звук и буква А
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Титова Анастасия Николаевна

конспект по обучению грамоте подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_a.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Звук и буква А

Цель: создание условий для  знакомства детей со звуком и буквой А.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  •  Упражнять в четком произнесении звука.
  • познакомить детей с механизмом образования звука А;
  • продолжать учить выделению начального ударного гласного
  • Определение позиции звука А в слове.
  • Дифференциация А-У в ряду закрытых слогов
  • придумывание слов с заданным звуком
  • продолжать учить анализу звукового ряда из двух гласных.
  • учить детей выделять звук А из состава слогов, слов и предложений;

коррекционно-развивающие:

  • развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
  • учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль;

корреционно-воспитательные:

           воспитывать доброжелательность, позитивное отношение друг к другу,      готовность прийти на помощь.

Оборудование: зеркала, наборы цветных фишек для составления звуковых схем, предметные картинки со звуком А в начале, середине и конце слова;

разрезные азбуки, счетные палочки, карандаши, тетради.

Интеграция: Социально-коммуникативная конструирование из палочек буквы А.  Художественно-эстетическое «Песенка про манную кашу» Л. Абелян. Физическое развитие: физминутка «Как живешь».

Здоровьесбережение: Физическое развитие: физминутка «Как живешь», массаж  пальцев «Умывание», гимнастика для глаз «Солнечный зайчик».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Правило поведения на занятии.

 - Раз, два, три, четыре, пять

 Будем мы сейчас опять

 Смотреть, слушать, размышлять,

 Но друг другу не мешать.

 Внятно, четко говорить,

 Не вертеться, не шалить.

2. Повторение звука [У], припоминание рассмотренных ранее картинок на         У.  

Логопед предлагает датам выделить начальный звук в словах; утка, удочка, утюг и т.д. Вспомнить, какие звуки называют гласными, а какие согласными.

 3. Основная часть 

Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [а].

Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.

1)Развитие артикуляционной моторики.

 - упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;

 - упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».

2) Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

-Развитие диафрагмального дыхания.

 - А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуваем живот).

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

-Голосовые упражнения:

Произнесение звука [А], наблюдение за артикуляцией, характеристика (звук  произносится логопедом, детьми, хором и индивидуально).

 - Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;

 - А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.

 Вывод: звук  [А] – гласный.

4. Выделение звука [А] на слух ( с закрытыми глазами):

а) из ряда гласных: уа, ау, аи, иу, иа, ао, уиа, иуа…;

б) из обратных слогов: ал, уп, оп, ам, ах, ух, им, он…;

в) из слов: азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, ( туфли , тапки,  

    бант, бинт, бунт, книжный)… .

5.  Анализ звукового ряда из двух гласных – игры: «Отгадай, сколько произнесу   звуков», «Отгадай и назови звуки»:

                                 ау        уа         аи         иа

         иу        уи         ао          оа

6. Определение позиции звука в словах: арбуз повар камень аист лиса кошка

7. Массаж пальцев «Умывание»

Массаж пальцев «Умывание»

Знаем, знаем – да, да, да,

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-нож-ку,

Поочередно массируют каждый палец

Нет, не понемножку –

Посмелей!

Будет умываться веселей!

Энергично растирают ладони и кисти рук

8. Придумывание слов с заданным звуком

9. Гимнастика для глаз

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик».

 

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

 

Прыг на носик, на плечо.

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

Вот закрыли мы глазки,

А солнышко играет:

Щечки нежно пригревает.

 

Дети выставляют вперёд ладошку.

Ставят на ладонь указательный палец   другой руки.

 

Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются к носу, вновь отводят вперёд, затем последовательно до плеча, лба, другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.

Закрывают глаза ладонями.

10. Звуковой анализ слова МАК

Выкладывание звуковой схемы слова цветными фишками

11. Физминутка "Как живешь?"

Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)

Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)

А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)

Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)

Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)

А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)

Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)

А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

12.Знакомство с буквой А:

А - начало алфавита

Тем она и знаменита

А - узнать её легко

Ноги ставит широко

рассматривание демонстрационной карточки, отыскивание  буквы в разрезной азбуке, обведение контура буквы А, выкладывание из палочек образа буквы печатание буквы на доске и  в тетрадях.

13.Итог

 - Какой звук изучали?

 - Какой это звук?

 - Почему он гласный?

 - Какой ещё знаете гласный звук?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....