Конспект "Автоматизация звука С"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Калюжка Елена Александровна

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука С

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект «Автоматизация звука [с] в слогах, словах и предложениях

Вид: фонетическое

Тип: индивидуальное

Продолжительность: 20 минут

Занятие рассчитано на ребенка 6 лет, имеющего полиморфную дислалию.

Этап коррекционной работы: автоматизация звука.

Цель: закрепление правильного произношения звука [с] в слогах, словах, предложении.

Предполагаемый результат: ребенок научится правильно произносить звук [с] в отдельных словах с прямыми и обратными слогами и в составе предложения.

Ресурсы: игрушка сова; картинка с изображением правильной посадки; картинки с изображением символов-артикуляционных упражнений; картинка с изображением артикуляционного профиля звука [с]; звуковая дорожка со змейкой; три сумочки со схематичным изображением позиции звука; деревянный пазл «Сова»; предметные картинки: ананас, сумка, собака, весы, компас, сова, оса, автобус, сок, сахар, глобус, маска, мяч; карандаши; шарик для «игры в футбол»; шнурок, бусины.

Задачи

Содержание

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

                            Вводный этап (организация деятельности)

1.

Привлечь внимание ребенка.

Приветствие.

«Здравствуй! Сегодня мы с тобой отправимся в гости»

Ребенок внимательно слушает.

2.

Помочь ребенку самостоятельно сформулировать цель занятия.  

Знакомство с героем. Логопед показывает игрушку - сову.

«А к кому - догадайся. Послушай загадку:

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло»    

Правильно, это Сова.  Значит, с каким звуком мы будем сегодня работать? Правильно, мы с тобой будем продолжать работу со звуком [С]. Будем стараться произносить его правильно»

Ребенок отгадывает загадку и называет, с каким звуком будет проходить работа.

3.

Организовать правильную посадку ребенка за столом

Рассматривание вместе с ребенком картинки с изображением правильной посадки: руки на коленях, спина ровная, ноги вместе.

Логопед дает инструкцию и сам показывает ребенку, как правильно сесть.

Ребенок выполняет инструкцию.

                        Основной этап

4.

Вырабатывать точность движений органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика с опорой на картинки-символы. Выполнение упражнений: «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Горка», «Качели».

Логопед демонстрирует картинки-символы и сам, если это необходимо, показывает правильное выполнение упражнений.

Ребенок выполняет упражнения перед зеркалом.

5.

Развивать силу и плавность выдоха

Дыхательное упражнение.

«Загнать мяч в ворота»

Логопед предлагает ребенку построить ворота из карандашей и поиграть с совой в футбол.

Логопед дает инструкцию по выполнению упражнения.

Ребенок задувает мячик в ворота

6.

Повторять артикуляционный и акустический образы звука.

 

Рассматривание артикуляционного профиля и обсуждение артикуляционной позы.

Логопед уточняет, как правильно произносится звук [с]:

- Что делают губы?

- Что делают зубы?

- Что делает язычок?

- Есть ли голосок?

- Где проходит воздух?

Если необходимо, помогает ребенку.

Губы растянуты в улыбке, зубы - «заборчиком» с небольшой щелью, язык упирается в нижние зубы изнутри, спинка языка приподнята, голосок «спит», воздух проходит по середине языка.

7.

Отрабатывать произношение изолированного звука [с], контролировать положение органов артикуляции.

Фонетическое упражнение

«Змейка свистит»

Логопед дает словесную инструкцию.

Нужно вести пальцем по звуковой дорожке, продолжительно произнося «с-с-с-с»

Ребенок правильно длительно произносит звук [с] перед зеркалом.

8.

Закреплять умение произносить звук [с] в прямых и обратных слогах

Упражнение «Бусы для совы». Называть слог или серию слогов нанизывать бусинку на шнурок.

Логопед дает словесную инструкцию: «Наша сова большая модница, давай поможем ей сделать бусы. Повторяй слог и надевай бусинку»

Ребенок повторяет слоги и надевает бусинку на шнурок з а каждый слог.

са  са-са  ас  ас-ас

со  со-со  ос  ос-ос

су  су-су  ус  ус-ус

сы  сы-сы  ис  ис-ис

9.

Закреплять умение правильно произносить слова со звуком [с]   и определять позицию звука в слове.

Упражнение  «Назови картинки и разложи в три сумочки». Выкладывание картинок, произнесение слов с выделением звука С, определение места звука в слове и раскладывание по сумочкам: в первую - картинки, в которых звук [с] находится в начале слова, во вторую - со звуком [с] в середине, в третью - со звуком [с] в конце.

Картинный материал: ананас, сумка, собака, насос, весы, компас, сова, оса,  автобус, сок, сахар, конфета, глобус, маска.

Логопед выкладывает перед ребенком предметные картинки и сумочки со схематичным изображением позиции звука (начало, середина, конец слова), дает словесную инструкцию, помогает раскладывать картинки, если нужно.

Ребенок выполняет задание, объясняет свой выбор.

11

Отрабатывать произношение звука [с] в предложении, побуждать к игровому речевому взаимодействию сопряженно с игрой в мяч.

Отраженное повторение предложений, сопряженное с игрой с мячом

Логопед проговаривает предложение и бросает мяч ребенку

В сотах мёд.

Соня кусает сахар.

Сонный сом на дне.

Соня, купи соду.

Соня спала на соломе.

Саня и Соня несут сумку.

В сумке сок, сахар и сыр.

Соне налили суп.  

Соня видит осу.

На обед салат, суп и мясо.

В саду сухой песок.  

Несут ёлку из леса.

Сосулька упала в снег.

Высоко на суку сова.

Самолет летит высоко над лесом.

Ребенок ловит мяч, повторяет предложение, четко произнося звук С, и бросает мяч логопеду.

12

Развивать мелкую моторику.

Вызвать положительный эмоциональный через участие ребенка.

Развитие мелкой моторики - собирание деревянного пазла Сова.

Логопед предлагает собрать пазл и подарить Сове, как её портрет.

Ребенок собирает пазл.

                  Заключительный этап

13

Обобщить полученные умения

Подведение итогов занятия.

Логопед спрашивает, понравилось ли ребенку в гостях у совы; уточняет у ребенка, какой звук нужно было правильно проговаривать на занятии.

Ребенок дает эмоциональный отклик; называет звук, автоматизируемый на занятии.

Литература

Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с детьми: Методическое пособие. М., 2009.

Дошкольная академия. Сборник. - Хабаровск, 2013.

Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт.-сост. Кыласова Л.Е. - Волгоград, 2009.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Учебные пособие. М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...