Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2020-2021 год.
учебно-методический материал по логопедии

Злобина Анастасия Анатольевна

Предварительный просмотр:

Отчёт о работе учителя -логопеда за сентябрь 2020 – май 2021 уч.год

Учитель- логопед МДОУ детский сад № 4

Злобина А.А.

Коррекционно – логопедическая работа.

     В период с 1 по 15 сентября 2020 г. И в течении учебного года было проведено логопедическое обследование 36 детей ДОУ. 12 детей – с ФНР; 17 детей – с ФФНР; 5 детей – с ОНР разного уровня; 2 ребёнка – с СНР. На основании результатов обследования, в сентябре зачислено 20 детей с нарушениями речи, из них 6 детей с ОВЗ по результатам ТПМПК. В течение первой половины учебного года с чистой речью были отчислены 7 детей, на свободные места зачислены другие дети с нарушениями речи, из них 1 ребёнок с ОВЗ (по результатам ТПМПК). Во второй половине был отчислен ещё один ребёнок с чистой речью, на место которого зачислен другой. Родители проконсультированы, взяты согласия на коррекционную работу, получение домашних заданий, рекомендаций и обследование детей. Всего, в течении года, на логопедическом пункте занималось 28 детей. Из них 2 ребёнка – с СНР, 4 ребёнка – ОНР разного уровня, 15 детей – ФФНР, 7 детей – ФНР.

Таблица количественного анализа коррекционной работы с положительной динамикой.

Месяц

Зачислено

Отчислено

Переведены на след.год

с чистой речью

со значит.улучшениями

сентябрь

20 детей

октябрь

ноябрь

декабрь

2 ребёнка

        2 ребёнка

январь

5 детей

5 детей

февраль

март

1 ребёнок

1 ребёнок

апрель

май

9 детей

2 ребёнка

9

Количество детей, посещавших логопедические занятия

28

Количество детей, выпущенных с чистой речью

17

Количество детей, выпущенных со значительным улучшением речи

2

Количество детей без улучшения в речи

Количество детей, оставленных для продолжения коррекционной работы

9

Количество выбывших детей

19

    Показателем работы логопеда в ДОУ является состояние речевых функций детей, выпускаемых в школу, 9 детей оставлены для продолжения логопедической работы, из них 5 детей с ОВЗ. Из диаграммы видна положительная тенденция в коррекции звукопроизношения детей на логопункте.

    Диаграмма: коррекция звукопроизношения у детей, занимающихся на логопункте.

Начало учебного года

Конец учебного года

     Количество детей, выпущенных в 1 класс исправленной речью. (в %)

Общее количество выпущенных в 1 класс – 16 человек

С чистой речью – 14 детей (87%)

Со значительными улучшениями – 2 человек (13%)

     Качественный анализ результатов логопедической коррекции показал следующие результаты.

      Детям, выпускаемых в 1 класс поставлены все нарушенные звуки и автоматизированы в спонтанной речи. У 2 детей автоматизация звуков требует дальнейшего контроля со стороны родителей. На дальнейшую логопедическую работу в следующем учебном году оставлены 9 детей, из них 5 - с ОВЗ.

     У всех детей, выпущенных из логопункта, сформированы операции языкового анализа и синтеза, достаточный уровень развития фонематических процессов, что послужит хорошей базой для усвоения русского языка в школе. Грамматический строй речи в пределах нормы. У всех детей пополнился и обогатился словарный запас. В домашних условиях родителям рекомендовано продолжить работу по обогащению словаря детей, следить за грамматическим оформлением речи, играть в игры, целью которых является развитие грамматических категорий. Развитие связной речи соответствует возрасту у всех детей. У детей развились коммуникативные умения и навыки. Дети научились общаться между собой, с взрослыми, задавать вопросы, поддерживать беседу. Все дети с охотой берут на себя роль взрослого, учителя при проведении артикуляционной гимнастики, проверке выполненного задания. У всех детей улучшились память, внимание, мышление, усидчивость. Появились интерес и любовь к занятиям.

     Таким образом, у всех детей отмечается положительная динамика речевого развития и достаточный уровень речевой готовности к школьному обучению.

     По итогам обследования можно сделать вывод, что только 2 детям необходимы дополнительное наблюдение, контроль за правильным произнесением звуков и занятия по автоматизации поставленных звуков. С родителями по этому вопросу были проведены консультации, даны рекомендации. Остальные дети не нуждаются в дальнейшей логопедической коррекции.

Консультативно - методическая деятельность.

В соответствии с годовым планом работы с педагогами детского сада, с родителями, проводились консультации.  Были проведены консультативные разборы детей со сложной речевой патологией, консультации по текущим вопросам.   В каждой группе ДОУ оформлены тематические логопедические уголки для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка.  На каждый запрос родителей (о зачислении на логопедические занятия, состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т.д.) даны рекомендации и советы по всем вопросам.   Подробная информация по консультативно- методической работе приведена в таблице.

             Работа с коллективом Доу

Работа с родителями

Месяц, год

Выступления на семинарах, педсоветах, консультации

Родительские собрания, консультации

Сентябрь

Участие в ПМПк, анализ, консультации педагогам

Родительское собрание «Итоги диагностики»

Декабрь

Консультация «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы в процессе групповых (подгрупповых) занятий»

Мастер-класс для родителей старшей и подготовительной группы «Выполнение артикуляционной гимнастики» (дистанционно)

Февраль

Семинар – практикум «Сенсорные эталоны в работе учителя – логопеда»

Индивидуальные консультации по запросу родителей (тетрадь № 26)

- «Почему ребёнок не говорит? Работа ТПМПК»

- «Почему ребёнок плохо разговаривает»

- «Автоматизация звука Р в домашних условиях»

- «Контроль за автоматизируемыми звуками в домашних условиях»

- «Речь. Мифы»

- «Автоматизация звуков в свободной речи»

- «Причины речевых нарушений»

- «Как избежать горлового произношения звука Р»

- «Для чего ребёнку ТПМПК. Как настроить ребёнка»                                     - «Короткая уздечка или нет?»                                        

Март

Консультация «Знакомство с фразеологизмами»

Ноябрь

Консультация: «Играем и развиваем грамматический строй речи».

Декабрь

Коррекционная работа

с детьми с ограниченными возможностями здоровья

           Детей с ОВЗ – 7(блок № 4). Из них 2 занимаются по адаптированной программе с ТНР, 2 – по адаптированной программе с УО, 3 – по адаптированной программе с ЗПР.

Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.

Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей:

  • Музыкальный руководитель,
  • Педагог- психолог;
  • Инструктор по физическому воспитанию;
  • Воспитатель;
  • Учителя-логопеды.  

 Процесс сопровождения включает в себя:

  • Создание предметно-развивающей среды;
  • Материально-техническое оснащение;
  • Разработку индивидуальных программ воспитания, обучения и развития;
  • Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.

В связи с этим в ДОУ сформирована чёткая система работы.  Она включает в себя четыре основных направления:

  • Обучение, воспитание, развитие.
  •  Коррекцию нарушенных функций.
  • Оздоровительные мероприятия.
  •  Социальную адаптацию и интеграцию в общество.

В нашем дошкольном образовательном учреждении функционирует Медико-психолого-педагогический консилиум, который принимает коллективное решение о мерах психолого-педагогического и оздоровительного воздействия.

         Всю работу с детьми ОВЗ  педагоги строят по следующим направлениям:

  1. Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.
  2. Работа со специалистами.
  3. Работа с родителями детей с ОВЗ.
  4. Работа консилиума ДОУ.
  5. Индивидуальная работа с ребенком ОВЗ.

Подготовлена папка с материалами по работе с детьми ОВЗ. В ней собраны:

-     Нормативные документы организации образования детей с ОВЗ.

- Документация по деятельности медико-психолого-педагогического консилиума (план работы, протоколы заседаний).

-  Документация на  ребенка (заключение ТПМПК, заявление от родителей, договор с родителями, характеристика на  воспитанника, индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка.

Основными принципами в нашей коррекционно-развивающей работе с ребенком ОВЗ являются:

- Принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учётом диагностических данных;

-  Безусловное принятие ребёнка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности;

- Принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы;

-  Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов;

-  Создание комфортных условий для развития личности ребёнка.

Особое место в сопровождении ребёнка с ограниченными возможностями наши педагоги отводят диагностике.  

Психолого-педагогическая диагностика познавательной деятельности определяет уровень актуального развития, выявляет потенциальные возможности - «зону ближайшего развития».

По итогам проведённого углублённого диагностического исследования составлена адаптированная коррекционно-развивающая программа на каждого ребёнка с ОВЗ, документ, определяющий направления, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога, учителя-логопеда и специалистов. Реализация коррекционной программы осуществляется в форме индивидуальных и подгрупповых занятий при активном участии родителей, педагогов и детей.

При подборе основных коррекционных методов учитывается ведущий вид деятельности дошкольников: 

  • Подвижные, сюжетно-ролевые игры, дидактические, настольно-печатные.
  • Коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения, памяти.

Разработанные коррекционно-развивающие занятия способствуют тренировке у воспитанника навыков самоконтроля, развитию логического мышления, воображения и психологической разгрузке.

Педагоги нашего ДОУ убеждены в том, что выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей в разнообразных делах и занятиях, связанных с воспитанием и развитием ребенка. Для совместной с родителями реализации индивидуальной программы выделяют решение следующих задач:

- Психолого-педагогическое просвещение родителей;

- Оказание психологической помощи родителям ребёнка и педагогам в целях согласования воспитательных и образовательных воздействий.

Коррекционная логопедическая помощь осуществлялась через индивидуальные занятия в соответствии с программами сопровождения данного ребенка;

Вывод: работа с детьми с ОВЗ, велась в этом учебном году в соответствии с индивидуальной программой развития.

 Задачи на 2020-2021 учебный год:

  1. Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Адаптированной образовательной программы.
  2. Выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и психического развития.
  3. Формировать у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с особыми нуждами.
  4. Создать условия для успешной адаптации и социализации воспитанников.
  5. Обеспечить возможность прохождения курсовой подготовки и переподготовки педагогов по вопросам воспитания и образования детей с ОВЗ.        

Дистанционная работа

По заявлению родителей, проводилась дистанционная работа с детьми с ОВЗ. Через сетевые мессенджеры (Whats App, Viber) давалась полная информационная поддержка. Ведение Instagram и You Tube, сделало педагогический процесс открытым и интересным. Через сетевые мессенджеры мы получили достаточное количество заинтересованных слушателей, были даны различные консультации.              

     Каждую неделю родители получали дополнительные видеоролики с артикуляционной, пальчиковой гимнастикой, игры на развитие фонематического слуха. Также отправлялись видео занятия с детьми, тем самым информируя родителя о том, на каком этапе коррекционной работе находится ребёнок, какие трудности он испытывает.  Видео ролики пальчиковой гимнастики содержали визуальное подкрепление живыми двигающимися объектами. Зная особенности детей с ОВЗ, для лучшего их восприятия, необходимо подключать несколько анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный и др.). некоторые дети больше воспринимают через зрительный канал, чем слуховой. Поэтому важно сопровождать текст пальчиковой игры наглядным материалом.

     Хочется также отметить, что все родители проинформированы о новых санитарных нормах использования электронных средств обучения. В тетради логопеда по взаимодействию с родителями, собраны подписи, подтверждающие об ознакомлении соответствующего документа и несение ответственности за жизнь и здоровье ребёнка. Также прописан документ – согласие о фото и видеосъёмке ребёнка и размещении на определённых сайтах.

You Tube

https://www.youtube.com/channel/UCYfHd8p1al2iqrbUeMqouPg

Самообразование

Тема самообразования: Устранение предпосылок дисграфии у дошкольников с речевыми нарушениями через формирование и развитие звукового анализа и синтеза слов

Цель: повысить эффективность процесса коррекционно-логопедического воздействия через разработку дополнения к рабочей программе раздела по формированию фонематического слуха, навыков звукового анализа и обучения грамоте (для того, чтобы предотвратить возникновение распространённых дефектов речи, нарушения чтения и письма).

Время работы над темой: сентябрь 2020 – май 2021 года.

1. Была изучена методическая литература:

Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников; Лалаева Р.И. Дисграфия.; Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей.  - Нарушение пьсма и чтения у детей; Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит; Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение; ЕфименковаЛ.Н.,  Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М., 1992; В.В.Баронова Формирование навыков звуко-слогового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели; Логопед в детском саду. 2012, №3.

2. Был проведён семинар – практикум для родителей: «Правила выполнения артикуляционной гимнастики» (дистанционно с помощью сетевых мессенджеров).

3. Во всех возрастных группах размещена стендовая информация для воспитателей и родителей: «Что такое фонематический слух и как его формировать?» в группе раннего возраста - «Проблема неговорящих детей. Когда бить тревогу?»

4. Даны разные консультации: для педагогов - «Играем и развиваем грамматический строй речи»; для педагогов и родителей - «Знакомство с фразеологизмами», где нужно было по картинках догадаться, о каком фразеологизме идёт речь.

5. Изготовление буклета для педагогов и родителей: «На пути к грамоте»

Повышение профессиональной компетенции:

25.09.2020 г. «Профилактика коронавируса, гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций в образовательных организациях».

Распространение передового опыта.

25.08.2020 г. Публикация методического материала: Конспект психолого-логопедического коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики в форме геокэшинга с детьми с ОВЗ. (Центр «Идея»)                                                                                                      05.10.2020 г. Благодарственное письмо за привлечение к участию воспитанников во 2 Всероссийском конкурсе, посвящённом Дню Матери» (Центр «Идея»)                                                                                                                 26.10.2020 г. Благодарственное письмо за организацию и подготовку во Всероссийской интеллектуальной викторине, посвящённой Дню матери» (Центр «Идея»)                                                                                                            18.12.2020 г. Участие во всероссийском форуме «Воспитатели России. Воспитаем здорового ребёнка»                                                                              18.11.2020 г. Участие во Всероссийской конференции «Совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения в современных условиях.                                                                                                                            11. 2020 г. Публикация - статья в журнал «Выявление, ранняя профилактика и коррекция речевых нарушений у «особого» ребёнка». (Вестник специального педагога Забайкальского края)                                                  27.12.2020 г. Сертификат куратора «Всероссийский творческий конкурс» «Мир начинается с мамы» (Центр интеллектуального развития «Пятое измерение»                                                                                                              24.02.2021 г. Благодарственное письмо за привлечение к участию воспитанников во Всероссийском конкурсе рисунков, посвящённом Дню Защитника Отечества» (Центр «Идея»)                                                                             С 01.12.2020 г по 07.12.2020 г. – участие в вебинарах по работе с детьми с ОВЗ.                                                                                                                          09.12.2020 г. Семинар «Spell – комплексный подход к сопровождению людей с РАС. Опыт Великобритании.                                                                               12.05.2021 г. Вебинар «Комплексный подход в дифференциальной диагностике развития ребёнка с ЗПР и УО»                                                             14.05.2021 г. Вебинар «Особенности определения специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»                                   20.05.2021 г. Вебинар «Диагностика и коррекция речевых нарушений с использованием методик Студии «ВиЭль»

19.04 2021 г. Участие в конкурсе мастер-классов учителей – логопедов «Инновационный опыт учителей – логопедов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Мастер – класс: «Использование сетевого взаимодействия учителя – логопеда и родителей в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ с целью повышения эффективности образовательного процесса»

Являюсь членом ТПМПК.

Проанализировав коррекционно - логопедическую работу за 2018/2019 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.

 Задачи на 2021/2022 учебный год: Необходимо продолжить работу над развитием всех компонентов языковой системы у детей, зачисленных на логопедический пункт. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета картотекой по дифференциации звуков и материала по обследованию детей разного дошкольного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профилактической работы учителя-логопеда с детьми логопункта МДОУ

План профилактической работы учителя-логопеда с детьми МДОУ...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 пгт. Кокуй за 2016-2017 год

Отчет о проделанной работе за год, с описанием направлений работы...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2017-2018 год.

Отчет о проделанной работе за год, с описанием направлений работы...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2018-2019 год.

Отчет о проделанной работе учителя-логопеда отражает все направления работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, организационно-методическое, консультативно-просветительское, профилактическая р...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2018-2019 год по детям с ОВЗ.

Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ является обеспечение доступного, качественно­го и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же раз...

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2019-2020 год.

С каждым годом я стараюсь показывать свои достижения в работе. В отчёте указывается количество занимающихся детей, выпуск с чистой речью и т.д....

Отчёт о работе учителя-логопеда в логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2022-2023 год.

Отчёт о работе учителя-логопеда на логопункте МДОУ детский сад № 4 за 2022-2023 год....