"Звук Ш" - конспект индивидуального занятия.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Валгина Виталина  Валериевна

Автоматизация звука Ш в слогах и словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Чайка»

Конспект индивидуального занятия.

Тема: «Звук Ш»

 («Автоматизация звука Ш в слогах и словах  на «ША»).

Учитель – логопед:

Валгина В.В.

п. Мотыгино

2021г.

Цель: Автоматизация звука Ш в прямых слогах и словах

Задачи:

  1. Тренировать правильное произношение изолированного звука Ш, в открытом слоге ША и в словах, содержащих слог ША;
  2. Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
  3. Развивать фонематический слух – умение слышать заданный звук из ряда других звуков;
  4. Развивать навыки звукового анализа и синтеза прямого слога (ША), слов с прямым слогом ША;
  5. Тренировать детей в подборе слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  6. Тренировать детей в согласовании числительных с существительными;
  7. Тренировать детей в употреблении слов в И.п. множественного числа существительных;
  8. Тренировать детей в составлении простых предложений, в составлении схем предложений;  
  9. Развивать память, мышление;
  10. Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Оборудование: набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики на звук Ш; карточки для характеристики звука Ш, дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога; мяч, набор для составления схемы предложения, игрушки Миша и Маша, из мультфильма «Маша и медведь».

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие .

  1. Организационный момент

 Логопед:  Здравствуй! Ты любишь смотреть мультфильм «Маша и медведь»? Смотри, кто сегодня к нам пришли в гости. Это герои мультфильма, Маша и Миша (выставляются игрушки) .

Послушай, какой звук в их именах одинаковый, повторяется. МИШШША, МАШШША? (звук Ш).

Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук Ш, а также слоги и слова с этим звуком.

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про вкусную кашу.

«Вкусная каша»

Мише кашу я сварю:                Вращайте кистями рук,

В миску молока налью,             Сожмите кулачки и сделайте движение, как будто наливаете из стакана.

Положу туда крупу            Пальцем каждой руки соберите в щепотку, делайте сыпучие движения.

И поставлю на плиту.             Раскройте ладони.

Будет каша хороша!                Похлопайте в ладошки.

Кушай, Миша, не спеша!        Пригрозите пальчиком.

Логопед: Покажи нашим героям, как ты умеешь делать артикуляционную гимнастику. (Ребенок смотрит на карточки и выполняет комплекс упражнений на шипящие звуки).

  1. Изолированное проговаривание звука.  

Логопед: Наши друзья хотят сыграть с тобой в игру «Четвертый лишний».

Посмотри, Маша тебе дает  карточку, на которой нарисовано четыре предмета:

ШАПКА, ПЛАТЬЕ, ФУТБОЛКА, ШОРТЫ

Посмотри внимательно и ответь, какой предмет лишний?

Ребенок: - шапка.

А Миша принес карточку, на которой нарисованы:

КЕДЫ, КРОССОВКИ, ШАРФ, ТУФЛИ

Логопед: Что лишнее на карточке  у Миши?

Ребенок:  шарф.

Логопед: правильно, послушай и скажи, какой первый звук в слове ШШШАПКА, ШШШАРФ? (звук Ш)

Давай долго протянем звук ШШШШШШШ

Логопед: Расскажи нашим героям как мы произносим звук Ш:

- Губы  округлены,

- Зубки заборчиком,

- Кончик языка за верхними зубами,

- Язычок чашечкой,

Воздушная струя теплая.

Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Ш и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ ЗМЕИ» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Ш ).

Логопед: Давай расскажем Маше и Мише, что мы знаем о звуке Ш, какой он?  

Ребенок, используя схему для характеристики звуков, рассказывет, что звук Ш – согласный, всегда твердый, глухой, обозначается синей фишкой.

 Звук Ш обозначается буквой Ш .

Логопед: Научим правильно составлять из палочек букву Ш.

Сколько понадобиться палочек чтобы ее составить?

Ребенок: четыре.

Логопед: Как  расположены палочки?

 Физкультминутка – игра с мячом

Логопед: Давай сыграем в игру  «Отгадай словечко». Маша будет говорить начало слова и бросать тебе  мяч, а ты должен добавить слог «ША» и отгадать слово, которое она загадала  и  повторить слово целиком:

МА - …ША (МАША)

ДА - …ША (ДАША)

КА - …ША (КАША)

СА - …ША (САША)

МИ - …ША (МИША)

ПА - …ША  (ПАША)

КРЫ   -…ША (КРЫША)

ЛАП - …ША (ЛАПША)

КАТЮ-…ША (КАТЮША)  и др.

Логопед: Миша любит в реке ловить рыбу, а тебе предлагает «поймать» звук Ш (игра «Поймай звук»)  - он будет называть разные звуки, а ты должен будешь хлопнуть в ладоши, если услышишь звук Ш:

А, Ш, У, Ш, С, М, Ш, К, П, Ш, Р, Ш, И, Ж, Б, Ш и др.

Логопед: Маша с Мишей любят играть в игру «Попугай», где надо повторять за ведущим слоги, правильно расставляя ударения. Вот и нам предлагают поиграть в эту игру.

«Попугай, попугай! Ты за нами повторяй!»

ША-ша-ша

ша-ША-ша

ша-ша-ША

Логопед: Слог ША, давай  покажем Мише и Маше, как мы можем слог ША разложить на звуки.

Какой первый звук?

Ребенок: звук Ш. (СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ СИНИМ ЦВЕТОМ).

Логопед: Какой второй звук?

Ребенок: звук А. (ГЛАСНЫЙ, ОБОЗНАЧАЕТСЯ КРАСНЫМ ЦВЕТОМ)

Логопед: Выложи слог фишками, сверху положи буквы.

Логопед: Миша предлагает сыграть в  Игру «Повтори за мной» - повторить слова вслед за ним:  

Шаг, шар, шарф, шайба, шапка, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша, шаль, шашки, шалаш, Маша, Даша, Саша, Ириша, Паша, Миша, Глаша, Кирюша, Андрюша, наша, Ксюша, крыша, ваша, Наташа, чаша, шарик, шампунь, шанс, шапито.

Логопед: Давай выучим чистоговорки про наших друзей:

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

Ша-ша-ша – Миша едет не спеша.

Ша-ша-ша – кушай, Миша, не спеша.

Ша-ша-ша – моет Маша малыша.

Логопед: Наши друзья просят тебя вспомнить, какие слова были лишними в игре «Четвертый лишний»

(шапка, шарф)

Логопед: Давай их посчитаем:

Ребенок: ОДНА ШАПКА, ДВЕ ШАПКИ, ТРИ ШАПКИ, ЧЕТЫРЕ ШАПКИ, ПЯТЬ ШАПОК.

ОДИН ШАРФ, ДВА ШАРФА, ТРИ ШАРФА, ЧЕТЫРЕ ШАРФА, ПЯТЬ ШАРФОВ.

Логопед: Скажи ласково, не ШАПКА, а …ШАПОЧКА.

Не ШАРФ, а …ШАРФИК.

Одна ШАПКА, а много  это (что?)– ШАПКИ.

Один ШАРФ, а много это (что?) – ШАРФЫ.

Логопед: Составь предложение со словом ШАПКА (ШАРФ).

Составь схему предложения.

Логопед: Игра «Запомни-повтори»

Наши герои  предлагают сыграть еще в одну игру – они назовут несколько слов, а ты должен будешь запомнить эти слова, и повторить в том же порядке.

ШАПКА – ШАЙБА – ШАГИ – ШАЛАШ – ШАРИК

МЫШАТА – КАША – УШАНКА – ЛОШАДКА - ШАШКИ

Итог:

Логопед: Какой звук мы тренировались сегодня произносить? (ЗВУК Ш)

 Какой это звук? (СОГЛАСНЫЙ, ШИПЯЩИЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ)

Что тебе больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука «Путешествие по стране звука «С»

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это прои...

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] на тему: « Звук Ш в слогах, в словах»

Предлагаю Вашему вниманию Конспект индивидуального занятия по постановке звука "Ш"на тему:« Звук Ш в слогах, в словах»...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]».

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения  и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]»....

"Автоматизация звука Ш" конспект индивидуального занятия

quot;Автоматизация звука Ш" конспект индивидуального занятия...

Звук С. Конспект индивидуального занятия.

Конспект индивидуального занятия на звук "С" с использованием авторского речевого материала....

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях.

Конспектиндивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]изолированно, автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, автоматизация звука [Ж] в предложениях. Лексическая тема «Защитники Отечества...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Э] – [Е]. Буквы Э, э, Е, е.

Цель: обучение дифференциации звуков [Э] – [Е] и букв Э, э, Е, е в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...