Рекомендации по заполнению логопедических характеристик
консультация по логопедии

Правильно заполненная логопедическая характеристика свидетельствует о профессиональной грамотности специалиста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по заполнению логопедических характеристик

1 слайд. Добрый день, коллеги! Свои рекомендации я подготовила исходя из неточностей, взятых из  логопедических характеристик.

2 слайд. Доклад представлен в табличной форме. 1 колонка - неточности в логопедических характеристиках, вторая колонка - примеры из логопедических характеристик, третья колонка – рекомендации

Неточности в логопедических характеристиках

Примеры из логопедических характеристик

Рекомендации

Какие неточности есть в  заключениях:

1. искажение профессиональных формулировок, зафиксированных в классификациях

4 слайд

2. несоответствие результатов обследования поставленному в итоге логопедическому заключению

Логопед пишет фонетико – фонетическое  недоразвитие речи /ФФНР

Логопеды пишут ОНР/ Общее недоразвитие речи III уровня

В своих характеристиках у детей  с ЗПР или с интеллектуальными нарушениями пишите в заключении  «ОНР»

Согласно классификации, у нас есть фонетико – фонематическое недоразвитие

(ФФН) (без слова речи, хотя во многих источниках встречается ФФНР), но правильно писать без буквы Р

 

Согласно классификации пишем, общее недоразвитие речи, (II, III,  IV) уровень (обязательно пишется уровень чего? речевого развития. По мнению Левиной Р.Е. III уровень р/р возможно определить у детей с 4,5 лет

Термин «ОНР» корректно использовать при нормальном слухе и  сохранном интеллекте ребёнка, т.е. при первичных нарушениях речи.

Если точного диагноза от врача нет, а сами вы сомневаетесь, то поставьте хотя бы знак?

3 слайд

В заключении логопед пишет ОНР, III уровень.

«Объём словарного запаса соответствует возрасту. Связная речь соответствует возрастной норме»

В заключении логопед пишет ФФНР.

«Словарь – недостаточный. Словоизменение – не развито, словообразование – не развито. Связная речь – не развита».

 5 слайд

В заключении логопед пишет системное недоразвитие речи, а активный словарь в пределах возрастной нормы.

В заключении логопед пишет ОНР, III уровень речевого развития, а грамматическая сторона речи не сформирована.

6 слайд

В заключении логопед пишет ОНР, IV уровень.

«Фонематические процессы не сформированы. Объём словарного запаса соот. возрату. Связная речь соот.  возрастной норме»

Р.А. Белова – Давид, Р.И. Лалаева, Г.Е. Сухарева и др. при задержке психического развития, при интеллектуальных нарушениях с недоразвитием речи рекомендуют использовать термин «системное недоразвитие речи».  Таким образом, при вторичных речевых нарушениях, корректнее использовать термин «СНР», указывая при этом уровень речевого развития (I, II, III, IV уровень речевого развития). Поэтому я у детей с ЗПР, указываю обязательно уровень речевого развития.

При  интеллектуальных нарушениях Р.И. Лалаева заменила слово уровни на степени: СНР тяжёлой степени при у/о; СНР средней степени при у/о;

СНР лёгкой степени при у/о. Я термин «умственную отсталость» заменила на интеллектуальные нарушения, так как термин «интеллектуальные нарушения» мы пишем в заключениях.

Под ОНР  понимают такую форму речевой патологии, при которой у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Поэтому объём словарного запаса не может соответствовать возрасту, связная речь тоже

ФФН – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка. Поэтому в характеристиках хотя бы напишите приближено к возрастной норме, если словоизменение и словообразование не развито, то это как минимум ОНР, II  уровня речевого развития.

Системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, поэтому словарь не может быть в пределах возрастной нормы.

Грамматическая сторона речи не сформирована при ОНР,  I  или II уровня р/р.

Дети  с ОНР, III уровня  р/р правильно употребляют простые грамматические формы (кубик – кубики), но допускают специфические ошибки в более сложных формах. Здесь лучше было написать грамматическая сторона речи нарушена.

Это дети с  нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико – грамматического и фонетико – фонематическеого недоразвития.

Для детей с I  уровнем р/р, характерно, что фонематические процессы не сформированы. Даже для ребёнка со II уровнем р/р можно написать выраженное недоразвитие фонематических процессов. Объём словарного запаса и связная речь не могут соответствовать возрасту при онр

7 слайд

Вторая группа неточностей.

Непонимание смысла понятий «словообразование» и «словоизменение»

На строке словоизменение пишите

- «Отмечаются ошибки при образовании относительных и притяжательных прилагательных»

- «Допускает ошибки при образовании сущ. с уменьшительным значением, при назывании профессий и т.д.»

8 слайд

На строке словообразование

пишите

- «Нарушено образование мн. числа сущ.»

- «Затрудняется при образовании падежных форм сущ. и т.д.»

Функция словоизменения обычно сформирована к 4 годам.  Это значит, что ребёнок данного возраста уже не должен допускать грубых или часто повторяющихся ошибок.

- образование мн. числа сущ.;

- согласование прил. с сущ. в роде и числе;

- согласование сущ. с числительными

- употребление сущ. с предлогами;

- изменение глаголов по временам, числам и родам.

Функция словообразования сформирована к 7-8 годам.

- образование глаголов с помощью приставок;

- образование сущ. и прил.  при помощи уменьшительных суффиксов;

- образование относительных прил.;

- образование притяжательных прил.;

- образование сущ. при помощи приставок (н-р, подосиновики);

- образование сложных слов;

- образование однокоренных слов;

- образование наречий от прил.

9 слайд

Третья группа неточностей.

Нет примеров детских высказываний

Активный словарь – беден.

10 слайд

В заключении логопед пишет ОНР, III уровень. Звукопроизношение носит полиморфный характер.

Есть логопедические характеристики, которые написаны грамотным, профессиональным языком, но без примеров детских высказываний, логопеды в данных характеристиках меняют только Ф.И. ребёнка и дату рождения. Все характеристики как под копирку.

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина отмечают «Логопедическая характеристика должна содержать примеры детских высказываний, иллюстрирующих то или иное речевое нарушение».

Для обследования активного словаря подбор слов берётся из общеобразовательной программы, согласно возрасту ребёнка. Пассивный словарь исследуется только в том случае, если в активной речи нет   данной лексической единицы. (Бессонова Т.П., Грибова О.Е)

Приведу пример, который нам рассказал логопед областной ПМПК на конференции в Нижнем. Родителям на руки попала логопедическая характеристика, в которой логопед указал, что словарь ограничен. Родители подали заявление в прокуратуру (причина подачи заявления в заключении), началась проверка. Логопеду областной ПМПК нужно было выявить объём  активного словаря у ребёнка. Как она проверяла объём активного словаря, она не сказала.  Но это ещё раз подтверждает, что на руки документы родителям не даём. И все наши слова подтверждаем примерами детских высказываний. Вы должны доказать, что словарь ограничен. Ограничен он  не только прилагательными и наречиями, но и существительными. А существительные берём из общеобразовательной программы согласно возрасту.

Для детей с ОНР, III уровня речевого развития нужно расписать какие конкретно группы звуков ребёнок не произносит. У ребёнка со II уровнем р/р сложно вычленить каждый звук из-за многочисленных замен, искажений и смешений, поэтому пишем полиморфный характер.

11 слайд

Четвёртая группа неточностей.

Краткость написания логопедической характеристики

Слоговая структура речи – нарушена.

Фонематическая сторона речи – нарушена.

Активный словарь – ограничен.

Связная речь – низкий уровень связной речи.

Содержательное оформление   документации является одним из существенных показателей профессионализма. Нужно иметь варианты необходимых фраз,  специальных выражений, формулировок, которые упрощают заполнение логопедической характеристики, сохраняя её   содержательность и правильность.

Говоря о функциональных обязанностях учителя – логопеда, можно выделить одну очень значимую и не менее важную обязанность, чем все остальные. Это - оформление необходимой документации по установленной форме. Ее ведение является одним из существенных показателей профессионализма. Много времени отводит логопед написанию логопедических заключений, характеристик, представлений.

Чтобы не тратить дополнительного времени на подбор необходимых фраз, специальных выражений, формулировок нужно иметь варианты готовых ответов, которые упрощают заполнение документов, сохраняя их содержательность и правильность. Это помогает повысить свою компетентность и  эффективно организовать свою работу.

12 слайд

ВЫВОД. Таким образом, правильно заполненная логопедическая характеристика свидетельствует о профессиональной грамотности специалиста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по заполнению журнала овладения детьми подготовительных к школе групп основными видами движений

С целью  определения подготовленности ребенка, планирования индивидуальной работы и составлении нагрузки на него, данный график могут использовать специалисты не только дошкольных, но и школьных ...

Пример написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК

Образец написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК...

Дрожащие звуки. Лингвистическая характеристика звуков. Логопедическая характеристика фонем

Ключевым понятием фонологии является фонема. Фонема - единица языка, служащая для различения и отождествления слов и морфем. Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия...

Выступление на семинаре заместителей и заведующих "Рекомендации по заполнению карты результативности педагогов, реализующих программы дошкольного образования"

Данное выступление на семинаре может быть полезно для педагогов, аттестующихся на первую квалификационную категорию. Материал представлен экспертом городской аттестационной комиссии города Югорска, ХМ...

Пример заполнения логопедического представления на ПМПК

Одно из базовых профессиональных умений логопеда, без которого невозможно грамотное и результативное логопедическое воздействие - это проводить логопедическое обследование и интерпретировать его резул...

Рекомендации по заполнению речевых карт

В данном материале представлены подробно рекомендации по заполнению речевых карт...

Примерная логопедическая характеристика на неговорящего ребенка по запросу родителя с рекомендациями

Примерная логопедическая характеристика на неговорящего ребенка по запросу родителя с рекомендациями .Часто родители неговорящих детей просят подобные заключения после обследования ребенка логопедом, ...