Логопедический проект "Творю и говорю"
проект по логопедии (средняя группа)

Охлопкова Тамара Николаевна

       Продуктивная  деятельность обладает  большим  потенциалом  для  развития  речи  ребенка. В  процессе  продуктивной  деятельности  мы  расширяем  чувственый  опыт  ребенка,  активизируем  словарь  признаков  и глагольный  словарь.  В  процесс  коммуникации по  поводу  деятельности ребенок  начинает  активно и спользовать  имеющийся  у него словарный запас. Такой  вид  работы повышает  мотивацию,  снижает  утомляемость.

     Ниже  представлен  проект  по разитию речи в процессе  подуктивной  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvoryu_i_govoryu.docx33.03 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический  проект

«Творю и говорю»

                                                                          Разработала  

                                                                   Учитель-логопед

                                                                      Охлопкова Т.Н.

Логопедический  проект

 «Творю и говорю»

Цель:  повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 

Задачи:

  1. Формировать у детей навыки работы с бумагой,  красками,  пластилином.
  2. Развивать  диалогическую и монологическую речь  детей в процессе  продуктивной деятельности
  3. Развивать планирующую функцию  речи, творческие способности детей. 
  4. Развивать восприятие, внимание, память. ,  мелкую моторику
  5.  Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям.
  6. Побуждать детей к совместной деятельности. 
  7. Воспитывать эстетическое восприятие действительности,  умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Тип проекта:  практико-ориентированный,  творческий

Срок:  долгосрочный, сентябрь,2021– май, 2022

Актуальность.  Изобразительная (продуктивная)  деятельность открывает  широкие  возможности  не  только  для  творческого, но и для речевого  развития  детей. Особенно  это  актуально в младшем  дошкольном  возрасте. Деятельность с бумагой,  ножницами,  красками,  пластилином расширяет  представления  детей  об  окружающем,  знакомит  со  свойствами разных  материалов,  подталкивает т  к общению.

Таблица «Обоснование  актуальности использования  продуктивной деятельности в процессе развития речи»

«Программа  логопедической работы  по  преодолению  общего недоразвития  речи  у детей. (2 уровень)  Филичева  Т. Б.,  Чиркина  Г.В.,  Туманова  Т.В., Миронова  С. А., Лагутина  А.В.. – М. «Просвещение» , 2009.

Создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества  со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Данная  программа не   раскрывает    в полном объеме всех    форм коррекционной  работы в таком благоприятном  и важном  для речевого развития  виде детской  деятельности как продуктивная.  

Система  работы С.А.  Мироновой   "Развитие  речи  дошкольников  на  логопедических  занятиях:  Кн.  Для  логопеда.- М.: Просвещение, 1991- в пособии представлен  опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе  продуктивной деятельности.

Участники  проекта:  дети  младше - средней логопедической группы.

Форма реализации:  совместная деятельность

Количество  занятий  по проекту:  1 раз в неделю,  среда

Ожидаемый результат:  применение  данного  проекта в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных, речевых  и творческих способностей детей

Этапы реализации проекта

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1  этап  Организационный

1.

Изучение методики С.А.  Мироновой" Развитие  речи  дошкольников  на  логопедических  занятиях:  Кн.  Для  логопеда.-

сентябрь

2.

Составление перспективного плана работы  по развитию речи в процессе продуктивной деятельности

сентябрь

2 этап  Практический

Работа с детьми:

1.

Развитие  речи в процессе  рисования

В течение

учебного

года

2.

Развитие  речи в процессе  лепки

3.

Развитие  речи  в процессе конструирования

4.

Развитие  речи в процессе  аппликации

 Работа с педагогами группы

1.

Консультация «Развитие  речи  в процессе продуктивной  деятельности»

 декабрь

3 этап  Итоговый

1.

Выставка – презентация  детских  работ

          май

Тематическое  планирование.

Лексическая тема

Совместная деятельность

Задачи

Октябрь

  1. Осень

Рис  «Дождик»-

- Формировать умение   активно  отвечать  на вопросы  после завершения  деятельности,  учить  вариантам ответов, упражнять в активной речи.

- Закрепить названия цветов (синий)

  1. Фрукты

Лепка  «Яблоки на тарелке»

     Обучать детей  вслушиваться  в  речь  логопеда.  

Упражнять в  составлении  предложения по демонстрации действий (Петя лепит)

Расширять  словарь  признаков: «желтый», «красный»

  1. Овощи

Рисование «Помидор»

-Формировать умение   вслушиваться  в  речь  логопеда. Расширять  словарь  признаков.

- Закрепить название цвета «красный». Формировать умение отвечать на вопросы:  Кто  это? Что делает?

  1. Грибы

Конструирование из геом.  фигур         « Грибы»        

      -Формировать умение   вслушиваться  в  речь  логопеда,  сопровождающую  их  действия.  Расширять  словарь  по  теме  «Грибы».

-Продолжать формировать умение отвечать на вопросы Кто это? Что делает?

Ноябрь

  1. Мебель

Рисование «Украсим одеяло для Маши»

-  Упражнять в активной речи.

- Употреблять предложения   предлогом НА  (Я нарисовал полоски на одеяле)

2.Транспорт

Конструирование из  геометрических фигур «Грузовик»

-Упражнять в активной речи  до  начала  и  после  окончания деятельности.

-Закрепить названия геометрических фигур, основных цветов, названий частей грузовика.

3.Одежда, обувь

Рисование  «Узор  на  шарфике»

Учить  детей  вслушиваться  в  речь  логопеда,  сопровождающую  их  действия .

Формировать навык использования      в речи качественных прилагательных.      (большой, маленький, красивый шарф)                      

4. Дикие животные зимой

Лепка «Орешки для белочки»

-продолжать учить вслушиваться в речь логопеда,  активизировать речь после выполнения работы

-активизировать глагольный словарь( лепить, катать)

Декабрь

1.Зима

Аппликация

«Снег   на  дорожке»

продолжать учить вслушиваться в речь логопеда,  активизировать речь после выполнения работы

- закрепить  словарь  признаков (  какой  снег?)

 - закрепить  предлог  НА.

2.Зимующие птицы

Рисование  «Воробей и кормушка »

- Учить  активно  отвечать  на вопросы  после завершения  деятельности, упражнять в активной речи.

- Учить употреблять предложения с прямым дополнением (Что положим в кормушку)

3.Зимние развлечения

Конструирование  «Сани»

-Формировать умение   активно  отвечать  на вопросы  после завершения  деятельности, упражнять в активной речи.

4. Помощник воспитателя

Аппликация

« Постираем платочки»

  - Формировать умение   активно  отвечать  на вопросы  после завершения  деятельности, упражнять в активной речи

 - Активизировать антонимы  «чистый – грязный»

5.Новый год

Коллективная аппликация  «Ёлочные игрушки

-формирование умения   отвечать  на вопросы  после завершения  деятельности,  упражнять в активной речи: шар, снежинка, колокольчик, сосулька  звезда.

-развитие слухового внимания (тихо и громко звучащие игрушки)

-Глагольный словарь:  беру,  намазываю, приклеиваю.

Январь

3. Домашние птицы. Курица, петух, цыплята.

Конструирование «Сложи  яйцо» - 3 части

-обучать  активно  отвечать  на вопросы после завершения деятельности,  вариантам ответов, упражнять в активной речи.

 - активизировать глаголный  словарь:  беру,  кладу, складываю.

 - словарь  признаков: белое, овальное.

4. Домашние птицы. Гусь, утка.

Лепка «Утенок»

-обучать  активно  отвечать  на вопросы после завершения деятельности,  вариантам ответов, упражнять в активной речи.

- закрепить названия цвета «желтый»,  «красный»

Февраль

  1. Профессии «Повар»

Рисование»Каша для медвежонка»

 - упражнять в активной речи  до  начала  и  после  окончания деятельности, закрепление  представление  о труде повара.

 - закрепить  названия  цветов  (  желтый)

 - закрепить  форму  творительного  падежа: краской,  кисточкой,  водой.

  1. ПрофессииВрач.

Лепка «Витаминки»

-упражнять в активной речи  до  начала  и  после  окончания деятельности,

-активизация  словаря  признаков:  «желтая, круглая, маленькая» ,  глаголы:  « мять,разминать, катать, лепить»

  1. Мужские профессии.  Шофер.

Конструирование из геометрических   фигур «Грузовик»

-упражнять в активной речи  до  начала  и  после  окончания деятельности,

-закрепление  название цвета «желтый», «синий», «красный», «черный»

 - закрепить названия  частей грузовика

 - закрепить названия  геометрических  фигур ( круг,  квадрат)

4.Семья

Аппликация «Моя  семья»

-упражнять в активной речи  до  начала  и  после  окончания деятельности,

-закрепление  название цвета «желтый», «синий», «Красный», «черный»

 - закрепить понятия один – много ( шарик-шарики – много шариков)

Март

  1. Мамин праздник

Рисование  «Бусы для мамы»

-Обучать активно  отвечать  на вопросы  в процессе выполнения деятельности и   после завершения .

-Закрепить  названия  цветов.    

- закрепить  форму  творительного  падежа: краской,  кисточкой,  водой.

  1. Здоровье: части тела

Аппликация «Кукла-неваляшка

-Учить  детей  вслушиваться  в  речь  логопеда,  сопровождающую  их  действия.

-Развитие умения различать контрастные по размеру фигуры_ «большой,  маленький»

-Закрепить название  цвета «красный».

- Глагольный словарь:  намазываю, приклеиваю.

  1. Цветы

Разрезная  картинка  «Цветы»

 - Упражнять в активной речи  до  начала  и  после  окончания деятельности, закрепление  названий частей растения

  1. Весна

Рисование

 « Ручеек»  

 - упражнять в активной речи  до  начала  и  после  окончания деятельности,

-закрепление  название цвета «синий»

- закрепить  форму  творительного  падежа: краской,  кисточкой,  водой.

Апрель

  1. Дикие животные весной

Аппликация «Морковка для зайчика»

-упражнять в активной речи  до  начала  и  после  окончания деятельности,

-закреплять   название цветов:  оранжевый, зеленый

 - глаголы:  « мять, разминать, катать, лепить»

  1. Песок и камни Транспорт : грузовик

Аппликация  «Грузовик»

 

- упражнять в активной речи  до  начала  и  после  окончания деятельности,

 - Активизировать  словарь  : кабина, кузов, колеса; окно, руль, фары.

  - активизировать  глагольный  словарь: приклеивать,  мазать.

  1. Песок и камни.

Лепка  ««Камушки»

-упражнять в активной речи  до  начала  и  после  окончания деятельности,

-закрепление   название цветов:  черный, коричневый

- активизировать  словарь: « мять, разминать, катать, лепить»

  1. Аквариум

Коллективное рисование «Рыбки плавают в аквариуме».

-упражнять в активной речи  до  начала  и  после  окончания деятельности,

-закрепление  название основных цветов.

 - закрепить  форму  творительного  падежа: краской,  кисточкой,  водой

Май

1.Пожарная безопасность: кошкин дом

Рисование «Лестница»

 -упражнять в активной речи  до  начала  и  после  окончания деятельности

 - глагольный  словарь:  рисую,  набираю (краску)  ,  провожу  ( линию)

  1. Насекомые

Аппликация «Божья Коровка»-

упражнять в активной речи  до  начала  и  после  окончания деятельности,

-активизация словаря: части тела насекомого,  основные цвета

 - глагольный словарь

  1. Наш город. Наш дом.

Конструирование «Дом»

- закрепить умение вслушиваться в речь логопеда

 - упражнять в активной речи  до  начала  и  после  окончания деятельности,

-активизация словаря (дом, крыша, стены, куб, строим,  цвета;  один дом – дома – много домов -  улица)

4.Здравствуй, лето!

 Аппликация «Солнышко, улыбнись!»

- упражнять в активной речи  до  начала  и  после  окончания деятельности,

-активизация словаря признаков ( желтое, теплое, яркое)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие:«Учимся говорить с разной интонацией»

Задачи: 1. Развивать интонационный строй речи у детей2. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.3. Развивать коммуника...

Программа логопедического кружка " Учусь говорить правильно"

Программа логопедического кружка " Учусь говорить правильно"...

Семейный логопедический досуг «Хочу говорить правильно!» в средне - старшей группе

 Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, привели  к идее проведения логопедических досугов как итоговых занятий после изучения определенных тем. Кроме...

Логопедическая минутка "Будем говорить правильно!" Для детей старшего дошкольного возраста.

Логопедическая минутка "Будем говорить правильно!" Для детей старшего дошкольного возраста....

Развлечение для детей подготовительной логопедической группы "Будем говорить правильно"

Сценарий логопедического развлечения  "Будем  говорить правильно". В сценарии использованны игры, песни, задействованы родители....

Логопедический проект «Учимся говорить правильно» как средство повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития

Логопедический проект "Учимся говорить правильно" направлен на повышенире уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей....

Логопедический тренинг "Искусство говорить правильно"

В разработке представлено мероприятие для родителей "Искусство говорить правильно"....