиться с заданием?

Зад.3. Д/игра «Кто больше?»

Волк (какой?)……серый, злой, зубастый,…………….

Лиса (какая?)……рыжая, хитрая, красивая,………………….

Заяц (какой?) трусливый, быстрый, косой,………………..

Медведь (какой?)…большой, бурый, косолапый,…………………

   Физминутка.

Общая моторика «Три медведя»

Три медведя шли домой,                         Идут вразвалочку,

Папа был большой, большой,                 руки вверх,

Мама – чуть поменьше ростом,              руки на уровне груди,

А сынок – малютка просто,                    присели,

Очень маленький он был,                       покачивание в присядке

С погремушками ходил.                         «звенят» погремушками.

Мелкая моторика  «Медвежонок в гости шел».

Медвежонок в гости шел,                       Шагаем пальчиками по столу.

К рыжей белке он зашел                        Большой пальчик  здоровается со всеми

И на озеро, к бобру,                                остальными, начиная с указательного.

И к ежу зашел в нору,

Даже к комаришке.

Заходил наш мишка!                               Шагаем пальчиками по столу

Пустили зайка и ёжик лису в теремок и стали жить они втроём. Долго ли коротко, подбегает к теремочку белочка - быстрая, как стрелочка.

- Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт?

- Я ёжик, я зайка – побегай-ка, я – лисичка-сестричка, а ты кто?

-  Я белочка – быстрая, как стрелочка, пустите меня к себе жить.

Подумали зайка, ёжик, лисичка и говорят:

  - Пустим тебя к себе, если задание наше выполнишь. Раз ты быстрая, как стрелочка, то в лесу много разных предметов видишь, вот тебе задание: найди в лесу предметы живые или неживые, к которым можно подставить словечки «один» или «одна».

   - Ребята, поможем белочке справиться с заданием.

Зад.4.Д/игра «Один-одна» подставляем числительное к названиям детёнышей, животным, птица, предметам, находящимся в лесу, например:

Одна – сосна, берёза, поляна, лиса, белка, медведица, берлога……

Один – волк, пень, дятел, волчонок, куст…,

Стали жить они вчетвером. Долго ли коротко, подбегает к теремочку  волк – серый бок:

- Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт?

- Я ёжик, я зайка – побегай-ка, я – лисичка-сестричка, я -  белочка, быстрая,как стрелочка, а ты кто?

-  А я волк – серый бок, пустите меня к себе жить.

- Пустим тебя к себе, если задание наше выполнишь. От животных убежали детёныши, помоги их найти.

Зад.5. Д/игра «Мамы и малыши».

У лисы -….лисята, у волчицы -……., у медведицы -……., у белки -………….., у ежихи -…………., у зайчихи -……………….., у оленихи -……………., у лосихи -…

Вот их уже пятеро. Долго ли коротко, подошёл к теремочку медведь – Михаил  Иванович:

- Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт?

Представились все жильцы теремочка по очереди. Захотелось медведю тоже в теремок попасть, да не тут-то было, пришлось задание выполнять, да напутал всё. Давайте и Михаилу Ивановичу поможем, ребята.

Зад.6  -Д/игра «Исправь ошибку».

У лисы -….зайчата, у медведицы -….волчата, у ежихи - ….лисята и т.п.

Стал медведь в теремок заходить, да не лезет, полез он тогда на крышу, а теремок не выдержал и развалился, все звери разбежались в разные стороны и с тех пор все живут сами по себе.

  1. Итог занятия.

- Что понравилось на занятии? Для какого животного было самое трудное задание? Вам понравилось помогать животным? А как бы вы закончили сказку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе.Тема: "Одежда, обувь, головные уборы".

Тема: «Одежда, обувь и головные уборы». Развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.Активизация словаря по теме одежда, обувь, головные уборы.Упражнять в об...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Новый год».

Цель: Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка». Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Закреплять умение состав...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему: «Посуда»

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Посу...

Конспект занятия по развитию лексико- грамматической стороны речи в старшей группе на тему: «На ферме».

Цели занятия:Образовательные:- учить детей образовывать притяжательные прилагательные;- учить детей употреблять существительные в форме единственного числа родительного падежа;- закрепить и уточнить з...

Конспект ООД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе на тему «Транспорт»

развитие лексико-грамматического строя речи, расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Транспорт»...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. Тема «Зима. Зимующие птицы».

Занятие поможет решить: коррекционно-образовательные,коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные цели. В основном игры направлены на развитие грамматического строя речи....