Парные согласные звуки и буквы
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Спицына Людмила Александровна

Дети иногда произносят звонкие согласные как глухие.

Дефект выражается по-разному: полное отсутствие звонких или частичное оглушение. Дело в том, что уклад речевых органов при произнесении парных звонких и глухих звуков (ф-в, с-з, ш-ж, п-б, т-д, к-г) сходен. Отличие незначительное: при произношении звонких согласных приходят в движение голосовые связки, артикуляционный аппарат работает с большим напряжением, при произношении глухих - голосовые связки не вибрируют, артикуляция менее напряжена. Материал содержит рекомендации по работе с парными согласными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pranye_soglasnye.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Дети иногда произносят звонкие согласные как глухие.

Дефект выражается по-разному: полное отсутствие звонких или частичное оглушение. Дело в том, что уклад речевых органов при произнесении парных звонких и глухих звуков (ф-в, с-з, ш-ж, п-б, т-д, к-г) сходен. Отличие незначительное: при произношении звонких согласных приходят в движение голосовые связки, артикуляционный аппарат работает с большим напряжением, при произношении глухих - голосовые связки не вибрируют, артикуляция менее напряжена.

Следовательно, затруднения обусловлены не самим по себе воспроизведением звуков, а недостаточно четким разграничением их между собой на слух. Есть и другие причины: тугоухость, заболевания голосовых связок, анатомические нарушения губ, твердого и мягкого нёба

Неразличение звонких и глухих согласных в речи влечет за собой ошибки при письме и чтении. И поэтому, едва дефект замечен, надо сразу браться за его исправление. Работа начинается с правильного изолированного произношения смешиваемых звуков, а заканчивается упражнениями по их дифференциации.

Последовательность такова:

сначала "осваиваются" щелевые звуки ф-в, с-з, ш-ж, как более про-стые по артикуляции, а затем взрывные - п-б, т-д, к-г.

Звуки ф-в.

Попросите ребенка протяжно произносить звук ф и далее, не прерывая выдоха, "включить" голосовые связки, подать голос - получится звук в.

Поясните ребенку, что звук ф произносится глухо, без голоса, а при произношении звука в голосовые связки смыкаются и вибрируют. Вибрацию можно ощутить прикосновением руки к гортани. Упражняйтесь с ребенком в поочередном произношении звуков ф и а.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звук, ученик показывает соответствующую букву, и наоборот: вы показываете букву, ребенок произносит соответствующий звук.

Дифференциация звуков в слогах:

фа-ва, фо-во, фу-ву, фы-вы, фи-ви;

фи-ви-фа, фо-во-фо, фу-ву-фу, фы-вы-фы, фи-ви-фи: афа-ава, офо-ово, уфу-уву, ыфы-ывы. ифи-иви.

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

Фаня - Ваня. фаза - ваза, фантик. - винтик, фляга - влага, флакон - вагон, вафли - февраль.

Обратите внимание ребенка на то, как с изменением одного звука слово приобретает новое значение.

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова (ф)ара, по(в)ар, не(ф)ть, под(в)ода, ту(ф)ли, ке(ф)ир. ко(в)ер.

Дифференциация звуков в предложениях: Фаня и Ваня купили вафли. Вьются флаги у ворот. В шкафу висит кофта.

Диктант (слова с буквой ф надо записывать в один столбик, с буквой в-в другой); филин, соловей, посевы, зефир, лифт, проводник., влага, флаги, туфли, весна.

Дифференциация звуков при чтении текста: "Фаня спросила тётю Феню: "Почему на улицах флаги?" Тетя Феня ответила: "Сегодня вторник, 23 февраля. День Советской Армии и Военно-Морского Флота".

Звуки с-з.

Дайте образец звучания. Поясните разницу в образовании звуков. Звук с-глухой, звук з- звонкий, потому что в его произнесении участвуют голосовые связки. Пусть ребенок при произнесении з поднесет руку к гортани и почувствует, как она вибрирует. Постоянно напоминайте ребенку, что таким способом он может проверять правильность произношения звонких согласных.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звук, ребенок показывает соответствующую букву, и наоборот.

Дифференциация звуков в слогах:

са-за, со-зо, су-зу, сы-зы. си-зи; 
са-за-са, со-зо-со, су-зу-су. сы-зы-сы, си-зи-си, аса-аза. осо-озо, усу-узу, ысы-ызы, иси-изи.

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах: коса - коза, роса - роза, сазан, застенок, заносы, зубоскал, слеза, сказал, заскочил.

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова (с)олить, во(з)ить, зве(з)да, во(с)ток, при(з)ы.

Дифференциация звуков в предложениях: и саду созрела,_смородина. В колхозе сеяли с"ю.:у1р заводе делают самолеты.

Диктант (как и на предыдущих занятиях, слова с буквой с записываем в один столбик, с буквой з- в другой); овес, роза, забор, колеса, сестра, золото, газон, кусок, зубы, супы, азбука, астры.

Дифференциация звуков при чтении текста: "У сусликов острые зубы. Они грызут зерно и стебли хлебных злаков. Суслики поедают много зерна. Надо беречь зерно от сусликов".

Звуки ш-ж.

Работу ведите по уже сложившейся схеме: дайте образец звучания, напомните, чем отличается звук ш от звука ж, и переходите к постановке звука ж.

Вместе упражняйтесь в изолированном произношении ш и ж.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звуки, ребенок .показывает соответствующие буквы, и наоборот.

Дифференциация звуков в слогах:

ша-жа, шо-жо, шу-жу, ши-жи: ша-жа-ша, шо-жо-шо, шу-жу-шу, ши-жи-ши; аша-ажа, ошо-ожо, ушу-ужу, иши-ижи.

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

шар - жар, шаль - жаль, Леши - лежа, жутко - шутка, лыжи, мыши, пушок, петушок, окошко, сережка.

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова лу(ж)и, ло(ш)адь, опу(ш)ка, ши(ш)ки, (ж)ук. ва(ж)ный.

Дифференциация звуков в предложениях: Шел снежок. Жабу заметили мальчишки. Шура кормил журавленка.

Диктант: Женя, шалаш, Миши, ежик, шест, лыжи, чижик, чашка, журавль, шишка, ежевика, ерши.

Дифференциация звуков при чтении текста: "У Жени день рождения. Жене исполнилось шесть лет. Папа подарил Жене железную дорогу, мама - шерстяное кашне. Подарки Жене пришлись по душе".

Звуки п-б.

При работе над этими звуками стоит показать ребенку механизм их образования. Начните со звука п: губы сомкнуты, расстояние между зубами и положение языка зависят от последующего гласного звука, мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки, голосовые связки разомкнуты. Воздушная струя, проходя через ротовую полость, наталкивается на сомкнутые губы и "взрывает" их: возникает звук п. Звук б имеет тот же механизм образования, но, чтобы его вызвать, надо к произношению п подключить голос, то есть заставить вибрировать голосовые связки.

Упражняйтесь вместе с ребенком в изолированном произношении звуков п, б.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами (см. выше). Дифференциация звуков в слогах: 
па-ба, по-бо, пу-бу, пы-бы, пи-би, па-би-па, по-бо-по, пу-бу-пу, пы-бы-пы, пи-би-пи; апа-аба, опо-обо, упу-убу, ыпы - ыбы.

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

папа - баба, почка - бочка, палка - балка, пыль - быль, бил - пил, запирать - забирать, подбородок.

Упражнение; вставить пропущенные буквы в слова бара(б)ан, (п)арта, со(б)ака, лам(п)а, (п)ри(б)ор, пото(п), (б)умага. те(п)ло.

Дифференциация звуков в предложениях: Бабушка положила на полку большую палку. Полкан бежал по дну балки. Папа и бабушка пошли вброд.

Диктант (порядок тот же); грибы, палатка, болезни, буква, сапоги, суп, Паша. башня, покос, тулуп, бинокль, сабля.

Дифференциация звуков при чтении текста: "У Барбоса болела нога. Три дня пес лежал под крыльцом. Паша принес ему хлеба. Барбос лизнул Паше руку. Каждый день Паша приносил собаке обед".

Звуки т-д.

Последовательность работы - та же, что и в предыдущих случаях. Начните с изолированного произношения звуков т и д.

Упражнение: сопоставьте звуки с соответствующими буквами.

Дифференциация звуков в слогах:

та-да, то-до, ту-ду, ты-ды, ти-ди; 
та-ди-та, то-до-то, ту-ду-ту. ты-ды-ты, ти-ди-ти; ата-ада, ото-одо, уту-уду, ити-иди.

Упражнение: сложить эти слова из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

дом - том, тетя - дядя. точка - дочка, дети, отдел, тетради, дремота, водосток, стыдно, бодрость.

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова воро(т)а, (д)я(т)ел, про(д)ук(т)ы, прос(т)у(д)а, пого(д)а, пахо(т)а.

Дифференциация звуков в предложениях: Таня живет на даче. По дуплу стучал дрозд. Тома сидит дома. Тина и Дина стояли под дубом.

Диктант: борода, трава, доска, поэт, салат, судно, картошка, подарок, топор, дрова.

Дифференциация звуков при чтении текста; "Мой папа доктор. Он лечит детей. Дети его любят. Дома папа занимается со мной и Степой. Степу учит читать, и мне помогает решать задачи".

Звуки к-г.

Покажите образец звучания этих звуков. Поясните разницу в их образовании. Побуждайте ребенка произносить звук к с последующим подключением голоса - появляется звук г. Упражняйтесь в изолированном произношении этих звуков.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами.

Дифференциация звуков в слогах:

ка-га, ко-го, ку-гу, кы-гы, ки-ги; 
ка-га-ка. ко-го-ко, ку-гу-ку, кы-гы-кы, ки-ги-ки.

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

Дифференциация звуков в словах:

Галина - калина, голос - колос, рука, нога, год, кот, гуси, куры, кукла, губка, прогулка, кукушка.

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова и(г)ра, (к)рыша, (г)лина, о(г)ород, (к)ино, при(к)аз. ги(г)ант, со(к)ол.

Дифференциация звуков в предложениях: Мы играли на горке. Олегу купили новые коньки. Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки.

Диктант: колос, голос, кот, окошко, нога, рука, берега, Гоша, калоши, ягоды, музыка, кукуруза, гимнаст, гусь.

Дифференциация звуков при чтении текста: "Галя взяла куклу и пошла гулять. Галя посадила куклу на травку рядом с гусеницей. Она знала, что гусеница не кусается. Галя стала собирать букет. А когда вернулась за куклой, то увидела кузнечика. Кузнечик испугался Гали и прыгнул в густую траву".

Мы указали примерный ход работы по устранению дефектов произношения звонких согласных. Успех ее во многом будет зависеть от того, насколько последовательны и постоянны будут занятия с ребенком. Не переходите от одних упражнений к другим до тех пор, пока он не усвоит их. Стремление поскорее добиться успеха не приносит желаемых результатов.

Помните, что на логопедических занятиях важно не только выработать тот или иной речевой навык, но и закрепить его во всех видах устной и письменной речи. Если почувствуете, что ребенку надоедают одни и те же упражнения, старайтесь видоизменить их, придумать новые, с другими словами, предложениями, текстами, стихами. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"

Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....

Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук Т, буква Т"

Цель: закрепление (Т), Т, буквы Т, закрепление гласных и согласных звуков, умение делить слова на слоги, определение места звука в словах, учить читать по слогам с договариванием  до целого слова...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.

Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...

Звуковая карусель 2. Согласный звук и буква М м

Все родители сталкиваются с проблемой обучения ребенка чтению. Дети изучают буквы и пробуют читать первые слова в раннем возрасте, когда они еще не привыкли заниматься. Чтобы добиться успеха в изучени...

Звуковая карусель 3. Согласный звук и буква Н н.

Здесь мы будем, играя, учить буквы. Используя обучающие игры, ребёнок с интересом будет осваивать азбуку....

Фронтальное занятие по знакомству с новым согласным звуком и буквой. Тема: «Звук Г. Буква Г»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности....