Конспект непосредственной образовательной деятельности "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Андреева Ирина Александровна

Разработка подгруппового логопедического занятия в средней логопедической группе "Зимующие птицы" с элементами конструирования из геометрических фигур

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней логопедической группе

Тема: «Зимующие птицы»

Цель:  уточнение и расширение словаря по теме «Зимующие птицы»

Коррекционно-образовательные задачи: знакомство с обобщающим понятием «Зимующие птицы», уточнение и расширение глагольного словаря (летать, прыгать, клевать, зимовать, прилетать)

Коррекционно-развивающие задачи: развитие диалогической формы речи, развитие общей и мелкой моторики, работа над слоговой структурой слова, развитие ВПФ (внимания, мышления, памяти), развивать умение отвечать полными предложениями, развивать умение выкладывать фигуру птиц из геометрических фигур по образцу

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к птицам, воспитывать желание защищать и оберегать птиц

Оборудование: игрушка Снеговик, предметные картинки с изображением зимующих птиц (ворона, воробей, синица, снегирь, дятел), мяч,  сюжетная картина «У кормушки», наборы геометрических фигур (демонстрационный и раздаточные)

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Сегодня сядут за столы первыми девочки, а теперь мальчики.

Предлагаю вам выполнить артикуляционную гимнастику, приготовьте рабочее место (поставить зеркала, положить салфетку)

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для жевательно- артикуляционных мышц

Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.

Упражнения для щек и губ

Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка

Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, тем произносить звук а.

Дятел

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-т, тдд-тдд».

Любопытная Сорока. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».

Развитие речевого дыхания и голоса

Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Снегирь: «Фью-фью-фыо».

Введение в тему занятия

-Ребята, скажите, какое время года? (Зима)

-Скажите, что бывает зимой?  (Зимой падает снег. Зимой дует сильный ветер. Зимой на речке заерзает вода. Зимой деревья стоят голые. Зимой люди надеваю теплую одежду).

-Верно. А ещё с наступлением зимы многие птицы улетают на юг, чтобы переждать холода. Но есть птицы, которые не улетают, а зимуют рядом с нами. Сегодня к нам в гости пришел снеговик (игрушка-снеговик). Он живет в зимнем парке. Он хочет нас познакомить вас с птицами, которые зимуют вместе с нами.  Снеговик предлагает вам поиграть в игру «Доскажи словечко» и отгадать загадки о птицах, которые зимуют вместе с нами (на доске вывешиваются картинки-отгадки)

1. Игра «Договори словечко»

Птички на деревья сели,

Посчитай-ка: раз, два, три...

На зимовку прилетели

С красной грудкой... (снегири).

Кто зимы не испугался?

Кто на юг не собирался?

Кто по дереву стучал?

Под корой жучков искал.

У него так много дел

Эта птица - ………. (дятел)

Чик-чирик

И к зернам прыг!

Клюй, не робей. Кто же это ……. (воробей)

У кормушки нашей птица

Желтогрудая ……. (синица)

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её ………….. (сорока)

Кар-кар-кар! — кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее? ... (ворона).

-Птицы, которые остаются зимовать, называются зимующими. Давайте хором скажем – зимующие птицы.

2. Игра с мячом «Что умеют делать птицы».

- Предлагаю поиграть в игру с мячом. Я вам буду кидать мяч, а вы ловите его и говорите, что могут делать птицы (летать, прыгать, клевать, зимовать, шагать).

3. Беседа по картине «У кормушки». Создание проблемной ситуации.

- Ребята, у нас зима очень холодная и длиться она очень долго. Как вы думаете, смогут ли птицы без помощи перезимовать? (нет) А почему?  (негде взять корм). А как мы им сможем помочь? (сделать кормушки)

-Посмотрите снеговик принес нам картину «У кормушки». Кого вы видите на картине? (птиц, кормушку). Какие птицы прилетели к кормушке? (снегирь, ворона, воробей, синицы). Что делают птицы? (клюют корм). Скажите, чем можно покормить птиц зимой? (семечки, хлебные крошки, кусочки сала, сухие фрукты и ягоды, крупой).

4. Разминка

Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра: «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем. (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках. (на каждое название птицы загибают по одному пальчику)

Всем хватило зёрнышек. (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Развитие общей моторики. Речь с движением «Снегири».

Вот на ветках посмотри       (повороты вправо-влево)

В красных майках снегири    (наклоны вправо-влево)

Распушили перышки             (частое потряхивание руками)

Греются на солнышке           (хлопок руками по бокам)

Головой вертят                    (повороты головы вправо-влево)

Улететь хотят                   (взмахи руками)

5. Выкладывание птиц из геометрических фигур

-Посмотрите и расскажите, какие части тела есть у птицы. На какие геометрические фигуры они похожи? Снеговик для вас приготовил для вас наборы геометрических фигур, давайте вместе выложим птицу на столе из геометрических фигур.

- Снеговик, посмотри, какие замечательные птицы получились у ребят.

Итог занятия

- Наша встреча подошла к концу и Снеговику пора отправляться в парк, давайте с ним попрощаемся.

- Каких птиц мы называем зимующими? (это птицы, которые остаются зимовать рядом с нами)

- Скажите, как мы можем помочь птицам зимой? (развесить кормушки, покормить семечками, крупой, хлебными крошками, салом).

Рефлексия

-Ребята если вам сегодня было интересно,  и вы узнали что-то новое – то похлопайте в ладоши, а если вы ничего нового не узнали и скучали – то потопайте ногами.

- Большое спасибо, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Птица счастья""

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Птица счастья".   Цель НОД - прродолжать поддерживать интерес к истории русского народа, через знакомство с предмет...

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».

Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».

Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Птицы"

НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Птица счастья"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  "Птица счастья"...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....