Открытое занятие в логопедической группе "Путешествие в космос"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тема: Путешествие в космос.

Цель: систематизация знаний и представлений детей на космическую тематику.

Задачи:

Образовательные: обогащать представления детей о космосе с опорой на видеоматериал;

Развивающие: стимулировать желание детей высказывать свои мысли и чувства;

Воспитательные: прививать навыки здорового образа жизни, воспитывать патриотизм.

Оборудование: Дары Фрёбеля, ракета: объёмные геометрические фигуры для постройки ракеты, схема ракеты, массажные мячики, сюрпризный момент: медали.

 

Актуальность:

С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. Дети, подобно древним людям, находятся в слиянии с природой, а потому всё, что их окружает, кажется им таким родным и интересным. С раннего возраста их интересуют загадки Вселенной, Солнце, Луна, звёзды. Именно в дошкольном возрасте формируется личность человека, его мировоззрение, которое определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность. Это способствует расширению кругозора, дает возможность в будущем ощутить связь со Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx41.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие в космос.

Цель: систематизация знаний и представлений детей на космическую тематику.

Задачи:

Образовательные: обогащать представления детей о космосе с опорой на видеоматериал;

Развивающие: стимулировать желание детей высказывать свои мысли и чувства;

Воспитательные: прививать навыки здорового образа жизни, воспитывать патриотизм.

Оборудование: Дары Фрёбеля, ракета: объёмные геометрические фигуры для постройки ракеты, схема ракеты, массажные мячики, сюрпризный момент: медали.

Актуальность:

С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. Дети, подобно древним людям, находятся в слиянии с природой, а потому всё, что их окружает, кажется им таким родным и интересным. С раннего возраста их интересуют загадки Вселенной, Солнце, Луна, звёзды. Именно в дошкольном возрасте формируется личность человека, его мировоззрение, которое определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность. Это способствует расширению кругозора, дает возможность в будущем ощутить связь со Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.

Ход деятельности

1. Организационный момент.

Воспитатель 1. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о Вселенной, космосе, планетах…

2. Вводная часть

Люди с самых давних времен любили смотреть на звезды, и им было очень интересно – какие же они на самом деле!

Кто-то пытался добраться до звёзд на воздушном шаре, дирижабле. Потом люди придумали самолёты, которые взлетали ещё выше, но улететь в космос не смогли.

И вот однажды мечта осуществилась. Русский учёный и конструктор С. П. Королёв сумел сконструировать первый космический спутник и запустить его в космическое пространство. 

Чтобы убедиться в том, что человек может перенести космический полёт, учёные стали готовить к полётам в космос собак. Первого космического пассажира звали Лайка. Потом полетели Белка и Стрелка.

12 апреля 1961 года сбылась мечта человечества. Впервые в мире наш космонавт Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток». Поэтому 12 апреля наша страна отмечает праздник – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ! Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «5, 4, 3, 2, 1, Старт!»….

Воспитатель 2. Здравствуйте, ребята! Сегодня, когда я открыла ноутбук, я увидела послание, думаю, оно для вас! Вот, смотрите!

Прослушивание послания из космоса.

3. Основная часть

Воспитатель 2. Вы слышите, в ракете только 6 мест! А нас в два раза больше… Что же делать? Как же выбрать из вас всех всего 6 человек???

Воспитатель 1. Давайте разделимся на 2 команды и полетим спасать Вселенную на двух ракетах!?

Воспитатель 2. Чтобы разделиться на команды, возьмите космические жетоны. Одна команда – «Звезда», вторая – «Комета».

Воспитатель 1.

Первое задание:

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая (Ракета)

- Перед вами схема ракеты, рассмотрите её внимательно. Ракета состоит из разных частей-отсеков, в которых живут и работают космонавты. Постройте космическую ракету из объёмных и плоских геометрических фигур…

Воспитатель 2. Отлично! Занимайте свои места. Обратный отсчет: 5,4,3,2,1, Старт!. 

Крепится звездное небо.

Воспитатель 1. А перед нами центр галактики… Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце) Правильно! Какое огромное Солнце, больше всех планет вместе взятых! И все планеты вращаются вокруг него. Попробуем нарисовать солнце носом. Закройте глаза, в воздухе нарисуйте носом большой круг и много лучиков... Замечательно!

Воспитатель 2.Смотрите, на горизонте Меркурий, ближайшая планета к Солнцу. Она встала на своё место во Вселенной. И это благодаря тому, что вы правильно выполнили задание.

Воспитатель 1. Видите, впереди Венера! (дети не видят), левее посмотрите (не видят)…

Воспитатель 2. Видимо, мы сильно напрягли глаза в темном космосе, и наши глазки устали… Давайте, выполним Гимнастику для глаз!

 - Поднять глаза вверх, опустить их книзу, голова неподвижна; снимает глазное напряжение.

- Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.

- «Будем в жмурки мы играть, Будем глазки закрывать, жмуриться и открывать».

Плотно закрыть глаза и широко открыть.

- «Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять… В другую сторону бежать.»

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.

«Без гимнастики, друзья, Нашим глазкам жить нельзя!»

Воспитатель 1. Теперь видите? (ответы детей)

Вы все очень старались и правильно выполняли гимнастику, поэтому и Венера тоже встала на свое место.

Воспитатель 2. Мы поднимаемся всё выше и выше … А впереди планета, которая стоит на третьем месте от Солнца. Планета голубая, любимая, родная, она твоя, она моя, а называется… (Земля) Правильно!

- Посмотрите, это – наша планета (Земля) и люди, которые на ней живут, называются (земляне). Наша планета по форме напоминает (шар, мяч). Совершенно верно. Как вы думаете, синие пятна что это (вода – моря и океаны), зеленые – … (леса и луга), а коричневые – … (горы). Молодцы! Правда, она очень красивая, наша планета? В нашей галактике девять планет, но жизнь существует только на планете Земля.

Игра «Открой портрет». (На магнитной доске закреплен портрет Ю. Гагарина который закрыт 5 предметными картинками: ракета, космонавт, звезды, солнце, планета.)

 Воспитатель 2. Портрет одного известного землянина закрыт картинками, чтобы снять каждую картинку нужно подобрать к ней слова-признаки (какой? какая? какие) и тогда мы узнаем кто же изображен на потрете.

Воспитатель 1. Что изображено в правом верхнем углу? (Ракета) Ракета какая? (Быстрая, красивая, космическая)

Снимается картинка, закрывающая часть портрета.

Воспитатель 1. Молодцы! Что изображено в нижнем левом углу? (Солнце) Солнце какое? (Яркое, горячее, лучистое)

Снимается картинка 

Воспитатель 2.Очень хорошо, не догадались еще кто изображен на портрете? (ответы детей) Давайте еще откроем картинки. Что изображено в нижнем правом углу? (Звезды) Звезды какие? (Далекие, мерцающие, красивые)

Снимается картинка.

Воспитатель 1. Давайте теперь подберем признаки к слову "планета"(Неизвестная, большая, обитаемая)

Снимается картинка

Воспитатель 1. Очень хорошо, у нас осталась самая большая картинка, кто на ней изображен? (Космонавт) Космонавт какой? (Смелый, выносливый, сильный)

Снимается картинка закрывающая потрет Ю. Гагарина.

Воспитатель 2. Ребята, знаете ли вы кто этот человек? (ответы детей) Это потрет Ю. Гагарина этот человек первый побывал в космосе. 12 апреля 1961 года впервые совершил полет в космос на космическом корабле-спутнике "Восток-1". В память об этом событии каждый год 12 апреля отмечается праздник "День космонавтики"!

Воспитатель 1. Посмотрите, нам удалось выполнить задание с портретом и Марс тоже занял свое четвертое место!

Воспитатель 2. Самое время вернуть на место Юпитер.

Воспитатель1. Юпитер быстрая планета, совершает оборот вокруг оси в 10 раз быстрее других планет.  Юпитер любит скорость, а вот мы с вами что-то засиделись в ракете, давайте разомнемся! 

Физкультминутка "Астрономическая считалка".

На Луне жил звездочет, (складываем руки так чтобы получился телескоп, смотрим в него)

Он планетам вел учет. ("считаем" указательным пальцем правой руки)

Меркурий – раз, (описываем круг руками)

Венера – два-с, (хлопаем в ладоши)

Три – Земля, (приседаем)

четыре – Марс. (встаем)

Пять – Юпитер, (наклон вправо)

шесть – Сатурн, (наклон влево)

Семь – Уран, (наклон вперед)

восьмой – Нептун, (наклон назад)

Девять – дальше всех – Плутон. (прыжок на месте)

Кто не видит – выйди вон. (развести руки в стороны).

Молодцы! Юпитер на месте!

Воспитатель 2. Следующая планета – Сатурн. Самая яркая особенность Сатурна – наличие ярких колец. Чтобы поставить Сатурн на место, надо воспроизвести движение колец вокруг Сатурна. Мячики – это Сатурн, а наши ручки – кольца, вращающиеся вокруг него.

Гимнастика для пальцев (массажные мячики)

В руки мячик мы возьмём и разминку проведём.

Будем мячик по ладоням катать, свои пальцы укреплять.

Воспитатель 1. Координаты холодного Урана, планеты-невидимки Нептун и самой маленькой планеты Плутон мы найдем на карте. Вот карта, я называю координаты планет, а вы их найдите и отметьте на карте. (поле по типу игры «Морской бой»).

Воспитатель 2. Космонавты! Мы молодцы!!! Мы спасли галактику!! Слышали, снова сообщение? Давайте проверим!

Благодарственное письмо за спасение галактики и вручение медалей.

Занять свои места! Пристегнуть ремни.

Объявляю посадку! Можно отстегнуть ремни и расслабиться. Поздравляю вас! Наше космическое путешествие прошло успешно. Что такое космос? Кто летает в космос? Назовите космический транспорт. Как звали первого космонавта? Какие небесные объекты можно увидеть в космосе?

Итог

Ребята, а что вам понравилось или запомнилось в путешествии? Как интересно! Свои впечатления о путешествии вы можете рассказать родным, близким. Вы молодцы! Спасибо вам.

Это на всякий случай (для логопедии хорошее задание).

 Упражнение "Семейка слов" (с мячом)

логопед: Ребята, когда вы мне в начале занятия рассказывали что вы знаете о космосе, вы сказали,что в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову "звезда". Я буду бросать вам мяч, а вы образовавать слово.

Как можно назвать звезду ласково?

дети: Звездочка!

логопед: Правильно! Если на небе много звезд, то оно какое?

дети: Звездное.

логопед: Молодцы! Давайте подумаем, как можно назвать космический корабль, летящий к звездам? Не забудьте, что мы образовываем слова от слова "звезда".

дети: Звездолет

логопед: Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово! Человек, который считает звезды это. Вспоминайте считалочку.

дети: Звездочет!

логопед: Умники! А как называется явление, когда звезды "падают" с неба?

дети: Звездопад.

логопед: Верно! А как можно назвать скопление звезд на небе?

дети: созвездие.

логопед: Молодцы! Вот видите какая большая "семейка" получилась у нас к слову "звезда". Давайте еще раз вспомним все слова.

дети: звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия на тему: "Удивительный мир космоса" для детей старшей группы

Занятие поможет  углубить   познавательный интерес детей к космосу,  к работе космонавтов,    развивать фантазию, воображение детей, в воспитании чувства гордости за исто...

Открытое занятие на тему " Полет в космос"

Фото с открытого занятия " Полет в космос"...

Открытое занятие по ФЭМП "Путешествие в космос" в подготовительной группе

ФЭМП. Уточнить представление детей о планетах космоса; учить решать логические задачи....

Конспект открытого занятия по исследовательской деятельности «Исследование Космоса»

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.Задачи: 1. Развитие практических умений через организа...

Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Космос»

Цель: закрепить знания детей о космосе.Образовательные области:Вид деятельности: наглядная, игровая, двигательная, продуктивная.Задачи:Образовательные задачи:- формировать интерес к изучению кос...

Открытое занятие по ФЭМП "Полет в космос".

Конспект по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием палочек Кьюзинера и блоков Дьенеша на тему "Полет в космов" в рамках проведения открытого...