Конспект логопедического занятия "Русский язык"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тершукова Елена Викторовна

Конспект подгруппового занятия учителя-логопеда с детьми с ТНР (подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект

подгруппового занятия учителя-логопеда с детьми

в подготовительной к школе группе

для детей с ОВЗ (тяжелое нарушение речи):

«Русский язык»

                           Учитель-логопед  

                          4 речевой группы

                                                     Тершукова Елена Викторовна

Санкт-Петербург

2021

ЦЕЛИ:

-  Углубление  и расширение представлений детей о русском языке и о средствах его выражения.

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

-  Расширять и конкретизировать  представления детей о разнообразии языков мира, о русском языке;

-  Познакомить с буквами старинного русского алфавита;

-  Упражнять в образовании имен прилагательных;

- Упражнять в словотворчестве при помощи образовании существительных с суффиксами (длиннохвостка, возилка, бегунок, копытка и т.д.);

- Упражнять в образовании имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов.

Развивающие:

- Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

- Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей (на материале словотворчества);

- Развивать общую моторику и координацию движений.

Воспитательные:

- Продолжать воспитывать умение внимательно выслушивать ответы товарищей, уважать мнение своих товарищей;

- Воспитывать активность, самостоятельность высказываний;

- Воспитывать способность к самоконтролю, самооценке.

Словарная работа: закрепление и активизация словаря: существительные – названия стран и народов мира; прилагательные – немецкий, испанский, японский и т.д. 

Материал и оборудование: глобус, ноутбук, презентация в программе PowerPoint, записи фраз на разных языках (с сайта zvukipro.com), стихотворение С. Фурина «За руки возьмемся…», мнемотаблица стихотворения, мягкий мяч, фигурки животных, «волшебная палочка», таблица с алфавитом, Буквицы по количеству детей.

Использованные современные технологии:

Технология ТРИЗ, мнемотехника, ИКТ – технология, здоровьесберегающая технология, игровая, технология сотрудничества.

Ход занятия.

Этап занятия

Ход занятия

Материалы и оборудование

1

Орг. момент

Л.: Ребята, сядьте на свои места. Садитесь удобно, спина прямая и ровная.

2

Психогимнастика «Тепло сердец».

Л.: - У нас в груди бьется теплое и доброе сердце. Давайте, поделимся  его теплом сначала друг с другом, а потом со всем миром.

3

Введение в тему занятия.

Сегодня сначала мы поговорим о разных странах в мире. Посмотрите, пожалуйста,  на глобус.

Кто знает, что такое глобус?

Верно, это макет нашей планеты Земли.

Посмотрите, как много стран на Земле. Есть большие – наша Россия, Америка, Китай. Есть поменьше, а есть совсем маленькие.

В разных странах живут разные люди, и все они говорят на разных языках.

Рассматривание стран на глобусе

4

Д/игра «Какой язык?»

Давайте, поиграем. Я буду называть народ, а вы говорите, на каком языке он говорит. Например, немцы – говорят на немецком языке.

Л. бросает мяч детям по очереди, называя народ: испанцы, японцы, китайцы, французы и т.д. Дети ловят мяч и отвечают: - Испанский, японский, китайский и т.д.

Игра с мячом

5

Прослушивание приветствий на разных языках

А хотите послушать, как звучат эти языки?

Л. показывает слайд с изображением людей в национальной одежде, называет народ, дети слушают приветствие на соответствующем языке.

Слайды; запись голосов

6

Разучивание стихотворения по мнемо-

таблице

Как вы думаете, когда лучше жить людям – когда ссоры, драки, или когда дружба и мир? Ну, конечно же, народы всего мира тоже хотят жить дружно и договариваться друг с другом.

Послушайте стихотворение (Л. говорит и показывает мнемотаблицу):

За руки возьмемся –
Встанем в круг.
Каждый человек
Человеку друг.
За руки возьмемся –
Пусть пойдет
По земле
Огромный хоровод.

Помогайте мне, говорите вместе со мной.

мнемотаблица

7

Динамическая пауза

Встаньте в круг. Говорите вместе со мной:

За руки возьмемся – (раскачивать руками)

Встанем в круг (руки друг другу на плечи)

Каждый человек (покачивания на месте)

Человеку друг (покачивания на месте)

За руки возьмемся (раскачивать руками)

Пусть пойдет (ходьба в хороводе)

По земле
Огромный хоровод.

8

Беседа о русском языке

Мы с вами живем в России. Мы – россияне. И говорим мы на русском языке.

Многие писатели, поэты, ученые называют русский язык красивым, богатым.

Как вы думаете, почему наш русский язык можно назвать богатым?

(много разных слов, песен, стихов, сказок)

А почему можно назвать его красивым?

(можно говорить красивые, добрые слова, петь красивые песни)

А можно назвать наш язык веселым?

(да, можно пошутить, рассказать веселые истории, спеть веселую песню)

9

Игра «Дразнилка».

Я предлагаю вам поиграть  в игру со смешными словами. Она называется

 «Дразнилка».

Надо придумать животным другие названия, необычные.

Л. берет фигурку кошки. – У меня кошка. У кошки пушистая шерсть. Можно назвать ее Пушистик. У кошки есть когти. Можно назвать ее Когтишка. Кошка любит мурлыкать. Можно назвать ее Мурлыка.

А теперь вы возьмите фигурки,  рассмотрите части тела, вспомните, что это животное умеет делать и подумайте, как можно его назвать по-другому  (Л. предлагает детям выбрать фигурки в коробке).

(Лошадь: длиннохвостка, возилка, бегунок, копытка и т.д.) 

Какие интересные, необычные имена вы придумали для животных!

слайд со смайликом

«Дразнилка»

Фигурки животных

10

Динамическая пауза «Большой-маленький»

А еще с помощью языка можно превращать предметы в большие и маленькие. Например, я скажу: - Дом. А потом: - Домик. Что получилось?

 (Дом стал маленьким)

А теперь: Домище! Что получилось?

(Дом стал огромным)

А теперь я возьму «волшебную палочку» и буду превращать вас в больших и маленьких животных! Встаньте, пожалуйста, так, чтобы не мешать друг другу.

Л. называет: - Зайчик. Зайчище. Лисища. Лисичка. И т.д. Дети изображают больших и маленьких животных.

А теперь превращаю вас обратно в умных и внимательных детей.

слайд

«Зарядка»

11

Знакомство с русскими буквами

Чтобы что-то сказать, рассказать, нужен язык, речь. А если человек хочет что-то записать, нужны буквы. Вы уже знаете много букв. А все буквы в языке – это алфавит. Вот наш русский алфавит.

А раньше на Руси был немного другой алфавит. Каждая буква в нем имела свое название: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете…

И дети учили все эти названия.

А когда писали книги, то первую, заглавную букву, рисовали очень красивой, узорчатой. И называлась она – Буквица.

Я приготовила для вас буквицы – первые буквы ваших имен. Дома вы их разукрасите разными узорами.

Таблица с алфавитом.

Слайд – старый русский алфавит

Слайд – буквицы

Буквицы на листах – по количеству детей

12

Итог занятия рефлексия.

Теперь я вас прошу подойти ко мне.

Что для вас было самым интересным сегодня?

А какие задания показались самыми трудными?

А кто считает, что полностью справился с заданиями?

Мне тоже было с вами сегодня интересно. Вы прекрасно размышляли и придумывали интересные слова.

Наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических компонентов языка по лексической теме «Человек и его тело»

Занятие направлено на зкрепление знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции, закрепление в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, ви...

Конспект логопедического занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с моторной алалией». Возраст 6-7 лет

Занятие с участием детей с общим недоразвитием речи II уровня, моторной алалией. Цель занятия: "Формирование лексико-грамматических средств языка на материале лексической темы "Зима""....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка. подготовительная группа. Тема Подбор родственных слов. Весна.

Представленный конспект пол теме "Подбор родственных слов.Весна" разработан на основе программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной "Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи". Турова Н.И. добави...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...