Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме "Осень"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Могильникова Татьяна Федоровна

Материал для развития словарного запаса и лексико-грамматических категорий по теме Осень

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_teme_osen.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Осень».(Старшая группа)

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

активизировать словарь через введение существительных, прилагательных и глаголов;

- закрепить названия осенних месяцев;

- закрепить знания о приметах осени;

- упражнять детей в образовании мн. числа И.п; в образовании слов при помощи уменьшительно-ласкательных суф., в образовании относительных прилагательных.

 Коррекционно-развивающие:

 совершенствовать грамматическую и синтаксическую стороны речи;

развивать связную речь и  координацию речи с движением;

 - развивать мелкую моторику рук  и плавность речевого выдоха;

 - закреплять умение строить диалог, развивать общие речевые навыки;

- развивать внимание, память, мышление, воображение;

Воспитательные:

- воспитание активности, инициативности, самостоятельности, интереса к занятию;

Оборудование: бумажные листочки, рисунки с осенним сюжетом  Н.В. Нищева, иллюстрация к рассказу «Признаки осени».

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Мини – приветствие, мини – разминка: (сопровождают движениями)

- Раз – нагнуться, потянуться,

Два  - нагнуться, разогнуться,

И друг другу улыбнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть (садятся на стульчики)

2. Беседа об осени.

- Отгадайте загадку.
Листья желтеют, с деревьев слетают, 
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но всё же не греет.
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее.
- Какое это время года?
- Осень.

- Об осени можно сказать много красивых слов. А какие слова вы знаете об осени?

 - Осень, какая? (Разноцветная, золотая, капризная, пестрая, яркая, золотистая.)

- Назовите осенние месяцы.

3. Беседа о приметах осени.  

(Иллюстрации «Осень» рис 1, 2, 3, 4 Н.В. Нищева)

- Как много мы сказали красивых слов об осени. А какие приметы у осени?

  • Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди.
  • Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад.
  • Исчезли насекомые.
  • Собираются в стаи и улетают на юг птицы.
  • Звери делают запасы на зиму. Некоторые звери готовятся к зиме.
  • Дни стали короче, а ночи длиннее.
  • С полей и из садов убирают  урожай.
  • Люди стали теплее одеваться
  • Дети пошли в школу.

4. Игра «Договори словечко».  (Образование качественных прил.)

1) - Небо осенью какое?  (Хмурое, серое, унылое…)
- Солнце осенью какое?  (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).

- Ветер осенью какой?
- Дождь осенью какой?
- Листья осенью какие?
- Трава осенью какая?

5. Игра «Договори словечко».  (Использование в речи глаголов)

2) – Осенью листья что делают? (Краснеют, желтеют, опадают, шуршат, вянут…)
- Осенью дождь что делает?
- Осенью солнце что делает?
- Осенью трава что делает?
- Осенью птицы что делают?
- Осенью звери что делают?

Пальчиковая гимнастика «Осень».

Ветер по лесу летал,                 Плавные волнообразные движения

Ветер листики считал:               ладонями.

Вот дубовый, вот кленовый,     Загибают по одному пальчику

Вот рябиновый резной,            на обеих руках.

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.       Спокойно укладывают ладони на стол.

 

6.Упражнение «Ветерок»

- Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Сейчас у нас ветерок совсем не дует. Листочки не шевелятся.

А сейчас сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек слабой струей воздуха. Ветерок немножко разгулялся. А сейчас ветер подул сильно-сильно.

 — Молодцы. Садитесь на места.

7. Образование относительных прилагательных. Игра «С чьей ветки детки».

Лист с березы – березовый,

Лист с рябины – рябиновый,

Лист с дуба – дубовый.

Лист с осины – осиновый .

Лист с клёна- кленовый

8. Упражнение  «Назови ласково». (Образование сущ. с помощью уменьшительно-ласкательных суф.)

Дождь-дождик, дождичек

Лужа-лужица

Ветер-ветерок

Туча-тучка

Сад-садик

Солнце-солнышко

Дерево-деревце

Лист-листок, листик, листочек

Зонт-зонтик

Облако-облачко

Птица-птичка

9.Упражнение  «Один-много» (Мн. ч. сущ в И. п.)

Дождь-дожди

Лужа-лужи

Гриб-грибы

Туча-тучи

Облако-облака

Птица-птицы

Ветка-ветки

Цветок-цветы

Лист-листья

Зонт-зонты

10.Рассказ «Признаки осени» (Е. Куцина, Н. Созонова)

Осень приходит после лета. Солнце светит редко, на небе тёмные тучи. Часто идет холодный дождь. Листья желтые, красные, коричневые опадают с деревьев на землю. Золотой ковёр из листьев шуршит под ногами. Птицы улетают в тёплые края. Люди надевают куртки, плащи, сапоги, потому что на улице прохладно и сыро.

-Какое время года приходит после лета?

-Как светит солнце?

-Какие тучи на небе?

-Какие осадки осенью?

-Листья какого цвета опадают на землю?

-Откуда падают листья?

-Куда улетают птицы?

-Как одеваются люди? Почему?

 Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в средней группе "Поход за продуктами"

Занятие направлено на развитие познавательных психических процессов и речи...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12.

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной  к школе группы МБДОУ ДСКВ №12....

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по сказке "Зимовье зверей" для детей с ЗПР старше-подготовительной группы

В конспекте представлен полный конспект открытого занятия, проведенного совместно  с педагогами группы (воспитателем и учителем-дефектологом)....

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе. Лексическая тема: "Транспорт"

Данный конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Развитие зрительного и слухового внимания, речевое развитие - словоизменение и словообразование....

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

Конспект коррекционно-развивающего игрового занятия по сказке «Репка»

Занятие направлено на создание условий для формирования познавательной и речевой активности детей средствами театрализованной и музыкальных игр....