Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми
статья по логопедии (подготовительная группа)

Башанова Баира Борисовна

Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми

Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоничному развитию психологических процессов, личных черт, интеллекта.

Игровая деятельность позволяет:

  • сохранить интерес ребенка к занятиям;
  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • осуществлять работу развитию  лексико-грамматического строя речи, связной речи, формированию фонетической стороны речи;
  • повысить познавательную активность и         работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей,     постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

 

Ряд исследований ( А.В. Запорожец и др.) подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребёнка реализуется быстрее и прочнее чем при использовании только дидактических приёмов.

Результаты исследований показали, что игра в системе дошкольных учреждениях занимает одно из первых мест, игры имеют большое значение для физического и психического развития, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра – ведущая деятельность детей с нарушениями речи. Знание особенностей игровой деятельности с речевыми нарушениями позволит более полно использовать возможности игры в коррекционной работе.

Дидактические игры

Дидактическая игра – вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности они разнообразны по своему содержанию.

Дидактические игры

по

содержанию

по

дидактическому

материалу

по характеру

игровых

действий

по

познавательному

интересу

математические

словесные

игры-

путешествия

интеллектуальные

сенсорные

настольно-

печатные

игры-

предположения

эмоциональные

речевые

с предметами

и игрушками

игры-

поручения

регулятивные

музыкальные

 

игры-

загадки

творческие

природоведческие

 

игры-

беседы

социальные

для ознакомления

с окружающим

   

Логопеды – практики под «речевыми играми» понимают не только дидактические, но и все те, которые можно использовать с целью развития различных сторон речи.

Автоматизация звука в изолированной         позиции
Использование звуковых дорожек:

 

 

Автоматизация звука в слогах

  • в прямых слогах (са, со, су, сы, сэ)
  • в обратных слога(ас,ос,ус,ыс,ис,эс),
  • в слогах с интервокальной позицией согласного (аса, оса, уса, иса, ыса),
  •  в слогах со стечениемсогласных (сма, ска, сва, ста).

 

       

Игра на пианино» (имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА, А затем все 5 слогов вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

«Цветочек», когда слоги проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

«Проведи слог по звуковой дорожке» одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

«Бусы» нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог.

«Пирамидка» нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слог.

«Жучок летит к лепесткам» ( Жучок подлетает к каждому лепестку, ребёнок называет слог.)

«Кнопочки» проговаривая слог с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает липучки.

Автоматизации звука в словах
- «Собери картинку».
-
Различные варианты звуковых дорожек и бродилок 
-  «Сухой бассейн». (
В крупу зарыты мелкие игрушки в названиях, которых есть автоматизируемый звук. Ребёнок вылавливает игрушку из бассейна и называет её.)
- «Отгадай загадку - назови отгадку».
- «День-ночь» («Придумай слова со звуком»
 -«Сны медвежонка»
-  «Упрямые звуки»

Игры для автоматизации звука во фразовой речи

- «Договаривание предложения по картинкам»

- «Придумай предложение»

- «Доскажи в рифму»

- «Почини предложение»

- «Исправь ошибку Незнайки»

 

                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл di_v_dif-tsii.docx412.1 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми

Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоничному развитию психологических процессов, личных черт, интеллекта.

Игровая деятельность позволяет:

  • сохранить интерес ребенка к занятиям;
  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • осуществлять работу развитию  лексико-грамматического строя речи, связной речи, формированию фонетической стороны речи;
  • повысить познавательную активность и         работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей,     постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

Ряд исследований ( А.В. Запорожец и др.) подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребёнка реализуется быстрее и прочнее чем при использовании только дидактических приёмов.

Результаты исследований показали, что игра в системе дошкольных учреждениях занимает одно из первых мест, игры имеют большое значение для физического и психического развития, для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Игра – ведущая деятельность детей с нарушениями речи. Знание особенностей игровой деятельности с речевыми нарушениями позволит более полно использовать возможности игры в коррекционной работе.

Дидактические игры

Дидактическая игра – вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности они разнообразны по своему содержанию.

Дидактические игры

по

содержанию

по

дидактическому

материалу

по характеру

игровых

действий

по

познавательному

интересу

математические

словесные

игры-

путешествия

интеллектуальные

сенсорные

настольно-

печатные

игры-

предположения

эмоциональные

речевые

с предметами

и игрушками

игры-

поручения

регулятивные

музыкальные

игры-

загадки

творческие

природоведческие

игры-

беседы

социальные

для ознакомления

с окружающим

Логопеды – практики под «речевыми играми» понимают не только дидактические, но и все те, которые можно использовать с целью развития различных сторон речи.

Автоматизация звука в изолированной         позиции
Использование звуковых дорожек:

звуковые дорожкиЛш

Автоматизация звука в слогах

  • в прямых слогах (са, со, су, сы, сэ)
  • в обратных слога(ас,ос,ус,ыс,ис,эс),
  • в слогах с интервокальной позицией согласного (аса, оса, уса, иса, ыса),
  •  в слогах со стечениемсогласных (сма, ска, сва, ста). 

        

Игра на пианино» (имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА, А затем все 5 слогов вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

«Цветочек», когда слоги проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

«Проведи слог по звуковой дорожке» одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

«Бусы» нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог.

«Пирамидка» нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слог.

«Жучок летит к лепесткам» ( Жучок подлетает к каждому лепестку, ребёнок называет слог.)

«Кнопочки» проговаривая слог с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает липучки.

Автоматизации звука в словах
- «Собери картинку».
-
Различные варианты звуковых дорожек и бродилок 
-  «Сухой бассейн». (
В крупу зарыты мелкие игрушки в названиях, которых есть автоматизируемый звук. Ребёнок вылавливает игрушку из бассейна и называет её.)
-
«Отгадай загадку - назови отгадку».
- «День-ночь» («Придумай слова со звуком»
-«Сны медвежонка»
-  «Упрямые звуки»

Игры для автоматизации звука во фразовой речи

- «Договаривание предложения по картинкам»

- «Придумай предложение»

- «Доскажи в рифму»

- «Почини предложение»

- «Исправь ошибку Незнайки»


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей по теме: "Значение логопедической работы с детьми"

О воспитании правильной и чистой речи, как одной из важных задач в коррекционно-образовательном учереждении, правила,которые необходимо соблюдать при проведении занятий...

Дидактические игры в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Предложенные игры служат для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию...

Роль игры в логопедической работе с детьми.

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: « А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» ...

Компьютерные игры в коррекционно-логопедической работы с детьми имеющие нарушение зрения.

Учитель-логопед детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения на своих занятиях решает две категории коррекционных задач:- исправление речевых нарушений;- коррекция зрения за счёт р...

Играя - ОБУЧАЕМ! Игра - важное направление коррекционной логопедической работы с детьми.

Игровые приёмы в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками на этапе подготовки к школьному обучениюВ. А. Сухомлинский" Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,  когда...

Значение художественной литературы в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями

Важно использовать в работе с детьми только высокохудожественные произведения, а это прежде всего — классическая проза и поэзия. В данной подборке представлен лексический  материал по ...