Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Рыжова Наталия Алексеевна

Коррекция речевых нарушений через обучение грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия  по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

Тема: «Звук и буква Л»

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

1.        Активизировать в речи правильное произношение звука  [Л].

2.        Упражнять в выделении звука [Л] из состава слова.

3.        Закрепить умение проводить звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.        Закрепить практический навык согласования количественный числительных и прилагательных с существительными.

2.        Упражнять в спряжении глаголов в настоящем времени.

3.        Развивать координацию речи с движением.

4.        Развивать мелкую моторику.

5.        Развивать общие речевые навыки.

6.        Закрепить навык чтения.

Коррекционно-воспитательные:

1.         Воспитывать дружелюбное, чуткое отношение к сверстникам.

2.        Воспитывать умение слушать ответы товарищей, дополнять и уточнять их.

3.        Способствовать проявлению речевой инициативы у малоактивных детей.

Материал:

•        Таблица акустико-артикуляционного образа звука

•        Наборы для составления схем

•        Разрезные азбуки

•        Карточки для звукового анализа

•        Наглядно-графическая схема

Пропедевтическая работа:

1.        Работа по формированию правильного произношения звука [Л ] у всех детей на индивидуальных занятиях.

2.        Предыдущие логопедические занятия по развитию звукового анализа и синтеза, формированию фонематических представлений.

3.        Дидактические игры.

Ход занятия.

                I.        Вводная часть.

Сюрпризный момент – появление Русалочки.

Логопед сообщает, что Русалочка не может определить , какая буква в ряду лишняя. Нужно помочь Русалочке , определив, какая это буква.

Проводится игра «Лишняя буква». Дети  поочерёдно садятся на свои места.

Слова:

кпшт   мнкз  иыаэ  гбдм  аумо  вхус     уапы

                        II.        Основная  часть.

Постановка цели занятия : Русалочка приглашает посетить подводный замок её отца – подводного царя- и посмотреть, как живут морские жители. Но сначала надо узнать, какой звук и какую букву мы сегодня узнаем( изучение звука [ Л]).

1.        Характеристика звука.

2.        Артикуляция. Произнесение звука Л.

3.        Знакомство с буквой.    

Логопед: Вот мы перед воротами подводного замка. Около ворот стоят стражники – раки. Ворота откроются, если мы выполним задание раков.  Произнесите волшебное заклинание.

Воспроизведение слоговых рядов.

ла-ло-лу-лы

Кла-кло-клу-клы

4.        Логопед: Мы попали во дворец морского царя. Он очень рад встрече с нами и приглашает осмотреть владения. Вместе с царской свитой мы встречаем множество рыб. Рассмотрите картинки с изображением рыб и выберите только те, к названии которых есть звук Л.

Выделение звука [Л ]в словах:

лосось, минтай, сом, камбала, акула, щука, рыба-пила, салака.

5.        Логопед: Пока мы знакомились с рыбами, Русалочка поднялась на поверхность и заметила прекрасного принца. Девушке захотелось познакомиться с ним. Но она испугалась, что ему не понравится девушка, у которой вместо ног хвост. Русалочка вспомнила о злой волшебнице – Чёрной Каракатице- и поспешила к ней. Опередите Русалочку, не дайте ей попасть в беду – подберите к схемам слова.

Подбор  слов по индивидуальным картинкам.              

6.        Логопед: Мы так спешили, так старались, но чуть-чуть опоздали. Русалочка получила от Чёрной каракатицы ноги, а взамен отдала свой прекрасный голос. Все в растерянности, что же делать? И тут свою помощь предложил друг Русалочки –смелый маленький краб. Он хочет поплыть к прекрасному принцу и всё уму рассказать. Краб верит, что, увидев прекрасную девушку, принц сразу полюбит её.

Помогите маленькому крабу. Прочитайте слоги и слова.

7.        Физкультминутка.

К морю быстро мы спустились

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно.

Вместе раз – это брас,

Одной другой – это кроль.

Все как один плывем как дельфин.

8.        Логопед: Краб добрался до замка принца. Но ступеньки так высоки, что уму никак не достать до них. Помогите крабу подняться по ступеням дворца- впишите слова в клетки кроссвордов.

Слова: лак

            луна

            лампа

            лопат

9.        Логопед: С вашей помощью краб добрался до принца и рассказал ему о несчастье. Принц спешит к морю на помощь Русалочке. А вот и пещера Чёрной Каракатицы. Путь в неё преграждают злые осьминоги. Помогите принцу преодолеть препятствие. Составьте слова из букв на ракушках.

10.         Пальчиковая гимнастика «Дружба».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать.

11.         Согласование числительных с существительными, прилагательных  с существительными.

Д/и «Один-десять».

Один верный друг,

два верных друга и т.д.

12.        Спряжение глаголов в настоящем времени:

Помогать друзьям в трудную минуту

13.         Логопед: Русалочка свободна. Принц увидел прекрасную девушку и сразу её полюбил. Пора возвращаться во дворец. Все обитатели морского царства рады освобождению Русалочки. Настало время прощаться с правителем подводного мира и его дочерью. Царь дарит нам на прощание подарки.

Анализ звукового состава слова – выделение первого звука в слове.

Д/и «Узнай по первым звукам»

        III.        Заключительная часть.

Подведение итогов.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с заключением ОНР (общее недоразвитие речи) «Путешествие по сказкам»

Хотите сами оказаться в сказке? Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие по сказкам. А поможет нам в этом волшебная книга сказок. Герои сказок уже ждут вас. Возможно, нам придется помочь им выпо...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья(дети с задержкой психического развития старшего и подготовительного возраста)

Материал по обучению грамоте детей с ОВЗ с Задержкой психического развития с использованием цифровых образовательных ресурсов....

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква У.

Ц               Цель:  систематизировать знания детей о гласном звуке и букве У.Задачи: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на мат...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква О.

            Цель: систематизировать знания детей о гласном звуке и букве О.Задачи: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале речевы...

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью Тема: Звук и буква И

Цель: Закрепление звука [И], знакомство с буквой  «И».Задачи:Коррекционно-образовательные:- закрепить навыки четкого различения и произношения звука И в слогах, словах, ...