Программа профессионального саморазвития
учебно-методический материал по логопедии

Динара Хабирьяновна Муксинова

Программа профессионального саморазвития учителя-логопеда на 2022-2025 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_professionalnogo_samorazvitiya.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

Программа профессионального саморазвития

на 2022-2025 учебный год

                                                                     

                                                       Составила: учитель-логопед

                                                             I квалификационной категории

                                                                  Муксинова Динара Хабирьяновна

г. Мегион, 2022 год

Тема самообразования: использование современных игровых технологий                 в коррекционной работе по развитию лексико-грамматической                                  и фонематической стороны речи для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: создание системы работы по использованию развивающих игр                         в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в условиях дошкольного учреждения.

Задачи:

- изучать специальную методическую литературу по данной теме;

- изучать существующие методические приёмы по использованию игровых технологий на логопедических занятиях;

- разрабатывать и приобретать методические и дидактические материалы               по выбранной теме;

- разрабатывать календарно-тематическое планирование и коррекционные логопедические программы для различных групп речевых нарушений;

- планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.

Источники профессионального развития: интернет, методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.

Представление материала: открытые занятия, выступления из опыта работы на МО учителей-логопедов, на семинарах-практикумах для воспитателей учреждения.

Результат работы: разработка методических рекомендаций, публикации                      в Интернете, пополнение информацией персонального сайте и размещение методических разработок. Итог - обобщение опыта работы по данной теме.

Срок работы над темой: 2022-2025 учебные годы.

Актуальность выбранной темы:

Коррекция недостатков устной и письменной речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у педагога, учащихся и родителей. Большинство детей, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития                    и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный.

Решить эту задачу можно с помощью современных игровых технологий. Применение развивающих игр нового поколения                                    в коррекционно-развивающем процессе направлено на включение в работу всех анализаторных систем и позволяет добиться устойчивого внимания                      и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Поэтому введение                     в традиционные коррекционные логопедические методики современных игровых технологий  по предупреждению и устранению нарушений речи                      не теряет своей актуальности.

Планируемые результаты:

  • обобщение и анализ опыта работы по исследуемой теме;
  • повышение качества работы по данной теме;
  • внедрение инновационных подходов к коррекционной работе в соответствии с ФГОС;
  • разработка и презентация проектов по выбранной теме;
  • организация и проведение мастер-классов по методической теме;
  • разработка методических рекомендаций, консультаций для педагогов                       и родителей;
  • обобщение и анализ опыта работы по исследуемой теме: «Использование современных игровых технологий в коррекционной работе по развитию лексико-грамматической и фонетической стороны речи детей с тяжелыми нарушениями речи».

Перспективный план  профессионального развития 

на 2022-2023 учебный год

Мероприятия плана

Сроки

Изучение новинок методической литературы,  интернет-ресурсов.

В течение года.

Участие в семинарах, конференциях, конкурсах по теме самообразования

В течение года.

Ознакомление с инновационными, нетрадиционными  методиками, технологиями зарубежных авторов.

Сентябрь.

Прохождение курсов повышения квалификации

Октябрь.

Изучение психолого-педагогические основ использования нетрадиционных  методов в логопедической работе с дошкольниками с нарушениями зрения.

Октябрь.

Разработка и реализация образовательного проекта «Играя, познаем мир», направленного на ознакомление родителей воспитанников с авторскими дидактическими играми, развивающими речевую функцию детей.

Ноябрь

Подготовка  мастер-класса для родителей «Использование авторских дидактических игр в работе по развитию речи».

Декабрь.

Участие в конкурсе проектов по работе с семьей детей с ОВЗ.

Подготовка  буклета  по теме: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Январь-февраль.

Разработка перспективного плана на  учебный год по применению игровых технологий  в коррекции речи дошкольников.

Март-апрель

Подготовка отчета о самообразовании за учебный год.

Май

Перспективный план профессионального развития

на 2023-2024 учебный год

Мероприятия плана

Сроки

Изучение новинок методической литературы, интернет-ресурсов.

В течение года.

Индивидуальное консультирование родителей и педагогов по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

В течение года.

Корректировка перспективного плана на  учебный год по применению авторских игр в коррекции речи детей дошкольного возраста.

Сентябрь.

Приобретение игрового материала, соответствующего требованиям и задачам логопедической работы в ДОУ.

В течение года.

Разработка новых авторских игр и пособий на основе принципов зарубежных авторов.

В течение года.

Участие в работе методического объединения учителей-логопедов с  темой самооборазования. 

Январь-февраль.

Подбор логоритмических игр и упражнений.

Март.

Проведение открытого занятия с использованием интерактивной доски и с участием родителей.

Апрель.

Подготовка отчета о самообразовании за учебный год.

Май.

Перспективный план профессионального развития

на 2024-2025 учебный год

Мероприятия плана

Сроки

Изучение новинок методической литературы,  интернет-ресурсов.

В течение года.

Разработка перспективного плана на  учебный год по применению игровых методов работы в коррекции речи дошкольников.

Сентябрь-октябрь

Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме.

В течение года

Разработка новых авторских игр и пособий на основе принципов зарубежных авторов, отвечающих требованиям и задачам коррекционной работы.

В течение года.

Проведение мастер-класса для родителей «Современные игры и развивающие методики для детей».

Октябрь-ноябрь.

Стендовая информация «Дыхательная гимнастика», «Играем пальчиками-развиваем речь».

В течение года.

Участие в семинарах, конференциях, конкурсах по теме самообразования

В течение года.

Проведение консультаций для педагогов по использованию игровых технологий в автоматизации звуков в режимных моментах.

Март

Подготовка отчета о самообразовании за учебный год.

Май

 

         

 

 

Проработанная литература:

  1. Акименко  В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2012г.
  2. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011г.
  3. Белобородова Е.Г., Горвиц Ю.М., Любимова М.М. Использование компьютерных игр «Кид/Малыш» для коррекции и развития речи у детей // М.: МИФИ, 2012, с 186-187.
  4. Богатырева Ю.И., Косарев М.И.  «Информационные технологии в научной деятельности». – М., 2010 г.
  5. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. новые информационные технологии в логопедической работе. // Научно-методический журнал «Логопед»,- 2014, 2, С22.
  6. Дробышев Ю.А., Ерлыченко С.Н. Возможности использования новых информационных технологий  при обучении младших школьников решению логопедических задач //  Информационные технологии в образовании. М.:МИФИ,2012, с 26-27.
  7. Королевская  Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. // Дефектология.- 2014, № 3, с 47-55.
  8. Кузьмина Е.В. Использование  информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы».  Журнал «Логопед» №5, 2008г.
  9. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы // Дефектология. – 2012, № 5, с 27.
  10.  Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений. – М., 2011г.
  11.  Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: методические традиции и новаторство. – М., 2011г.
  12.  Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда.- М.: ТЦ Сфера, 2009, 224 с.
  13. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы // Дефектология. –

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального саморазвития. Тема: «Использование информационно-компьютерных технологий при изучении основ безопасности с дошкольниками.

Программа профессионального саморазвития. Тема: «Использование информационно-компьютерных технологий при изучении основ безопасности  с дошкольниками....

Программа профессионального саморазвития

Развитие творческого воображения в речевой деятельности младших дошкольников....

Программа профессионального саморазвития.

"Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры"....

Программа профессионального саморазвития воспитателя “Использование поисково – исследовательской деятельности в рамках изучения свойств и значения воды с дошкольниками”

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2019-2020 учебный год.

Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет»...