Открытая совместная образовательная деятельность учителя логопеда и воспитателя по развитию речи в старшей группе «Весна».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Сережкина Ольга Алексеевна

Открытая совместная образовательная деятельность учителя логопеда и воспитателя по развитию речи в старшей группе «Весна».

 

Цель:

Обобщить знания детей о весне, приметах весны, птицах.

Активизировать словарь детей.

Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в образовании притяжательных прилагательных, использовании предлогов.

Учить понимать образный смысл загадок.

Развивать диалогическую речь.

Воспитывать чувство любви к родной природе.

Ход занятия:

Орг. момент.

Игра «Добавлялки».

- Подскажи недостающее слово:

Всё очнулось ото сна,

Всё цветёт- пришла …

(весна).


 

Вот цветы лежат на парте-

Дарим их девчонкам в ….(марте).


 

Будит утром нас капель-

В гости к нам пришёл ….

(апрель).

Куртки тёплые снимай-

На дворе ведь месяц …. (май).

Объяснение нового материала.

- Скажите, о каком времени года мы сегодня будем говорить?

- После какого времени года наступает весна?

- Посмотрите на картинки, на какой из них изображена весна?

Дети проговаривают закличку «Весна, весна красная».

- Весна, весна красная,

Приди весна ясная,

С радостью, с радостью

С великой милостью.

Входит Весна.

Весна:А вот и я весна –красна, снова в гости к вам пришла.

Здравствуйте мои друзья! Торопилась к вам спешила – снег растопила; зверей разбудила; птиц из дальних стран позвала и к вам пришла.

В хоровод со мной вставайте звонко песню запевайте.

Под русскую народную мелодию «Ой, бежит ручьем вода» Весна и дети, взявшись за руки, водят хоровод.

Ведущий и логопед встают рядом, поднимают вверх руки и держат ворота. Весна с детьми проходят в ворота, первыми проходят дети в шапочках весенних месяцев и проговаривают стихотворение:

 Идёт матушка весна – отворяйте ворота.
Первым март пришёл,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель, отворяй окно и дверь.
А потом придёт и май
Сколько хочешь ты гуляй.

Игра «Что бывает весной»

Логопед: - Все вместе приметы весны называем, и рассказ о весне составляем.

Дети: - Весной ярко светит солнышко; тает снег; появились проталины;

на проталинах растет зеленая травка; распускаются подснежники; капает капель, текут ручьи; на ветках деревьев набухают почки, появляются молодые листочки; тает лед, на реке ледоход; прилетают перелетные птицы; появляются насекомые и т. д.

Логопед: - молодцы, ребята, интересный рассказ о весне рассказали.

Игра «Подскажи словечко»

Ведущий: - Ребята, а сейчас есть игра одна для вас,

Я прочту стихи сейчас, я начну, а вы продолжайте,

Дружно в рифму отвечайте:

Ой беда, беда – тает снег, кругом вода

Не обуешь валенки – на снегу ……. (проталинки).

Самый первый день весны,

Самый-самый первый

На опушке у сосны

Распустилась …….. (верба).

Рад весне братишка Саша и собака рада Жулька

На пригорке с крыши нашей утром свесилась …… (сосулька)

Снег в лесу, сугробов много,

но слышна синицы трель,

С крыши прямо на дорогу звонко капает ……(капель)

Логопед: - молодцы, ребята, правильно слова подбирали.

Игра «Отгадай» (загадки о перелетных птицах).

Ведущий: - Ой, ребята, кажется к нам летит первый гость. Интересно, кто же это? Давайте попробуем отгадать:

- Всех перелетных птиц черней,

На пашне ищет он червей,

Назад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица ….. (Грач)

Появляется ребенок в костюме грача.

Грач: - Я - чёрная проворная птица,

Которая с юга к вам мчится

«Крак –крак -крак!» — прокричу,

Все поля облечу.

Я самый первый из птиц прилетаю, зиму ломаю.

Ведущий: - Вы знаете, есть даже такая примета: "Если грач на горе, то весна на дворе" а еще говорят: «Увидел грача - весну встречай".

Ведущий: - Ребята, а к нам еще гость летит, торопится. Давайте отгадаем, кто он:

Мы построили вдвоем для гостей весенних дом.

А верней сказать – дворец.

Прилетай сюда - ……. (скворец)

Появляется ребенок в костюме скворца.

Скворец: - Я - скворец!

Веселая пташка,

В черной в крапинку рубашке.

К вам весной прилетаю,

Сразу домик обживаю.

Инсценировка «Зимующие и перелетные птицы».

Скворец: - Здравствуй, птичка – невеличка. Здравствуй, добрая синичка!

Грач: - Здравствуй, дятел, наш приятель.

Дятел: - Расскажите птицы, где вы побывали? Расскажите птицы, что вы повидали?

Скворец: - В жарких странах – жаркое лето. Ни зимы, ни снега там нету.

Грач: - Бродят там слоны – великаны,

Целый день кричат обезьяны

Там кокосы растут и бананы.

Дятел: - Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

С кем вы там дружили,

В странах незнакомых.

Скворец: -Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Синичка: - Вы бы с нами поиграли,

Мы вас очень, очень ждали!

Грач: - Чтобы было интересней,

Мы споем сейчас все вместе.

Игра «Скажи правильно».

Распускаются листочки или цветочки?

Порхают птички или синички?

Тает снежинка или слезинка?

Журчат ручьи или грачи?

Набухают почки или листочки?

Прилетают насекомые или птицы?

Физминутка.

  

На-на-на - к нам идёт весна.

Наслоги делать хлопки, на слова шагать

Ло-ло-ло- на улице тепло.

На слоги-хлопки, на слова руки вверх

Ну-ну-ну –встречаем мы весну.

На слоги-хлопки, на слова руки вперёд

Ны-ны-ны- долго не было весны.

На слоги-хлопки, на слова наклоны в стороны, руки на поясе

Да-да-да, хороша весна

Шагать на слоги и на слова


Дидактическое упражнение «Назови ласково».

Логопед называет слово, а дети повторяют его в уменьшительно-

ласкательной форме (на доске вывешиваются картинки):

солнце- птица- день- ручей-

цветок- сосулька-


Согласование слов с прилагательным «весенний» в роде и числе.

Весенний…. Весенняя…. Весеннее….

- О чем еще можно так сказать?

Игра «Топай-хлопай»

Весна предлагает поиграть в игру "Топай-хлопай". Произносится высказывание, если оно верное нужно хлопать, не верное - топать.

Весной опадают листья.

Весной с юга прилетают птицы.

Весной на деревьях появляются листья.

Весной река замерзает.

Весной просыпаются медведи.

Весной встречаем новый год.

Весной бывает ледоход.

Логопед: - Молодцы!
Игра «Хлопни в ладоши».

- Я буду произносить слова, если слово о весне, дети хлопают в ладоши:

Пригревает листопад тает вьюга

Журчит теплое ярче холодно

Набухают прилетают застыл проталины

Ледоход метель солнышко сосулька

Ведущий: - Молодцы, все были внимательны.

 

Подведение итога:

Логопед – Молодцы ребята, со всеми заданиями справились. Какие игры вам понравились? Какие задания были для вас трудными?

Весна: - А теперь мне пришла пора прощаться с вами. До свидания друзья! (Весна уходит)

Упражнение «К нам пришла весна».

Рассмотреть с детьми картинки, на которых изображены различные

признаки весны. Предложить дать полные ответы на вопросы:

- Что такое весна?(время года)

- Как начинает пригревать солнце?

- Что от этого происходит?

- Что происходит, когда тает много снега?

- Где снег тает быстрее на открытом месте или в лесу?

- Что появляется на земле, где растаял снег?

- Что вырастает на проталинах?

- Что набухает на ветках?

- Что происходит со льдом на реках?

- Кто просыпается после зимы?

- Кто возвращается из тёплых краёв? Почему?

- Что надевают люди?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_26.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Открытая совместная образовательная деятельность учителя логопеда и воспитателя по развитию речи в старшей группе «Весна».

Цель:

Обобщить знания детей о весне, приметах весны, птицах.

Активизировать словарь детей.

Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в образовании притяжательных прилагательных, использовании предлогов.

Учить понимать образный смысл загадок.

Развивать диалогическую речь.

Воспитывать чувство любви к родной природе.

Ход занятия:

Орг. момент.

Игра «Добавлялки».

- Подскажи недостающее слово:

Всё очнулось ото сна,

Всё цветёт- пришла …

(весна).


Вот цветы лежат на парте-

Дарим их девчонкам в ….(марте).


Будит утром нас капель-

В гости к нам пришёл ….

(апрель).

Куртки тёплые снимай-

На дворе ведь месяц …. (май).

Объяснение нового материала.

- Скажите, о каком времени года мы сегодня будем говорить?

- После какого времени года наступает весна?

- Посмотрите на картинки, на какой из них изображена весна?

Дети проговаривают закличку «Весна, весна красная».

- Весна, весна красная,

Приди весна ясная,

С радостью, с радостью

С великой милостью.

Входит Весна.

Весна: - А вот и я весна –красна, снова в гости к вам пришла.

Здравствуйте мои друзья! Торопилась к вам спешила – снег растопила; зверей разбудила; птиц из дальних стран позвала и к вам пришла.

В хоровод со мной вставайте звонко песню запевайте.

Под русскую народную мелодию «Ой, бежит ручьем вода» Весна и дети, взявшись за руки, водят хоровод.

Ведущий и логопед встают рядом, поднимают вверх руки и держат ворота. Весна с детьми проходят в ворота, первыми проходят дети в шапочках весенних месяцев и проговаривают стихотворение:

 Идёт матушка весна – отворяйте ворота.
Первым март пришёл,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель, отворяй окно и дверь.
А потом придёт и май
Сколько хочешь ты гуляй.

Игра «Что бывает весной»

Логопед: - Все вместе приметы весны называем, и рассказ о весне составляем.

Дети: - Весной ярко светит солнышко; тает снег; появились проталины;

на проталинах растет зеленая травка; распускаются подснежники; капает капель, текут ручьи; на ветках деревьев набухают почки, появляются молодые листочки; тает лед, на реке ледоход; прилетают перелетные птицы; появляются насекомые и т. д.

Логопед: - молодцы, ребята, интересный рассказ о весне рассказали.

Игра «Подскажи словечко»

Ведущий: - Ребята, а сейчас есть игра одна для вас,

Я прочту стихи сейчас, я начну, а вы продолжайте,

Дружно в рифму отвечайте:

Ой беда, беда – тает снег, кругом вода

Не обуешь валенки – на снегу ……. (проталинки).

Самый первый день весны,

Самый-самый первый

На опушке у сосны

Распустилась …….. (верба).

Рад весне братишка Саша и собака рада Жулька

На пригорке с крыши нашей утром свесилась …… (сосулька)

Снег в лесу, сугробов много,

но слышна синицы трель,

С крыши прямо на дорогу звонко капает ……(капель)

Логопед: - молодцы, ребята, правильно слова подбирали.

Игра «Отгадай» (загадки о перелетных птицах).

Ведущий: - Ой, ребята, кажется к нам летит первый гость. Интересно, кто же это? Давайте попробуем отгадать:

- Всех перелетных птиц черней,

На пашне ищет он червей,

Назад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица ….. (Грач)

Появляется ребенок в костюме грача.

Грач: - Я - чёрная проворная птица,

Которая с юга к вам мчится

«Крак –крак -крак!» — прокричу,

Все поля облечу.

Я самый первый из птиц прилетаю, зиму ломаю.

Ведущий: - Вы знаете, есть даже такая примета: "Если грач на горе, то весна на дворе" а еще говорят: «Увидел грача - весну встречай".

Ведущий: - Ребята, а к нам еще гость летит, торопится. Давайте отгадаем, кто он:

Мы построили вдвоем для гостей весенних дом.

А верней сказать – дворец.

Прилетай сюда - ……. (скворец)

Появляется ребенок в костюме скворца.

Скворец: - Я - скворец!

Веселая пташка,

В черной в крапинку рубашке.

К вам весной прилетаю,

Сразу домик обживаю.

Инсценировка «Зимующие и перелетные птицы».

Скворец: - Здравствуй, птичка – невеличка. Здравствуй, добрая синичка!

Грач: - Здравствуй, дятел, наш приятель.

Дятел: - Расскажите птицы, где вы побывали? Расскажите птицы, что вы повидали?

Скворец: - В жарких странах – жаркое лето. Ни зимы, ни снега там нету.

Грач: - Бродят там слоны – великаны,

Целый день кричат обезьяны

Там кокосы растут и бананы.

Дятел: - Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

С кем вы там дружили,

В странах незнакомых.

Скворец: -Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Синичка: - Вы бы с нами поиграли,

Мы вас очень, очень ждали!

Грач: - Чтобы было интересней,

Мы споем сейчас все вместе.

Игра «Скажи правильно».

Распускаются листочки или цветочки?

Порхают птички или синички?

Тает снежинка или слезинка?

Журчат ручьи или грачи?

Набухают почки или листочки?

Прилетают насекомые или птицы?

Физминутка.

На-на-на - к нам идёт весна.

Наслоги делать хлопки, на слова шагать

Ло-ло-ло- на улице тепло.

На слоги-хлопки, на слова руки вверх

Ну-ну-ну –встречаем мы весну.

На слоги-хлопки, на слова руки вперёд

Ны-ны-ны- долго не было весны.

На слоги-хлопки, на слова наклоны в стороны, руки на поясе

Да-да-да, хороша весна

Шагать на слоги и на слова


Дидактическое упражнение «Назови ласково».

Логопед называет слово, а дети повторяют его в уменьшительно-

ласкательной форме (на доске вывешиваются картинки):

солнце- птица- день- ручей-

цветок- сосулька-


Согласование слов с прилагательным «весенний» в роде и числе.

Весенний…. Весенняя…. Весеннее….

- О чем еще можно так сказать?

Игра «Топай-хлопай»

Весна предлагает поиграть в игру "Топай-хлопай". Произносится высказывание, если оно верное нужно хлопать, не верное - топать.

Весной опадают листья.

Весной с юга прилетают птицы.

Весной на деревьях появляются листья.

Весной река замерзает.

Весной просыпаются медведи.

Весной встречаем новый год.

Весной бывает ледоход.

Логопед: - Молодцы!
Игра «Хлопни в ладоши».

- Я буду произносить слова, если слово о весне, дети хлопают в ладоши:

Пригревает листопад тает вьюга

Журчит теплое ярче холодно

Набухают прилетают застыл проталины

Ледоход метель солнышко сосулька

Ведущий: - Молодцы, все были внимательны.

Подведение итога:

Логопед – Молодцы ребята, со всеми заданиями справились. Какие игры вам понравились? Какие задания были для вас трудными?

Весна: - А теперь мне пришла пора прощаться с вами. До свидания друзья! (Весна уходит)

Упражнение «К нам пришла весна».

Рассмотреть с детьми картинки, на которых изображены различные

признаки весны. Предложить дать полные ответы на вопросы:

- Что такое весна?(время года)

- Как начинает пригревать солнце?

- Что от этого происходит?

- Что происходит, когда тает много снега?

- Где снег тает быстрее на открытом месте или в лесу?

- Что появляется на земле, где растаял снег?

- Что вырастает на проталинах?

- Что набухает на ветках?

- Что происходит со льдом на реках?

- Кто просыпается после зимы?

- Кто возвращается из тёплых краёв? Почему?

- Что надевают люди?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда и детей старшей логопедической группы по теме "Весна."

Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда и детей старшей логопедической группы с использованием технологии мнемотехника по теме "Весна"....

Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «В мире животных»

Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи«В мире животных»...

Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "В мире животных"

Конспект совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда и воспитателя по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "В мире животных"...

Конспект образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий по развитию речи в старшей группе. «Путешествие в волшебную страну красок»

Конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий по развитию речи в старшей группе «Путешествие в волшебную страну красок»...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий по развитию речи в старшей группе. «Путешествие в волшебную страну красок»

Конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий по развитию речив старшей группе.«Путешествие в волшебную страну красок»...

Конспект совместной непосредственно - образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема «Весна. Автоматизация звука «С» в словах и предложениях»

Конспект совместной непосредственно - образовательной деятельностиучителя-логопеда и воспитателя для детей старшей группы компенсирующей направленностиТема «Весна. Автоматизация звука «С&r...

Открытая совместная образовательная деятельность учителя-логопеда и воспитателя «Наши защитники»

Открытая совместная образовательная деятельность учителя-логопеда и воспитателя «Наши защитники»Цель: закрепить представление о российской армии и профессиях военных, о почётной обяза...