Индивидуального занятия по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Ш в словах»
план-конспект занятия по логопедии

Музлаева Елена Вячеславовна

 

 

     

    Цель: Автоматизация звука Ш в слогах,  словах.

     

    Задачи:

    • Закрепить артикуляционный уклад  звука [Ш].
    •  Продолжать  автоматизировать звук  [Ш]. в слогах, словах;
    • Обогащать и активизировать словарь существительных.
    • Продолжать учить образовывать множественное число существительных.
    • Формировать  умение опознавать заданный звук в словах;
    • Развивать  фонематическое  восприятие и фонематический  слух;
    • Развивать речеслуховое и  зрительное  внимание, мышление, память, мелкую и общую моторику.
    • Воспитывать положительное отношение к занятию; 
    • Самостоятельность, контроль за собственной речью.

     

    Оборудование: мягкие игрушки: слоник, волк, лиса, лягушка, зайка, собачка, предметные картинки, звуковая дорожка, игра "Звуковые пазлы", игра "Волшебные цветные шарики", зеркало, магнитофон.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_avtomatiz._sh.docx25.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей  №40 «Радость»

    города Новочебоксарска Чувашской Республики

    КОНСПЕКТ

    Индивидуального занятия по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Родничок» на  тему:

     «Автоматизация звука Ш в словах»

    Подготовила: учитель-логопед

    Музлаева Елена Вячеславовна,

    высшая квалификационная категория

    г. Новочебоксарск, 2017г.

    Цель: Автоматизация звука Ш в слогах,  словах.

    Задачи:

    • Закрепить артикуляционный уклад  звука [Ш].
    •  Продолжать  автоматизировать звук  [Ш]. в слогах, словах;
    • Обогащать и активизировать словарь существительных.
    • Продолжать учить образовывать множественное число существительных.
    • Формировать  умение опознавать заданный звук в словах;
    • Развивать  фонематическое  восприятие и фонематический  слух;
    • Развивать речеслуховое и  зрительное  внимание, мышление, память, мелкую и общую моторику.
    • Воспитывать положительное отношение к занятию;  
    • Самостоятельность, контроль за собственной речью.

    Оборудование: мягкие игрушки: слоник, волк, лиса, лягушка, зайка, собачка, предметные картинки, звуковая дорожка, игра "Звуковые пазлы", игра "Волшебные цветные шарики", зеркало, магнитофон.

    Методические приемы:

    1. Организационный момент.
    2. Артикуляционная гимнастика.
    3. Анализ артикуляции.
    4. Автоматизация в слогах с применением упражнений пальчиковой гимнастики.
    5. Игра «Прятки».
    6. Игра "Волшебные цветные шарики"
    7. Физминутка. Речь с движением.
    8. . Игра " Звуковые пазлы"
    9. Игра "Один-много"
    10.  Рефлексия

    Ход индивидуального логопедического  занятия

    1. Организационный момент.

    Логопед: Мы сегодня с тобой отправимся в путешествие, а с кем, догадайся сам. Посмотри на игрушки и назови ту, в названии которой есть звук Ш.

    (зайка, собака, лягушка, лиса, волк)

    Логопед: Да, лягушка-путешественница  нас  с тобой приглашает поиграть. Она просит отгадать, что она с собой возьмет в путешествие? (сумочка, мешочек,  коробочка, сундучок)

    Логопед: Да, мешочек, почему? (потому что в этом слове есть звук Ш)

    - В мешочке у лягушки-путешественницы, есть много интересного.

    - Отправляемся в путешествие.

    Мы по лесу шли, шли, шли, только шишку нашли

    Дети дальше побежали и лягушку повстречали.

    Лягушка – попрыгушка – глазки на макушке.

    Прячьтесь от лягушки, комары да мушки.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    Логопед: Лягушка хочет с тобой поиграть, повторяй за ней.

    Широко откроет  рот

    Комаров проглотит полк. (Широко открываем рот)

    Лягушка улыбается

    Как-будто притворяется.  («Улыбка»)

    Язык блинчиком кладет

    И губами шлеп, шлеп, шлеп. («Накажем непослушный язык»)

    Неподвижный язычок

    На губу спокойно лег.       («Блинчик»)

    Ох и вкусный был обед

    Слижем губки снизу вверх. («Вкусное варенье»)

    Язык в чашку превратила

    Ловко мошек заглотила. («Чашка»)

    Ты окошко покажи

    И немножко подержи. («Окошко»)

     3. Анализ артикуляции:

    Логопед: При произнесении звука [Ш]:

    -Что делают губы, когда мы произносим звук [Ш]:?

    -Губы округлены и слегка вытянуты вперед.

    -Широкий кончик  языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним.

    -Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

    - Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно посередине языка.

    Закрепление изолированного произношения звука [Ш]:

    Логопед: Посмотри, здесь проползла змейка и оставила за собой следы.

    Игра на звукоподражание: "Змея шипит": вдох носом, выдох: ш-ш-ш-ш.

    4.Автоматизация в слогах с применением упражнений пальчиковой гимнастики.

    Логопед: Лягушка очень любит прыгать по кочкам на болоте и приглашает тебя присоединиться  к ней.

    Ребенок повторяет слоговые цепочки, при этом пальчиками шагает по цветным лабиринтам.

    - ша-шу;  ши-шо;  шо-ша;  шка-шку; шпо-шпу и т.д.

    5. Игра «Прятки»

    Логопед: У лягушки – путешественницы в мешочке есть интересная игра «Прятки».  Мишка, мышка, кошка предлагают тебе поиграть.  Кто-то из них спрятал шишку, а ты отгадай, где она, спрашивая полным предложением.

    6. Игра "Волшебные цветные шарики"

    Упражнение на зрительное внимание и автоматизация  звука Ш в словах.

    Проговаривая слова, ребенку дается цветной шарик, который он выкладывает в коробку в соответствии с образцом.

    "Проговори "слова-друзья"  двойками, тройками"

    Мышка - пышка

    кошка - мошка

    малыши – ландыши

    ложка-кошка

    малыши-камыши

    дышу-ношу

    книжка-мышка

    мышка - малышка

    Маша-Даша - Паша

    кукушка-квакушка-лягушка

    7.Физминутка. Речь с движением.

    Мы по снегу идем, идем

    И как змейка шипеть начнем: ш- ш- ш-ш-ш.

    Мы метелку возьмем, возьмем

    Снег с дорожки  уберем, уберем: шик, шик, шик, шик.

    А в сугробах мышки  сидят, сидят

    И тихонечко шуршат, шуршат: ши-ши-ши; ши-ши-ши.

    А в берлоге мишка спит, спит

    Своим носиком сопит, сопит: аш, аш, аш, аш.

    8. Определение позиции звука Ш в словах. Игра " Звуковые пазлы"

    Логопед: Лягушка приготовила тебе еще одну интересную игру. Называется она «Звуковые пазлы»

    Ребенок  берет  картинку и определяет позицию звука Ш  в этом слове и    раскладывает все картинки в соответствии с схемами, затем складывает пазлы.

    9.  Игра "Один-много"

            Логопед: Понравилось тебе собирать пазлы? А теперь давай проговорим еще раз все слова, но только когда предметов много.

    10. Рефлексия.

    Логопед: Понравилось ли  тебе путешествие с лягушкой? Что больше всего понравилось?

    Однажды зимой Маша пошла в лес кататься с горки на санках. ("Горка")

    Один раз скатилась, другой раз, и пошла гулять. ("Санки")

    Шла-шла, на избушку набрела. ("Толстячок")

    Зашла и видит: большой стол посреди избы стоит, ("Грибок")

    На нем чашки стоят. ("Чашечка")

    Маша была хозяйственная девочка.

    Напекла Маша блинов, сделала лепешок  много-много ("Лопатка")

    с тонкими краями. (Пожевать края языка)

    Вдруг открывается дверь и входит Медведь. (Открыть рот)

    Маша испугалась и зажмурилась от страха (Зажмуриться)

    Медведь нахмурился и осмотрел дом. (Нахмуриться)

    Он увидел на столе порядок, чашки стоят, (Чашечка)

    блины в тарелке остывают с вареньем, (Вкусное варенье)

    пирожки в миске лежат, хозяина дожидаются. (Пирожки)

    Медведь улыбнулся и говорит:"Не бойся, девочка, я отвезу тебя(Улыбка)

    домой!" Посадил Машу в санки и повез в деревню.(Поцокать, "лошадка")

    2. Пальчиковая гимнастика с использованием су-джок.

    Раз - кружок, два - кружок,

    Раз - шажок, два - шажок,

    Наши пальчики шагают,

    На кружочки наступают.

    Раз, два, три, четыре, пять  -

    Ходят пальчики опять.

    От мизинца - до большого,

    А потом к мизинцу снова.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Речь с движением с элементами нейропсихологиии кинезиологии.

    Чтобы дни недели знать,

    Будем сказки вспоминать.

    Буратино - вот бездельник

    Рассказал про понедельник

    Мойдодыр к нам приходил

    И во вторник всех помыл

    Бармалей хоть и злодей

    В среду он не ел детей

    В четверг  звери не скучали

    Теремочек обживали

    Кошка с мышкой, бабка с дедкой

    В пятницу тянули репку

    Гуси -   летали,

    Всех в субботу удивляли

    Карлосон кушает варенье

    День хороший воскресенье


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»

    Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...

    Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа).Тема "Зоопарк"

    Конспект занятия по логоритмической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа). Тема "Зоопарк"...

    Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень

    Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень...

    Конспект индивидуальной НОД по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: "Дифференциация звуков [З] – [С] в слогах, словах и фразах".

    Цель: закреплять навык дифференциации звуков [з] – [с] в слогах, словах и фразах, навыки согласования слов в предложении.Задачи: развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух,...

    Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

    Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

    КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.

    Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...

    Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи «Дифференциация гласных звуков А,У,И»

    Цель:Закрепить знания детей о гласных звуках.Задачи:Коррекционно-образовательные:Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [ А], [И], [У].Закреплять способность правильного соотнесения звук...