Развитие фонематического слуха в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Титова Анна Владимировна

Конспекты логопедических занятий по развитию фонематического  слуха в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonematicheskoe_vospriyatie_starshaya_gruppa.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ 1

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. У каждого ребенка бабочка из гуммированной бумаги (диаметр — 3 см) на нитке длиной в 8 см; картинка, в названии которой есть звук «с» или «сь»; фланелеграф; синий и зеленый кружки.

Ход занятия

Упражнение «Подуем на бабочку»

Логопед дает каждому ребенку по одной бабочке. Предлагает взять нитку в руки, приблизить бабочку к губам и подуть: «Ф-у-у-у». Упражнение повторить с перерывом 4—5 раз.

Игра «Насос» (в кругу)

Л о г о п е д. Большой насос надувает большой мяч: «С-с-с»; маленький насос надувает маленький мяч: «Сь-сь-сь». Давайте надувать большой мяч (дети имитируют работу насоса, произносят: «С-с-с» и делают большой круг), маленький мяч (произносят: «Сь-сь-сь» и уменьшают круг).

Упражнение «Какой звук в слове?»

Л о г о п е д. Мы пели песенки большого и маленького насосов. Их песенки похожи на звуки в словах: «с» — большой братец, «сь» — маленький братец.

Детям раздают картинки (примерный их перечень: сумка, лист, снеговик, самолет, синица, капуста, санки, василек, сирень, поросенок, гусь, лисенок, велосипед, месяц...).

Л о г о п е д. В названии ваших предметов есть звуки «с» или «сь». Послушайте, как я назову предметы: «Ссссоба-ка — звук «с», «сссиничка» — звук «сь».

— Теперь вы будете называть свои предметы, и говорить, какой звук есть в этом слове.

Дети по очереди выходят к доске, называют предмет, определяют наличие того или иного звука и ставят картинку на фланелеграф после синего (звук «с») или после зеленого (звук «сь») кружка.

Затем один ребенок называет все слова со звуком «с», другой — со звуком «сь».

ЗАНЯТИЕ 2

Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевое дыхание детей.

Материал. На каждого ребенка и логопеда по одному желтому или красному квадрату (у логопеда оба квадрата); фланелеграф и картинки, изображающие цыпленка, котенка, козленка, собаку, куст, курицу.

Ход занятия

Игра «Птицы»

Л о г о п е д (раздав одной половине группы желтые, другой — красные квадраты). Вы — птицы. У кого красный квадрат, будет петь: «Ю-ю-ю-ю-юууу», у кого желтый — «Я-я-я-яааа». Смотрите, какой квадрат я буду поднимать, и пойте песенки разных птиц.

Логопед в произвольном порядке поднимает квадраты, а дети поют соответствующие песенки (по 3 раза). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Сказка-инсценировка (на фланелеграфе)

Картинки по мере рассказывания выставляются на фланелеграф.

Л о г о п е д. Потерялся цыпленок. Ушел от мамы, долго шел, устал и сел под кустик. А мимо пробегал котенок.

— Котенок, котенок, ты не видел мою маму? — спрашивает цыпленок.

— Нет, не видел. Давай я ее позову: «Мяу-мяу».

Но курица была далеко и не слышала тоненького голосочка котенка. Пошел цыпленок дальше и встретил козленка.

— Козленок, козленок, ты не видел мою маму, курицу? — спрашивает цыпленок.

— Нет, не видел. Давай я ее позову: «Ме-ме-ме». Но и его не услыхала курица.

Идет цыпленок дальше и видит большую собаку.

— Собака, собака, ты не видела мою маму? — жалобно говорит цыпленок.

— Не видела, но я ее сейчас позову: «Ав-ав-ав». Услыхала курица громкий голос собаки, поняла, что это ее зовут, прибежала и закудахтала, обрадовалась, что нашелся ее сыночек.

Посмотрите на картинки. Во всех этих словах есть звук «к» (дети повторяют звук). Послушайте, как громко я буду произносить его в словах: цыпленоК (заглавная буква в словах обозначает, что этот звук интонационно выделяетеся), Куст, собаКа, КотеноК, Козленок, Курица.

Логопед по очереди вызывает детей, они называют предметы и вместе с логопедом повторяют слово, выделяя в нем звук «к». Вся группа также повторяет слово.

ЗАНЯТИЕ 3

Программное содержание. Развивать речевое внимание и фонематический слух детей.

Материал. Большой и маленький кружки любого цвета; фланелеграф и синий и зеленый кружки; картинки, изображающие зайца, корзину, забор, землянику, козу, розу, зебру, зеркало, зонт.

Ход занятия

Игра «Колокольчики»

Дети делятся на две группы — большие и маленькие колокольчики. Они встают друг против друга.

Л о г о п е д. Большие колокольчики звенят: «Дзззынь-дзззынь-дзззынь»; маленькие звенят: «Дззззинь-дззззинь-дззззинь» (дети повторяют звукосочетания). Если я покажу большой кружок, запоют большие колокольчики, маленький — запоют маленькие колокольчики.

Логопед в произвольном порядке показывает кружки, а дети имитируют игру на колокольчиках и поют соответствующие песенки по 3 раза. Затем меняются ролями, и игра повторяется.

Упражнение «Какой колокольчик звенит?»

Л о г о п е д. Когда вы пели песенки больших колокольчиков, то долго произносили звук «з» — «дзззынь», когда пели песенки маленьких колокольчиков, то долго произносили звук «зь» — «дззззинь». Звуки «з» и «зь» — братцы. «3» — большой братец, а «зь» — маленький братец.

— У меня на фланелеграфе картинки, в их названиях есть эти звуки. Послушайте, как я буду произносить слова, чтобы вы отчетливо слышали песенки колокольчиков: зззайка. Какой звук я в слове долго тянула? («З».) Это большой или маленький братец? (Большой.) Я поставлю картинку после синего кружка (дети повторяют слово с выделением звука). Слушайте: «Корзззина». Какой звук я долго тянула? («Зь»; дети повторяют слово, и логопед ставит картинку после зеленого кружка.)

Затем по очереди вызываются дети, они называют предметы с выделением этих звуков, характеризуют их — большой или маленький братец, ставят после соответствующих кружков.

Один ребенок называет все слова со звуком «з», другой — со звуком «зь».

ЗАНЯТИЕ 4

Программное содержание. Развивать фонематический слух и речевое дыхание детей.

Материал. На каждого ребенка и логопеда по одному шарику (диаметр — 3 см) из гуммированной бумаги, фланелеграф и картинки: рак, кукла, матрешка, белка, еж, жук, флажки, кит, кепка, санки, мячики, яблоки; синий и зеленый кружки.

Ход занятия

Упражнение «Подуй на шарик»

Л о г о п е д. Мы с вами дышим: сначала делаем вдох — набираем воздух (показ; дети делают вдох и, положив руку на грудь, чувствуют, что грудная клетка поднялась), потом делаем выдох (показ; дети делают выдох и, положив руку на грудь, чувствуют, что грудная клетка опускается).

У вас шарики, поднесите их поближе ко рту, сделайте спокойный вдох и подуйте на шарик — выдох: «Фу-у-у» (упражнение с перерывом проводится 6—7раз).

Упражнение «Найди братцев»

Л о г о п е д. У меня на фланелеграфе после синего кружка выложены картинки, изображающие предметы, в названии которых есть звук «к» (дети повторяют звук — без призвука гласного).

— Мы уже научились громко говорить звук «к» в словах. Давайте назовем предметы со звуком «к» и громко в словах его произнесем.

Дети по очереди подходят, называют предмет с выделением звука «к» (раК, Кукла, матрешКа, белКа, ежиК, жуК).

Л о г о п е д. Звук «к» — большой братец, но у него есть маленький братец — звук «кь» (дети повторяют звук 2—3 раза). На столе у меня картинки, в названии которых есть звук «кь».

Дети по очереди подходят к столу, берут картинку, называют ее, выделяя в слове звук «кь», ставят ее на фланелеграф после зеленого кружка (флажКи, Кит, Кепка, санКи, мячиКи, яблоКи).

Один ребенок называет все слова со звуком «кь», другой — со звуком «к».

ЗАНЯТИЕ 5

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевой аппарат детей.

Материал. Мяч; фланелеграф и картинка (по одной на каждого ребенка), в названии которых есть звуки «л» и «ль»; синий и зеленый кружки.

Ход занятия

Упражнение «Сделай желобок»

Порядок выполнения упражнения указан в конспекте занятия 20 (для средней группы). Упражнение нужно повторить с перерывами 5-6 раз.

Игра «Скажи, как я» (в кругу с мячом)

Логопед бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч логопеду. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2—3 раза с выделением звука.

Упражнение «Найди братца»

Логопед раздает детям по одной картинке, в названии которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки.

Л о г о п е д. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль» — маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет); теперь со звуком «ль» (проверяет).

Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой — со звуком «ль».

ЗАНЯТИЕ 6

Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и речевой аппарат детей.

Материал. Мяч; ватный комок, слегка для крепости смоченный в крахмале; фишки-игрушки (30-40 шт.).

Ход занятия.

Упражнение «Прокати снежный ком»

Ребенок приседает у стола, кладет ватный комок на край стола и дует на него, произнося: «Фууу» несколько раз, пока тот не докатится до другого края стола.

Упражнение «Болтушка»

Упражнение описано в занятии 12 (для средней группы). Упражнение нужно повторить с перерывами 4-5 раз.

Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)

Л о г о п е д. На каждое мое слово вы будете передавать мяч по кругу, но, если в слове будет звук «р», перебросьте мяч мне. Теперь вы перебросите мяч, если услышите в слове звук «рь». Звуки «р» и «рь» — братцы! Звук «р» — братец большой, а «рь» — маленький братец.

В игре должны принять участие все дети. Звуки «р» и «рь» в словах интонационно выделяются.

Игра «Назови слова»

Логопед предлагает детям называть слова со звуком «р», затем со звуком «рь». За каждое правильное слово ребенку дается фишка-игрушка. В конце игры определяется победитель.

ЗАНЯТИЕ 7

Программное содержание. Развивать фонематический слух и речевое дыхание, речевой аппарат детей.

Материал. Фланелеграф и картинки: мышка, самолет, матрешка, ромашка, дом, мячик, змея, помидор; зеленый и синий кружки; фишки-игрушки (30-40 шт.).

Ход занятия

Упражнение «Прокати снежный ком»

Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 6.

Упражнение «Индюк дразнится»

Порядок выполнения упражнения изложен в занятии 10.

Упражнение «Найди братца»

Л о г о п е д (выставляя на фланелеграфе картинки). В названии этих предметов есть звуки-братцы «м» и «мь».

По очереди дети называют предмет, произнося слово с выделением одного из заданных звуков, и ставят картинку после синего («м») или зеленого («мь») кружков.

Один ребенок называет все слова со звуком «м», другой — со звуком «мь». Картинки убираются.

Игра «Назови слова»

Логопед предлагает детям назвать слова со звуком «мь», затем со звуком «м» (за каждое слово дается фишка-игрушка).

В конце игры определяется победитель.

ЗАНЯТИЕ 8

Программное содержание. Развивать речевое внимание, речевое дыхание и речевой аппарат детей.

Материал. На каждого ребенка по одному ватному шарику; на каждый стол по два кубика; мяч, фишки-игрушки (30-40 шт.).

Ход занятия

Упражнение «Чистим зубы»

Дети облизывают круговыми движениями языка зубы с закрытым и открытым ртом (по 4—5 раз).

Упражнение «Забей мяч в ворота»

На противоположный от детей край стола логопед ставит по 2 кубика — ворота. Дети приседают перед столом, поддувают ватный шарик до тех пор, пока он не попадет в ворота. Дети на выдохе произносят: «Фу-у-у».

Упражнение повторяется два раза с перерывом.

Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)

Л о г о п е д. Я рассказывала, что люди, животные, птицы — живые, а все остальные предметы — неживые. Я буду бросать вам мяч и называть предмет. Если я назову живой предмет, вы стукнете мячом об пол и передадите соседу; если неживой — подбросите мяч вверх и передадите соседу.

В игре должны принять участие все дети.

Игра «Назови слова»

Логопед предлагает детям называть живые предметы, затем неживые (за каждое слово дается фишка-игрушка). В конце игры определяется победитель.

ЗАНЯТИЕ 9

Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух и речевой аппарат детей.

Материал. Мяч.

Ход занятия

Упражнение «Маятник»

Упражнение дано в занятии 18 (младшая группа). Его следует выполнить 4—5 раз, а после короткого отдыха еще 4-5 раз.

Игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец»

Логопед читает стихотворение, а дети добавляют последнее слово в каждое предложение.

Я хотел устроить бал

И гостей к себе... (позвал).

Я взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый... (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не... (идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек... (откусил).

Потом придвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту... (съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек не... (нашли).

Игра «Назови братца» (в кругу с мячом)

Л о г о п е д. Вы знаете, что у звуков есть братцы: у большого братца — звука «р» — маленький братец — звук «рь», у большого братца — звука «б» — маленький братец — звук «бь». Я буду вам бросать мяч и называть большого братца, а вы назовете маленького братца и перебросите мяч мне.

В случае затруднения логопед сам называет маленького братца, а ребенку дает новое задание.

В игре должны принять участие все дети.

ЗАНЯТИЕ 10

Программное содержание. Развивать фонематический слух и речевое дыхание детей.

Материал. Мяч.

Ход занятия

Упражнение «Большие и маленькие волны»

Л о г о п е д. Наш язык умеет показывать волны. Пускай он покажет маленькую волну (медленно провести языком от угла до угла нижней губы и обратно 5—6 раз). Теперь он покажет большую волну (достаточно быстро провести языком по верхней губе и убрать язык — 5— 6 раз).

Чтение скороговорки

Скороговорка читается на два выдоха.

Л о г о п е д. Я вам прочитаю скороговорку и покажу, когда я делаю вдох. (Логопед прижимает руку к груди, делает вдох, на выдохе произносит слова скороговорки и отводит руку от груди. Так два раза.)

Еле-еле Лена ела,

Есть от лени не хотела.

— Я делала два вдоха, а на выдохе говорила скороговорку. Давайте также скажем вместе и будем хорошо выговаривать слова.

Затем скороговорку читают только девочки, потом — только мальчики, в конце по очереди — трое — четверо детей.

Игра «Назови братца» (в кругу с мячом)

Порядок выполнения изложен в занятии 9.

ЗАНЯТИЕ 11

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевой аппарат и дикцию детей.

Материал. Мяч; фишки-игрушки (30—40 шт.).

Ход занятия

Упражнение «Оближем губы»

Упражнение выполняется с приоткрытым и достаточно широко раскрытым ртом. Повторить по 5—6 раз.

Чтение скороговорки

Скороговорка читается на одном выдохе.

Еле-еле Лена ела,

Есть от лени не хотела.

Логопед говорит, что сегодня скороговорку про Лену будут читать на одном выдохе.

Дети хором вместе с логопедом читают скороговорку два раза, затем ее индивидуально читают 5-6 детей.

Игра «Поймай жука» (в кругу с мячом)

Логопед бросает ребенку мяч и произносит слово с выделением звука «ж». Ребенок, поймав мяч, повторяет слово.

В игре должны принять участие все дети.

Л о г о п е д. Теперь вы будете жуками и громко жужжать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек (присядет), его ловить нельзя.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2—3 детей-победителей.

Игра «Назови слова»

Логопед предлагает детям называть слова со звуком «ж» (за каждое слово дается фишка). В конце игры определяется победитель.

ЗАНЯТИЕ 12

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание и речевой аппарат детей.

Материал. Стойки с натянутой леской с бабочками на нитках длиной в 10 см; мяч.

Ход занятия

Упражнение «Мишка ест мед»

«Широким» языком «слизывать» мед — проводить языком! вдоль ладони. Упражнение повторить 7—8 раз с перерывом.

Игра «Чья бабочка дальше полетит?»

Трое детей подходят к стойке, по сигналу логопеда: «Бабочки, летите», дуют на бабочку: «Фу-у-у». Чья бабочка дальше полетит, тот и выиграл.

В игре должны принять участие все дети.

Игра «Назови звук» (в кругу с мячом)

Л о г о п е д. Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а вы должны сказать: «рь»; «молллоко» — «л»; «самолеТ» — «т».

В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, логопед сам называет звук, а ребенок повторяет.

ЗАНЯТИЕ 13

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, речевой аппарат и дикцию ребенка.

Материал. Фланелеграф и картинки: барабан, белка, волк, вилка, гитара, гриб, дом, девочка, зонт, зеркало, кукла, кит.

Ход занятия

Упражнение «Индюк дразнится»

Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 10 (для средней группы). Упражнение выполнить 5—6 раз.

Чтение скороговорки

Скороговорка читается на два выдоха — по две строчки на выдох.

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девочки, потом только мальчики и 2—3 ребенка индивидуально.

Упражнение «Назови первый звук слова»

Л о г о п е д. У меня разные картинки, давайте их

назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь».

Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

ЗАНЯТИЕ 14

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевой слух и дикцию детей.

Материал. Фланелеграф и картинки: лампа, лиса, мак, мишка, носки, незабудка, паровоз, пингвин, роза, редиска, сумка, синица, мяч.

Ход занятия

Упражнение «Почистим зубы»

Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 8. Упражнение выполняется с открытым и закрытым ртом по 5-6 раз.

Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец»

Не будильник, а разбудит,

Запоет, проснутся люди.

На голове гребешок,

Это Петя-... (петушок).

***

Я сегодня утром рано

Умывался из-под... (крана).

***

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало...(жарко).

***

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния... (сверкнула).

Упражнение «Назови первый звук слова»

На фланелеграфе картинки.

Дети называют предмет, выделяя в слове первый звук, и звук изолированно.

Игра «Назови первый звук своего имени» (в кругу с мячом)

Логопед предлагает ребенку, которому бросит мяч, назвать свое имя с выделением первого звука и этот же звук произнести изолированно.

В игре принимают участие все дети.

ЗАНЯТИЕ 15

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. По одной картинке на ребенка: картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; столько же картинок, названия которых начинаются с мягкого согласного.

Ход занятия

Упражнение «Понюхай цветок»

Логопед предлагает детям «понюхать» цветок — вдох через нос, выдох через рот; на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х-х».

Упражнение повторить 5—6 раз. Потом сначала тихо, затем громче и громче дети вместе с логопедом говорят: «Как хорошо пахнет цветок — ах!»

Чтение чистоговорки

Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдоха (по две строки на выдох).

Чок, чок, каблучок

Наступил на сучок,

Оторвался, поломался,

Чок, чок, каблучок.

Чистоговорку читают хором 2 раза, затем 4-5 детей индивидуально.

Игра «Найди братца»

Логопед раздает детям картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; на ковре, или столе выкладывает картинки, названия которых начинаются с парного — мягкого согласного.

Л о г о п е д. Посмотрите, что у вас нарисовано. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово. Ваши маленькие братцы гуляют на поляне (показывает на ковер). Найдите их.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети самостоятельно или с помощью воспитателя не найдут нужную картинку. Ребенок, который первым подберет пару, выигрывает.

ЗАНЯТИЕ 16

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Мяч.

Ход занятия

Чтение чистоговорки

Предложите детям прочитать чистоговорку, выученную на предыдущем занятии, на одном выдохе.

Если детям будет трудно ее читать на одном выдохе, предложите читать на два выдоха.

Игра «Назови первый звук слова» (в кругу с мячом)

Логопед бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя первый звук, ребенок перебрасывает мяч логопеду и называет первый звук слова.

В игре должны принять участие все дети.

Игра «Изменилась песенка» (звуки-товарищи «Ж» и «Ш»)

Логопед. Вспомните, как жужжит жук («ж-ж-ж»).

Вот что однажды произошло с жуком: он летел и так громко жужжал, что потерял голос и стал петь не звонко. У него получалась песенка: «Жж-ж-ж-ж-шш-ш-ш» (дети повторяют). Чью песенку пел жук? (Ветра.) Когда я покажу на мальчиков, они будут петь звонкую песенку жука: «Ж-ж-ж-ж»; когда покажу на девочек, они будут петь не звонкую песенку жука: «Ш-ш-ш-ш». (Дети делятся на две группы — мальчики и девочки. Упражнения повторяются 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.) Когда жук пел звонко, с голосом, то его песенка была похожа на звук «ж»; когда пел без голоса, песенка была похожа на звук «ш». Звуки «ж» и «ш» — товарищи. «Ж» произносится с голосом, А «ш» — без голоса (дети повторяют).

Я научу вас проверять, с голосом или без голоса произносится звук. Подставьте ладошку к горлу и произносите долго «Ж-ж-ж-ж» — горлышко «играет» (кто не ощущает, целесообразно предложить приложить руку к горлу логопеда). Значит, звук «ж» — звонкий и произносится с голосом. Теперь скажите: «Ш-ш-ш-ш» — горлышко «не играет», этот звук произносится без голоса, он не звонкий.

ЗАНЯТИЕ 17

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание и дикцию детей.

Материал. Мяч.

Ход занятия

Чтение чистоговорки

Дети выучивают скороговорки и затем читают их на два выдоха.

Ручеек, ручеек, дай водички на чаек.

Мы чаек горячий будем пить на даче.

Игра «Назови братца» (в кругу с мячом)

Логопед бросает мяч ребенку и называет согласный звук (твердый или мягкий), ребенок называет его пару и перебрасывает мяч логопеду.

В игре должны принять участие все дети.

Звуки-товарищи «Г» и «К» (рассказ «Как кукушка голос потеряла»)

Логопед читает детям рассказ «Как кукушка голос потеряла»:

«Пошел Ваня в лес послушать, как поет кукушка. Идет по лесу, слушает, а кукушка все не поет.

«На высоком на суку, где ты прячешься?» — спрашивает мальчик. Кукушка отвечает издалека: «Ку-ку, ку-ку».

Ваня спрашивает: «Кукушка, кукушка, ты что так тихо поешь?» Кукушка подлетела поближе и запела громче: «Ку-ку, ку-ку».

А Ваня шутит: «Все равно не слышу». Тогда кукушка как запоет звонко, громко: «Гу-гу, гу-гу».

Услыхал такую песенку мальчик и засмеялся».

Л о г о п е д. Почему он засмеялся? (Дети отвечают, что кукушка пела не свою песенку.) Кукушка перепутала в песенках звуки «к» и «г», «Г» произносится с голосом, звонко (дети проверяют); «к» произносится без голоса, незвонко (дети проверяют). Звуки «г» и «к» — товарищи. Какие еще звуки-товарищи вы знаете? («Ж» и «ш».)

ЗАНЯТИЕ 18

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Предметные картинки: рак, стол, жук, дом, телефон, топор, мяч, гусь, петух, слон, лист, олень.

Ход занятия

Чтение чистоговорки

Предлежите детям прочитать любую чистоговорку, выученную на предыдущем занятии, на одном выдохе.

Если детям будет трудно это сделать, предложите читать на два выдоха.

Упражнение «Назови последний звук слова»

Л о г о п е д. Мы уже умеем называть первый звук слова, а сегодня научимся называть последний звук. Послушайте, как я найду и назову последний звук в слове «шар» — шаррр — «р»,,в слове «кот» — коТ — «т».

Логопед по очереди вызывает детей, показывает картинки, они называют предмет, выделяют в слове последний звук и произносят его изолированно.

Игра «Будь внимательным» (в кругу)

Л о г о п е д. Я буду называть разные слова: если слово обозначает живой предмет, вы покружитесь, неживой — присядете (предметы называются в произвольном порядке).

ЗАНЯТИЕ 19

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Картинки, подобранные так, чтобы можно было, составить пару предметов, которые начинаются с одинаковых звуков (сумка — солнце, бегемот — белка, вилка — вишня, воробей — волк, груша — гриб, лебедь — лиса).

Ход занятия

Игра «Найди пару»

Одну из пары картинок логопед дает ребенку, другую кладет на стол или ковер.

Л о г о п е д. Вы должны найти предмет, название которого начинается с того же звука, что и ваше слово.

По сигналу «Найди пару» дети находят пару к своей картинке.

Логопед проверяет правильность выполнения задания, отмечает победителей — тех, кто быстрее выполнил задание.

«Что случилось с погремушкой?» (звуки-товарищи «3» и «С»)

Л о г о п е д. Послушайте, что однажды произошло. Играла девочка в погремушку. «З-з-з», — пела погремушка (дети повторяют). Но вдруг она упала и разбилась. Девочка начала в нее играть, а погремушка поет: «С-с-с» — потеряла голос.

Когда погремушка была целой, она пела звонкую песенку. Проверьте.

Когда она разбилась, то как она пела? Звонко? Проверьте.

Звуки «з» и «с» — звуки-товарищи. «3» произносится звонко, с голосом, а «с» — не звонко, без голоса. Какие еще звуки-товарищи вы знаете? («Ж» — «ш»; «г» — «к»).

ЗАНЯТИЕ 20

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание и дикцию детей.

Материал. Какой-либо заменитель дудочки, деревянный молоточек.

Ход занятия

Упражнение «Какой звук заблудился?»

Логопед предлагает детям отгадать, какой звук «заблудился» и исправить ошибку — сказать правильно. Вот колючий, серый ешик... На крылечке сидит кожечка... На травинку села красивая стрекоса... Мама намазала хлеб мазлом...

Игра «Пастушок» (в кругу)

Логопед имитирует игру на дудочке, просит всех подпевать:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду...

Выбирается пастушок, он встает в середину круга. Дети идут по кругу и поизносят вместе с логопедом:

Аи ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

Пастушок «играет» на дудочке. Затем выбирается новый пастушок, и игра повторяется.

Игра «Молоток»

Логопед постукивает деревянным молоточком по столу и говорит:

Тук-тук-тук,

Ток-ток-ток,

Бей покрепче, молоток.

Л о г о п е д. У дудочки песенка звонкая, она начинается со звука «д» — Это звонкий звук. Проверьте. А песенка молоточка не звонкая. Она начинается со звука «т», а он не звонкий. Проверьте. Звуки «д» и «т» — товарищи. Назовите другие звуки-товарищи. («Ж» — «ш»; «з» — «с»; «г» — «к».)

ЗАНЯТИЕ 21

Программное содержание. Развивать фонематический слух детей, работать над темпом речи.

Ход занятия

Игра «Карусель» (в кругу)

Логопед произносит текст, дети совершают указанные в нем действия.

«Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели (дети бегут по кругу).

А потом быстрей, быстрей, все быстрей, быстрей, быстрей (темп ускоряется).

Тише. Тише, тише, тише (темп замедляется).

Карусель остановите (дети останавливаются).

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра (дети качают руками вниз - вверх и опускают их)».

Игра повторяется 2 раза.

Звуки-товарищи «В» и «Ф» (рассказ «Валя-Валюша»)

Логопед рассказывает детям историю:

«У Вали рос фикус. Она ухаживала за ним, поливала водой. Но однажды она забыла полить фикус, и ей приснился сон, что фикус завял и говорит ей: «Фалёчка, Фалечка, полей меня фодичкой». Проснулась Валюша, подошла к окну и полила фикус. Больше она не забывала его поливать».

Л о г о п е д. Почему фикус называл девочку Фалечкой и попросил полить его фодичкой? (Если дети не смогут ответить, что фикус потерял силу, перепутал звуки, это объясняет логопед).

У него не было сил, голоса, поэтому он вместо звонкого звука «в» говорил не звонкое «ф» (дети проверяют). Звуки «в» и «ф» — товарищи, «в» — звонкий звук, произносится с голосом, а «ф» — не звонкий звук, произносится без голоса.

ЗАНЯТИЕ 22

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Мяч, фланелеграф и картинки: яблоко, юбка, ежик, ель, ягода, юла.

Ход занятия

Чтение считалочки

Дети разучивают и на два выдоха читают считалочку:

Таря-Маря в лес ходила,

Шишки ела, нам велела.

А мы шишки не едим,

Таре-Маре отдадим.

Игра «Назови братца» (в кругу с мячом)

Логопед называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку; тот называет парный мягкий согласный и перебрасывает мяч логопеду.

В игре должны принять участие все дети.

Упражнение «Назови первый звук»

На фланелеграфе выкладываются предметные картинки.

Л о г о п е д. Послушайте, с какого звука начинаются все слова (произносит слова с выделением звука «й»). Первый звук в словах «й» — это самый короткий звук (дети произносят звук несколько раз без призвука гласного).

ЗАНЯТИЕ 23

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое дыхание и речевой аппарат детей.

Ход занятия

Упражнение «Болтушка»

Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 12 (для средней группы). Повторить 5—6 раз.

Чтение считалочки

Смотри предыдущее занятие.

Звуки-товарищи «Б» и «П» (сказка «Ягненок и котенок»)

Логопед рассказывает детям историю:

«Пошел ягненок гулять, звонко поет свою песенку: "Бе-бе-бе-бе...". Встретил он маленького котенка. Очень котенку понравилась песенка ягненка. Захотел он так же спеть, но у него получалось: "Пе-пе-пе".

— Нет, не так ты поешь, — говорит ягненок. — Нужно "бе-бе-бе".

— Пе-пе-пе, — опять поет котенок.

— Нет, не так ты поешь, — говорит ягненок. — Нужно "бе-бе-бе".

— Пе-пе-пе, — опять поет котенок.

— Нет, это не моя песенка, — говорит ягненок. — Но ты не печалься, у тебя ведь есть своя песенка, и ты очень хорошо ее поешь.

— Мяу, мяу, — запел котенок и побежал к маме».

Л о г о п е д. Какую песенку пел ягненок? («Бе...»)

Как пел котенок? («Пе...»)

Звуки «б» и «п» — товарищи. «Б» произносится с голосом, он звонкий, а «п» произносится без голоса, он незвонкий. (Дети проверяют.)

Назовите все звуки-товарищи, которые вы знаете. («Ж» — «ш»; «з» — «с»; «д» — «т»; «в» — «ф»; «б» — «п»; «г» — «к»).

ЗАНЯТИЕ 24

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевой аппарат детей.

Материал. Три сюжетные картинки: у девочки кукла; у мальчика мячик; у детей шары; мяч.

Ход занятия

Упражнение: «Послушный язычок»

Л о г о п е д. Мы умеем давать задания нашему язычку, и он у нас стал послушным. Он научился быть длинным и широким (язык опускается за нижнюю губу — дети повторяют это два раза), может свернуться и сделать желобок (З раза) может дразниться, как индюк (повторить 6—7 раз).

Игра «Телефон»

На столе у логопеда разложены сюжетные картинки. Вызываются трое детей. Они встают в ряд. Последнему логопед тихо говорит предложение, связанное с сюжетом одной из картинок; тот — соседу, а он — первому ребенку. Этот ребенок произносит предложение громко, подходит к столу и показывает соответствующую картинку.

Игра повторяется 3 раза.

Игра «Назови товарища» (в кругу с мячом)

Л о г о п е д. Я буду называть звук, который произносится с голосом, звонко, а вы назовете его товарища, который поизносится без голоса, не звонко («б» — «п», «в» — «ф», «г» — «к», «д» — «т», «з» — «с», «ж» — «ш»).

После того как все дети примут участие в игре, задание меняется: воспитатель называет глухой согласны, а дети — звонкий.

ЗАНЯТИЕ 25

Программное содержание. Развивать фонематический слух и речевое внимание детей.

Материал. Фланелеграф и картинки: шуба, жуки, рыба, лягушка, лодка, черепаха, щенок, репа, забор, сумка, цапля, роза; синий и зеленый кружки (по одной картинке на ребенка).

Ход занятия

Игра «Волшебные барабаны»

Л о г о п е д. Барабаны будут бить, пока дирижер машет палочкой. Тогда слышны части слов. Когда дирижер опускает палочку, барабаны произносят все слово целиком. Например, дирижер показывает картинку, где нарисована роза, барабаны бьют: «Ро-ро-ро»; когда палочка опустится, они стукнут: «Ро-за».

Называются слова: шу-ба, жу-ки, ры-ба, ля-гушка, че-ре-паха, ще-нок, ре-па, сум-ка, цап-ля, лод-ка, за-бор.

Первые слоги произносятся по 3 раза, затем называется все слово.

Игра «Найди свой домик»

Логопед дает одному ребенку синий кружок, другому — зеленый, всем остальным — по одной предметной картинке, названия которых начинаются с мягкого или твердого согласного звука.

Л о г о п е д. Большие братцы — твердые звуки слов — будут жить в синем домике, а маленькие братцы — мягкие согласные — в зеленом домике. Посмотрите, что нарисовано у вас на картинках, подумайте, с какого звука начинается слово.

После сигнала «Найди свой домик» дети бегут в «свои» домики. Логопед проверяет правильность выполнения задания. Выигрывает та команда, которая допустила меньше ошибок.

Дети меняются картинками, и игра повторяется.

ЗАНЯТИЕ 26

Программное содержание. Развивать фонематический слух и речевой аппарат детей.

Материал. Мяч; предметные картинки: санки, мячик, грибы, лук, кошка, лебедь, лист, кукла, мышка, слива, ведро, лента.

Ход занятия

Упражнение «Сделай желобок»

Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 20 (для средней группы). Упражнение повторить 6—7 раз.

Упражнение «Болтушка»

Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 12 (для средней группы).

Игра «Назови звук» (с мячом в кругу)

Логопед называет слово с выделением любого согласного звука, ребенок, которому брошен мяч, называет звук и перебрасывает мяч логопеду.

Упражнение «Волшебные звуки»

Л о г о п е д. В словах есть один звук, который произносится громче и дольше всех других. Давайте находить в словах такие звуки. Послушайте, как я назову этот предмет (указывает на санки): сааанки. Какой звук я произносила долго? («А».) Послушайте и назовите тот звук, который я дольше буду произносить в слове «грибы» — грибыыы («ы») и в слове «Лууук» («у»).

Теперь вы будете называть предметы и находить такие звуки (мячик — «а», кошка — «о», лебедь — «э», лист — «и», лягушка — «у», кукла — «у», мышка — «ы», слива — «и», рыба — «ы», ведро — «о», лента — «э»).

Ребенок называет предмет, затем — с помощью воспитателя и самостоятельно — называет ударный гласный звук.

ЗАНЯТИЕ 27

Программное содержание. Развивать фонематический слух детей и речевой аппарат.

Материал. Мяч; фланелеграф и картинки: ромашка, мак, тюльпан, роза, нарцисс, сирень, колокольчик, василек, георгин.

Ход занятия

Упражнение «Уколем пальчик»

Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 16 (для младшей группы). Упражнение повторить 6—7 раз.

Упражнение «Индюк дразнится»

Порядок выполнения упражнения изложен в конспекте занятия 10 (для средней группы).

Игра «Назови первый звук слова» (в кругу с мячом)

Логопед называет любые слова, которые начинаются с согласных звуков, дети называют эти звуки.

В игре должны принять участие все дети (не менее 2 раз).

Игра «Цветочный магазин»

Логопед выставляет на фланелеграфе картинки с изображением цветов, вместе с детьми называет их.

Л о г о п е д. Эти цветы продаются, но купить их сможет только тот, кто правильно назовет цветок и первый звук слова.

В игре должны принять участие все дети, поэтому можно использовать парные картинки: красная и желтая роза, красный и сиреневый тюльпан и др.

Л о г о п е д. Какие еще цветы мы попросим привезти на следующее занятие? (Дети называют знакомые цветы.)

ЗАНЯТИЕ 28

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание и дикцию детей.

Материал. Мяч; большой лист бумаги и фломастер.

Ход занятия

Чтение скороговорки

Дети разучивают и читают скороговорку (на один выдох):

У мухи нет уха, нет уха у мухи.

Чтение скороговорки можно провести как соревнование: кто быстрее и правильнее ее скажет.

Игра «Назови братца» (в кругу с мячом)

Логопед в произвольном порядке называет твердые и мягкие согласные звуки, а дети — их пары.

В игре должны принять участие все дети.

Игра «Нарисуем дом для Незнайки»

Л о г о п е д. Дети построили новый дом для игрушек. У Незнайки тоже есть комната (показывает на лист бумаги). Но в ней ничего нет. Давайте поможем ему обставить комнату мебелью, купить то, что нужно ему в хозяйстве и что он будет есть. Но в названии всех предметов должен быть звук «р».

Дети называют слова, логопед схематично их рисует на бумаге.

Примерный перечень: кровать, люстра, торшер, телевизор, радио, ковер, картина, кружка, простыня, ручка, гитара, сыр, мороженое, торт, груша, рыба...

Л о г о п е д. Сегодня мы купили Незнайке много вещей и продуктов, а в следующий раз мы купим другие предметы. Этот рисунок мы оставим до следующего занятия.

ЗАНЯТИЕ 29

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Мяч; картина с комнатой Незнайки.

Ход занятия

Чтение скороговорки,

Дети разучивают и читают скороговорку на один выдох:

У Зины в корзине бузина.

Чтение скороговорки можно провести как соревнование.

Игра «Назови товарища» (в кругу с мячом)

Логопед называет глухой согласный звук, ребенок — его пару. Когда в игре примут участие все дети, задание меняется: логопед называет звонкие согласные, дети — их пару.

Игра «Нарисуем дом для Незнайки»

Л о г о п е д. Сегодня для Незнайки мы будем покупать предметы, в названии которых есть звук «к».

Дети называют слова, воспитатель схематично рисует предметы.

Примерный перечень: столик, стульчик, табуретка, кастрюля, сковорода, ложка, ножик, вилка, скатерть, шкаф, подушка, чашка, тарелка...

Л о г о п е д. Теперь у Незнайки в комнате много вещей. Ему будет удобно жить.

ЗАНЯТИЕ 30

Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал. Мяч, фишки (или счетные палочки).

Ход занятия

Чтение скороговорки

Дети разучивают и читают скороговорку на один выдох:

От топота копыт пыль по полю летит.

Чтение скороговорки можно провести как соревнование.

Игра «Эрудиты»

Логопед делит детей на две группы. Они садятся друг против друга. Воспитатель задает им по очереди вопросы. За правильный ответ откладывается фишка или счетная палочка.

Вопросы и задания

· Какой первый звук в слове «ёлка»?

• Какой последний звук в слове «дождь»?

• Назови братца звука «р».

• Назови товарища звука «ф».

• Какой звук в слове «машина» произносится дольше всех?

• Скажи слово «самолет» и выдели в нем звук «ль».

• Назови слово, которое начинается с последнего звука слова «стол».

• Назови транспорт, в названии которого есть звук «ль».

• Назови музыкальный инструмент, в названии которого есть звук «рь».

• Назови цветок, в названии которого есть звук «ш».

• Назови слово, которое начинается со звука «зь».

• Назови слово, которое начинается со звука «сь».

• Назови слово, которое кончается звуком «т».

• В конце игры определяется команда-победитель, которая выполнила больше заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...