Конспект занятия "Звук [о], буква О"
методическая разработка по логопедии

Беленова Марина Степановна

Конспект занятия в группе дошкольного возраста 5-6 лет с фонетическим недоразвитием речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в группе дошкольного возраста 5-6 лет

с фонетическим недоразвитием речи

Тема: «Звук [о], буква О»

Цель: закреплять правильное произношение звука [о], познакомить с буквой О.

Задачи:

Образовательные:

- уточнить произношение звука [о];

- научить определять позицию звука в слове;

- учить выделять звук [о] из состава слогов, слов и предложений;

- учить детей изменению силы и высоты голоса.

Развивающие:

- формировать и расширять пассивный и активный словарь;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Воспитательные:

- воспитывать навык самоконтроля за собственной речью и положительную мотивацию на занятии.

Педагогические технологии:

- здоровьесберегающие технологии;

- личностно ориентированные технологии;

- игровые технологии;

Оборудование: индивидуальные зеркала, картинка буквы О, картинка замка, картинки слов, пеналы с кружочками, бумажные мышки и прищепки (для определения позиции в слове), схемы для построения предложения.

Речевой материал: слоги, слова, предложения со звуком [о] и буквой О.

План занятия:

  1. Вводная часть.

1.  Организационный момент.

2.  Актуализация знаний.

2. Основная часть.

          1. Сообщение темы занятия.

          2. Акустико-артикуляционный образ звука.

          3. Работа с зеркалом.

          4. Характеристика звука [о].

          5. Развитие фонематического слуха (Игра «Чуткие ушки»).

          6. Звуковой анализ в слогах.

          7. Дыхательное упражнение.

8. Физкультминутка.

          9. Упражнение на определение позиции звука в слове.

         10. Знакомство с буквой О.

         11. Автоматизация звука [о] в предложении.

     3. Рефлексия

Ход занятия:

  1. Вводная часть

  1. Организационный момент

- «Раз, два, три, четыре, пять

    Будем мы сейчас опять

    Смотреть, слушать, размышлять,

    Но друг другу не мешать.

    Внятно, чётко говорить,

    Не вертеться, не шалить».

  1. Актуализация знаний.

- Ребята, а давайте с вами вспомним, с каким звуком и буквой вы знакомились на прошлом занятии?

- Правильно, со звуком [а] и буквой А.

- Давайте с вами пропоём звук [а].

- Молодцы!

  1. Основная часть

1. Сообщение темы занятия

              - Ребята, послушайте стихотворение. Подумайте, о каком времени года говорится в стихотворении?

«Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья.

Птички улетели

В теплые края».

             - Правильно, об осени (демонстрация осенней картинки).

             - Какой первый звук в слове осень?

             - Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [о].

2. Акустико-артикуляционный образ звука

- А сейчас давайте произнесём звук [о] беззвучно, просто губками.

- А теперь шёпотом.

- Тихо, громко.

- А теперь наоборот, сначала громко, потом тихо, шёпотом, беззвучная артикуляция.

- Молодцы!

3. Работа с индивидуальными зеркалами

               - Возьмите зеркала. Сейчас мы произнесём звук [о] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (в виде бублика).

               - А как лежит язычок во рту? (язык лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).

               - Хорошо, молодцы!

               - А теперь представьте, что вы увидели гриб большой, красивый, удивились и произнесли: «О!» (картинка гриба).

               - А если пошёл мокрый холодный дождь? (картинка осеннего дождя).

(показать мимикой и при помощи губ в зеркала).

4. Характеристика звука [а]

- Ребята, а звук [о] у нас какой?

- Звук [о] – гласный, поэтому он живёт в красном замке. (картинка красного замка, картинка-символ «Болеет мальчик»).

5. Развитие фонематического слуха (Игра «Чуткие ушки»)

              - Сейчас я вам буду произносить звуки, а вы должны будете повторить их.

              - а-о-у;

              - у-а-о;

              - о-у-а;

              - о-о-а;

              - у-у-о;

              - а-о-а.             

              - Молодцы! Чуткие ушки у вас.

6. Звуковой анализ в слогах (работа с пеналами и фигурками из кружочков)

              - Посмотрите, ребята, к вам пришла Белочка, и она очень шустрая, прыгает по деревьям, осенью запасается едой на зиму.

              - И сегодня Белочка захотела с вами поиграть. Слушайте её внимательно.

              - «Оа».

              - Выложите столько кружочков, сколько Белочка сказала звуков.

              - Сколько всего Белочка сказала звуков?

              - Какой первый был звук?

              - А какой второй был звук?

              - Сложите кружочки в пенал.

              - Слушаем дальше белочку.

              - «Уо».

              - Выложите столько кружочков, сколько Белочка сказала звуков.

              - Сколько всего звуков сказала Белочка?

              - Какой первый был звук?

              - Какой второй?

              - А теперь уберите звук [у].

              - Уберите звук [о].

              - А теперь послушайте Белочка говорит: «Оау!»

              - Выложите столько кружочков, сколько вы услышали звуков.

              - Сколько вы услышали звуков?

              - Какой первый был звук?

              - Какой второй?

              - Уберите звук [о].

              - Молодцы!

7. Дыхательное упражнение (дерево с листочками)

             - Ребята, посмотрите какое дерево для вас приготовила осень, с разноцветными листочками.

             - И вдруг ветерок осенний холодный подул на листочки, и они зашелестели.

             - А давайте и мы с вами вместе подуем на листочки и услышим, как они шелестят.

8. Физкультминутка

             Подвижная игра с мячом «Один-много»

            - Ребята, осень хочет, чтобы мы с вами поиграли в игру «Один-много» с мячиком.

            - Я вам буду называть много, а вы одно.

            - Вёдра-ведро;

            - Кольца-кольцо;

            - Перья-перо;

            - Окна-окно;

            - Письма-письмо;

            - Колёса-колесо.

            - А слово пальто – это упрямое слово. И много пальто, и одно пальто, всё равно будет пальто.

9. Упражнение на определение позиции звука [о] в слове (работа с мышками и прищепками)

               - Ребята, а посмотрите, что ещё нам приготовила осень. (картинки) 

               - Сейчас я вам буду называть слова со звуком [а], а вы должны будете определить, где стоит звук [а] в начале, в середине или в конце.

               Слова: осень, дом, пальто. (картинки).

10. Знакомство с буквой О

               - Ребята, со звуком [о] мы познакомились, но вместе со звуком к нам в гости пришла и буква О.

               - Звук мы с вами говорим и слышим, а букву видим и пишем.

                 «В этой букве нет угла
                 От того она кругла.
                До того она кругла. Покатиться бы могла».

                - Ребята, осень вам принесла конвертики с фасолью. Давайте выложим букву “О” из фасолинок.

               - Молодцы! Какие чудесные буквы у вас получились!

11. Автоматизация звука [о] в предложении (работа со схемами)

               - Ребята, посмотрите на картинку. Что вы на ней видите?

               - Какая пора года на ней изображена?

               - Какое предложение можно придумать по этой картинке?

                Предложение: «Осенью люди собирают урожай».

               - Сколько слов в нашем предложении?

               - Теперь возьмите схемы и выложите предложение.

               - Не забывайте, что первое слово с большой буквы, а в конце предложения мы ставим точку.

               - Молодцы!

               - Уберите слово осенью.

               - Уберите слово люди.

               - А теперь уберите слово урожай.

               - И какое слово у нас осталось?

               - Молодцы!

  1. Рефлексия

               - С каким звуком мы сегодня познакомились?

               - Кто сегодня к вам приходил в гости?

               - А в каком замке живёт звук О?

               - Молодцы, ребята. Все сегодня хорошо работали на занятии, и поэтому осень решила подарить вам свои подарки – каштаны (дети достают каштаны из мешочка).

               

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"

конспект  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"

Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....

Конспект "Знакомство с буквой Ц"

Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...