Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Звуки З-ЗЬ"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Цель: Совершенствование произношения звуков З, Зь, фонематических представлений и навыков языкового анализа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_z-z_microsoft_word.doc233 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №5» города Сосновоборска

Звуки З,Зь. Буква З.

подготовительная группа, подгрупповое логопедическое занятие

Семкина

Оксана Геннадьевна,

учитель-логопед

2022г

Цель: Совершенствование произношения звуков З, Зь, фонематических представлений и навыков языкового анализа.

Задачи:

1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков 3,Зь в сравнительном аспекте.

2. Учить дифференцировать звуки З,ЗЬ в слогах, словах и предложениях.

3. Совершенствовать слоговой анализ и умение соотносить слоговую схему с произносимым словом. 

4. Воспитывать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

5. Воспитывать умения выслушивать ответы других детей, размышлять, делать собственные выводы.

Планируемые результаты:

  1. Дети активно участвуют в определении акустико-артикуляционных особенностей звуков З,ЗЬ, дают их характеристику на основе собственных выводов.
  2. Определяют наличие звуков З,Зь в слове, правильно их произносят в различных позициях в словах и предложениях.
  3. Дети умеют делить слова на слоги и соотносить слоговую схему с произносимым словом.
  4. Дети выслушивают до конца ответы других детей, высказывают собственное мнение по данному вопросу.

Образовательная среда:

1. Предметно-практическая среда – зеркала, картинки-символы артикуляционных упражнений, карандаши, наборы для составления схем, карточки к игре «Новоселье», предметные картинки с разными звуками.

2. Среда взаимодействия «взрослый - ребенок» - внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная форма общения  

  1. Среда взаимодействия «ребенок - ребенок» - ситуативно-деловая форма общения, формы взаимодействия групповая
  2. Среда отношений к миру, другим людям, к себе: отвечают на вопросы, размышляют, оценивают результаты собственной деятельности и деятельности сверстников

Индивидуальная работа:

- Степа, Миша, Маша – контроль произношения звуков С,СЬ,З,ЗЬ;

- Миша - контроль произношения звука Л,

- Ульяна - контроль произношения звука Ш.

План-конспект

I Мотивационно-целевой этап

Сядет тот, кто ответит на вопрос:

- Что такое звуки?

- Какие бывают звуки?

- На какие две группы можно разделить все звуки?

- Что такое предложение?

- Какие вы знаете правила написания предложений?

- На какие группы можно разделить согласные звуки?

- Какие звуки мы называем гласными (согласными)?

        С какими звуками мы познакомились на предыдущих занятиях? (З,ЗЬ)

        Сегодня на занятии мы будем тренироваться различать эти звуки.        

II Ориентировочный этап

Развитие артикуляционной моторики.

Логопед уточняет, для чего необходимо выполнять артикуляционные упражнения.

Дети выполняют артикуляционные упражнения, ориентируясь на картинки-символы, расположенные на доске.

Акустико-артикуляционный образ звуков.

Произнесение звуков З, ЗЬ хором и индивидуально.

Звук 3 - губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, воздушная струя - холодная, идет по середине языка.

Звук Зь - губы  улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы,  спинка языка выгнута, воздушная струя - холодная, идет по середине языка.

Дети обсуждают сходство и различия в артикуляции звуков З и ЗЬ.

Дети выделяют акустико-артикуляционные признаки звуков З и ЗЬ.

Звук 3 – согласный, звонкий, твердый.

Звук Зь – согласный, звонкий, мягкий.

Дети обсуждают сходство и различия акустико-артикуляционных признаков звуков З и ЗЬ.

III Поисково-исследовательский этап

Игра «Топни, хлопни»

Задание направленно на дифференциацию звуков З и Зь на слух.
Слушайте внимательно и выбирайте движение. Если звук твердый,
топайте. А если звук мягкий, хлопайте.

Забор, заяц, зима, зубы, зебра, зеленый, мазать, розы, козел, зеркало, коза, завод, газета, ваза, береза, резина, возят, Лиза, бензин, друзья, нельзя.

Игра «Скажи наоборот»

Проводится с мячом.

Замените твердый звук З на мягкий звук Зь в слогах или наоборот мягкий звук Зь на твердый звук З.

За-зя, зи-зы, зу-зю, зя-за и т.п

Игра «Путаница»

Я сейчас будет говорить очень смешные неправильные предложения, а вы постарайтесь их исправить.

- Зеленая травка ест козу.
- Газета читает тетю Зою.
- Зебра ходила в зоопарк смотреть Лизу.
- Зеркало смотрит в Зарину.
- Корзина с земляникой несет Лизу.
- Зефир любит есть Захара.

- Берёза паслась под козой.

- Динозавры много знают об учёных.

- Узлы умеют развязывать Зою.

- Воздушный змей запускает Захара.

- Ваза стоит в розовой розе.

- Зонт забыл купить Знайку.

- Незабудки сорвали Захара.

IV Практический этап

Рассмотрите картинку и назовите нарисованные предметы.

 

Рассмотрите домики. У домиков 1,3,5 раскрасьте крыши синим карандашом; у домиков 2, 4, 6 - зеленым карандашом. Расселите все слова-картинки в соответствующие домики (проведите линии-дорожки). Например, в слове КОРЗИНА слышится звук ЗЬ. Это мягкий согласный звук. В этом слове три слога, значит поселим слово в домик с зеленой крышей - под номером 4.

 Дети далее самостоятельно выполняют задание и обсуждают совместно результаты.

V Рефлексивно-оценочный этап

- Что мы сегодня учились делать?

- Какие задания вам удалось выполнить без затруднений?

- Какие задания нужно еще потренироваться выполнять?

Приемы формирования коммуникативной деятельности,

  • учащимся даётся время на обдумывание их ответов;
  • обращается внимание учеников на каждый ответ их товарищей;
  • поддерживаются  все высказывания, независимо от того, верны они или нет;
  • предоставляется возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении;
  • задаются уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников;
  • создаётся атмосфера доброжелательности и уважения в общении.

совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика.

Создание благоприятного эмоционального состояния 

Выход в другой вид деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

конспект логопедического занятия в подготовительной группе (ОНР, 3 год обучения)

Конспект занятия по развитию речи: Путешествие в сказку "Ворон и его ученики"...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «КВН»

КОНСПЕКТ логопедического занятияв подготовительной группе «КВН»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе

Конспект логопедического занятия в подготовительной  к школе группепо формированию интонационной выразительности речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (IIIуровень)

Цель занятия: закрепить правильное произношение звука "Ч" в словах и связном тексте....

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...